Классификация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание

В настоящее время легальная классификация юридических лиц выступает на основании сохранения своей юридической силы и значения в форме собственности, в рамках которой создаётся и формируется юридическое лицо.
Классификация юридических лиц выделяет государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные и частные (право собственности граждан и юридических лиц).

Работа состоит из  1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.docx

— 19.29 Кб (Скачать документ)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ  ЛИЦ 

   В настоящее время легальная классификация юридических лиц выступает на основании сохранения своей юридической силы и значения в форме собственности, в рамках которой создаётся и формируется юридическое лицо.  
 
    Классификация юридических лиц выделяет государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные и частные (право собственности граждан и юридических лиц).  
 
    Следующим основанием классификация юридических лиц считает соотношение в правах учредителей и самого юридического лица на имущество последнего п.2 ст.48ГК РФ. Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

      • юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников
      • юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников
      • юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте
      • юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам
      • юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде
      • существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников

 

    Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного.  
 
    Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо или же создать организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, то есть, изучить такой вопрос, как классификация юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам. Например, ответственность общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им имуществом, между тем как в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники.  
 
    Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификация юридических лиц предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе.

 

 

 

6. Государство как  субъект гражданского права

Государство является особым субъектом гражданского права:

· государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;

· государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т. е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

· правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

· некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

· некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

· государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

· государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Непосредственное  участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов  государственной власти, действующих  не как юридические лица, а как  законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

От имени государства  в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных  образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в  случаях и в порядке, предусмотренных  законодательством, от имени государства  по его специальному поручению могут  выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические  и физические лица.

Опосредованное  участие государства в гражданском  обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических  лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником  их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с  имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

Участие государства  как собственника в гражданском  обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством  которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности  на свое имущество:

· государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом РФ, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;

· государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

Допускается участие  государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и  т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

· приватизация госимущества;

· финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

· краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

· выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

· сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

· эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.

Следует различать  договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

Согласно ст. 126 ГК в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий  принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных  ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

· субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;

· субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;

· ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.



Информация о работе Классификация юридических лиц