Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:11, контрольная работа
В настоящий период развития российского государства переход к рыночной экономике приводит к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института российского предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен, какими реальными как позитивными, так и негативными последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в капиталистическое прошлое страны, проанализировать реальный опыт, накопленный за века. Обращаясь к истокам российского предпринимательства, мы решаем задачу не только описания его истории, но и попытаемся определить, какие древние процессы способствовали развитию торговли и ремесел.
Введение
В
настоящий период развития российского
государства переход к рыночной
экономике приводит к воссозданию
на новой, конкретно-исторической основе
института российского
История
предпринимательства в России столь
же глубока, как и история самой России.
Еще в конце III тысячелетия н. э., когда
шел процесс становления Древнерусского
государства, формировались условия и
предпосылки для деятельности первых
предпринимателей. Этому способствовало
разложение первобытно-общинного строя,
имущественное и социальное расслоение
общества, развитие различных форм собственности,
включая и частную, мобилизация прибавочного
продукта, накопление его в руках правящей
элиты, углубление общественного разделения
труда, что связано с обособлением земледельческого
и скотоводческого типов хозяйства на
территории Восточной Европы, выделением
ремесла, а затем и торговли как специальных
форм деятельности.
Первоначально торговля возникала на мелких сборных населенных пунктах, называемых погостами (от слова "гостьба", "гостить"). Эти мелкие рынки вели к более крупным, связанным с внешней торговлей. Вокруг погостов вырастали поселки, торжки. Иногда погосты становились административными центрами ремесла и торговли. В основе их экономического развития лежала сельскохозяйственная продукция. Здесь концентрировался и перераспределялся прибавочный земледельческий и промысловый продукт (полюдье), на базе которого развивалось ремесло и торговля. Появление специализированных поселков ремесленников, работавших на заказ и для рынка, относится к VII-VI вв.
В
начальный период возникновения
феодальных отношений первые предприниматели
- это выходцы из низших слоев
населения. Именно эти люди подтачивали
традиционный строй и раскручивали
спираль поступательного
Можно выделить три условных центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси как Киевская Русь (862-1237 гг.), Новгородскую республику (1136-1471 гг.), Владимиро-Суздальскую Русь (1239-1362 гг.). Наиболее характерной чертой, доминирующей в устройстве Киевской Руси, было сильное государственное начало.
Исторически и по устройству жизни Новгород был ближе к Скандинавии. В Новгород непрерывным потоком прибывали гости из Норвегии и Швеции. Великий Новгород был огромным городом, основное население составляли ремесленники. Они работали сначала на заказ, а затем на рынок. Конкуренция с иностранными товарами побуждала к производству, рынок насыщался, люди, стараясь достать больше денег, стремились производить больше, становились предпринимателями. Новгород, по сути, дал начало развитию предпринимательства в России.
Но основанием будущего Московского княжества, а потом и Российского государства стало великое княжество Владимирское. Географическое положение княжества было значительнее хуже южнорусских земель. Население Владимирской земли до монгольского нашествия занималось полевыми работами пять-шесть месяцев в году. Остальное время они занимались промыслами, также не требующими сложной организации труда: лыководство, звероводство, бортничество, рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело. Более специальных навыков требовало ткачество, слесарное и сапожничье дело. Существовали простые виды промышленного производства - домашнее ремесло, мелкое товарное производство. Домашняя форма промышленности была связана с сельским хозяйством, выработкой шерсти, грубого полотна, мукомольем, производством одежды, обуви, домашней утвари. Были во Владимире мастера по производству благородных тканей.
В Киевской Руси в условиях господства натурального хозяйства крупное торговое предпринимательство ориентировалось главным образом на внешний рынок. Купцы обеспечивали интересы знати и являлись своего рода торговыми агентами князей и бояр. Их прибыль основывалась на существенной разнице цен на товары в местах их производства и пунктах сбыта за рубежом. Цена не зависела от затрат на производство товара и определялась его редкостью, спросом на него покупателей.
К IX веку относится бурное развитие 10 крупных городов этого периода: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром, Любеч. В города сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры и другие тогдашние "промышленники". Здесь совершались сделки, заключались договора, отсюда ведет свою историю ярмарочная торговля. В предпринимательской деятельности участвовали все слои населения.
В
конце XVIII – в начале XIX вв.
сложилась промышленная география
центральных районов России. Она
отличалась широким распространением
мелкой, главным образом, крестьянской
промышленности. В Московской,
Владимирской, Калужской, Костромской,
Тверской, Ярославской, Нижегородской
губерниях чуть ли ни в
каждом селении крестьяне
занимались промыслами. Мелкая
промышленность являлась хорошей
базой для генезиса капиталистического
производства – в ней готовились
квалифицированные кадры, накапливались
капиталы, формировалась промышленная
буржуазия. В промышленности
сложилось своего
рода разделение сфер
предпринимательства – с одной стороны,
развитие крупной промышленности,
ориентированной преимущественно
на зажиточного и богатого
гражданина, дворянство, царский двор,
вывоз за границу; с другой – бурный
рост мелкой крестьянской и
кустано-ремесленной промышленности,
ориентированной на широкие народные
массы, на все многообразие их
потребительского спроса.
Вывод
Первоначально торговля возникала на мелких сборных населенных пунктах, называемых погостами. В основе их экономического развития лежала сельскохозяйственная продукция. Здесь концентрировался и перераспределялся прибавочный земледельческий и промысловый продукт, на базе которого развивалось ремесло и торговля. С выделением ремесла предпринимательство вступило на новый уровень развития. Сначала товары производились на заказ, а затем и для свободного рынка. Развитие ремесла позволило выйти на внешние рынки. Конкуренция с иностранными товарами побуждала к производству, рынок насыщался, люди, стараясь заработать больше денег, стремились производить больше.
Развитие
городов привело к бурному
развитию торговли. Именно сюда стекались
купцы и ремесленники, совершались сделки
и заключались договора. В предпринимательской
деятельности участвовали все слои населения.
В конце XVIII – в начале XIX вв. произошло
разделение сфер предпринимательства.
Крупная промышленость была ориентирована
на дворянство и внешний рынок, а кустарно-ремесленная
промышленность на простой народ. Такое
распределение сил сохранились вплоть
до начала XX века.
Список литературы.
1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. - М.,1994
2. Галаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира: Пособие для вузов. — М., 1997.
3. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века./Под ред. А.К.Сорокина. - М.,1997
4. Старцев
А.В. Торгово-промышленное
5. Харькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.