Юридическая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного, уголовного, налогового и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности, в частности юридическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Для достижения поставленной цели, опираясь на федеральное законодательство, займусь решением следующих задач:
- юридическая ответственность в предпринимательском праве;
- юридическая ответственность в сфере лицензирования.

Содержание

Введение 3
1. Юридическая ответственность в предпринимательском праве 5
2. Юридическая ответственность в сфере лицензирования 7
Заключение 10
Задача 11
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

контрольная РПП.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФБГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ 

ПРАВОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Кафедра «ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Российское предпринимательское право

 

Вариант № 6

 

 

Выполнил: Саханчук М.А., 431гр.


(Ф.И.О., № группы)

 

 

 

Проверил: Е.В. Дорогова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Челябинск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение           3

1. Юридическая ответственность в предпринимательском праве  5

2. Юридическая ответственность в сфере лицензирования   7

Заключение                          10

Задача                  11

Список использованной литературы             13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом,  воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Среди них такие виды деятельности, как банковская деятельность, страховая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочная деятельность, аудиторская деятельность и др. Влияние этого института на деятельность предпринимателей несомненно велико. Складывающиеся при этом отношения требуют не только адекватного нормативного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.

Необходимо  признать, что существующее нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской  деятельности не является совершенным.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного, уголовного, налогового и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности, в частности юридическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Для достижения поставленной цели, опираясь на федеральное законодательство, займусь решением следующих задач:

- юридическая  ответственность в предпринимательском  праве;

- юридическая ответственность в сфере лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. юридическая ответственность в предпринимательском праве

 

В научной литературе юридическая ответственность представлена двумя ее разновидностями — позитивной (перспективной) и негативной (ретроспективной).

Сущность позитивной юридической ответственности заключается в добровольном, добросовестном осуществлении юридических обязанностей субъектами права. Она влечет за собой позитивную реакцию государства, а в ряде случаев — поощрительные санкции.

Основанием позитивной юридической ответственности всегда выступают социально одобряемые правомерные действия. В основе этих действий лежит общественная польза реализующего (исполняющего или соблюдающего) правовые предписания, гражданский долг лица.

Негативная юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, применяемая или возможная к применению в отношении лица (организации) за совершенное правонарушение и проявляющаяся в претерпевании или угрозе претерпевания виновным неблагоприятного последствия личного или (и) имущественного характера.

Основанием юридической ответственности  в сфере предпринимательства выступает правонарушение, т. е. виновное, противоправное деяние деликтоспособного субъекта, наносящее ущерб личности, обществу, государству.

В юридической литературе еще не сформулировано понятие правонарушения в сфере предпринимательства. Но, исходя из общетеоретических основ, под правонарушением в сфере предпринимательства можно понимать совершенные виновно общественно опасные деяния субъекта предпринимательской деятельности, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба экономике как путем непосредственного нарушения интересов хозяйствующих субъектов (государства, юридических лиц, граждан), так и путем нарушения интересов граждан, соприкасающихся с предпринимательской деятельностью. По степени общественной опасности (социального вреда) правонарушения в сфере предпринимательства делятся на преступления (уголовно наказуемые деяния) и проступки.

Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ1, который выделяет специальную гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Эта глава содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169 — 200 УК РФ), которые непосредственно относятся к предпринимательству.

Административная ответственность  предусмотрена административным законодательством. Например, КоАП2 РФ, в котором предусмотрены административные правонарушения в сфере предпринимательства (гл. 14 КоАП).

Финансово-правовая ответственность  за правонарушения в сфере предпринимательства, по существу, является разновидностью административной ответственности (НК РФ3).

Гражданско-правовая ответственность  предусмотрена гражданским законодательством. В зависимости от конкретных обстоятельств ответственность по гражданскому праву может быть различной: договорная и внедоговорная, солидарная, долевая, субсидиарная и в порядке регресса.4

 

 

2. юридическая ответственность в сфере лицензирования

 

За осуществление лицензируемых  видов предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ5 установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); в ч. 3 ст. 14.1 - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ч. 4 ст. 14.1 - за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Совершение данных правонарушений влечет наложение административного  штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностных лиц, юридических лиц. При осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В случае вынесения судьей решения  об административном приостановлении  деятельности лицензиата лицензирующий  орган на основании п. 3 ст. 20 Закона о лицензировании6 в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Возобновление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом по истечении  срока административного приостановления  деятельности лицензиата или при  досрочном прекращении исполнения этого административного наказания.

Если же в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение  лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан в соответствии с п. 11 ст. 20 Закона7 обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована только решением суда.

Применение мер уголовной  ответственности по ч. 1 ст. 171 УК РФ8 за незаконное предпринимательство осуществляется, если в результате осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным ущербом, доходом в крупном размере признаются ущерб, доход в сумме, превышающей 1,5 млн. рублей. За совершение данных преступлений ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста.

Часть 2 ст. 171 УК РФ устанавливает более строгие меры наказания за то же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 6 млн. рублей9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрено  правовое положение лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд выводов.

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.

Оно предусматривает осуществление  мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

При занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ10) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ11). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).

 

 

 

Задача

Управление  Федеральной службы по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития по Челябинской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к ООО «Аптека» об аннулировании лицензии, выданной Обществу 20 апреля 2009 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для осуществления фармацевтической деятельности.

Заявитель указывал, что для получения лицензии общество представило в лицензирующий орган недостоверную информацию. Право на обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии предусмотрено пунктом 1 статьи 6 Закона № 128-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия выдана обществу с условием осуществления деятельности в аптеке по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 46, пом. 8. Однако договор аренды указанного помещения Общество заключило с ЗАО «Стимул», тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником спорного помещения является Петров О.С.

Указанный факт стал известен Управлению в ходе проведения проверки соблюдения Обществом лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности. Спустя 3 недели с момента вручения акта проверки Управление обратилось в суд с иском об аннулировании лицензии.

Решите спор. Каков порядок и основания  аннулирования лицензии?

 

Такое заявление не может  быть рассмотрено судом, по причине недействительности данного закона на территории Российской Федерации.

Согласно, Положению о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011, №1081)12 грубым нарушением лицензионных требований является отсутствие помещения на праве собственности или на ином законном основании и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст.6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности).

Следовательно, ООО «Аптека» будет вынуждено оплатить штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или приостановят его деятельность на срок  до девяноста суток. В случае, если орган, суд (осуществляющий контроль), примет решение приостановить деятельность, и ООО «Аптека» не устранит грубые нарушения, до конца указанного срока, то этот иск, с поправкой на действующее законодательство, имеет место быть.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

 

Информация о работе Юридическая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии