Конкуренция в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание

Перед отечественным бизнесом в современных условиях стоит амбициозная задача – достижение конкурентоспособности мирового уровня, обусловленное процессами постиндустриального развития, обеспечения макроэкономического роста и социализации национальной экономики. Наряду с новыми возможностями определенные риски и угрозы для бизнеса привносит экономический кризис, который оказывает существенное влияние на характер конкурентной среды национальной экономики.

Работа состоит из  1 файл

конкуренция в предпринимательстве.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

    В Казахстане важнейшим ограничивающим фактором развития инновационной деятельности предпринимательства служат капиталоемкость  производства и размер первоначальных инвестиций. В связи с этим со стороны государства требуются меры, способствующие появлению у предпринимателей стимула и возможности заниматься разработкой инноваций. Эти меры должны учитывать отраслевую специфику и сферу деятельности предприятий, так как отраслевые различия обусловливают неодинаковость экономических условий протекания инновационных процессов. К примеру, в сырьевых отраслях, где жизненный цикл продукции значителен, инновационная активность ниже, чем в обрабатывающей промышленности, и продукция обновляется медленней. К тому же в данном секторе применяемые технологии зачастую носят уникальный характер, так как ориентированы на особенности месторождения и не могут быть широко распространены.

    В данном случае государство должно стимулировать  создание и применение инноваций на предприятии набором косвенных мер, например, ужесточить экологическое законодательство в целях стимулирования применения технологий, снижающих негативный экологический эффект от производства. В обрабатывающей же промышленности более распространены продуктовые инновации. Здесь может быть два сценария развития – внедрение абсолютно нового продукта, что требует сильной научной базы и финансовых вливаний, и внедрение модификации существующей продукции для лучшего удовлетворения требований рынка. В данном случае основная задача государства заключается в обеспечении всем участникам рынка равных условий, в стимулировании появления новых участников рынка и приоритетном финансировании проектов, способных в будущем ужесточить конкуренцию и развить ее на совершенно новом уровне.

    Сегодня в условиях кризиса ипотечного кредитования появляется еще один шанс привлечь высвобожденные средства в инновационный  бизнес. Для этого необходимо усилить  меры по снижению рисков в данной сфере. Существует целый спектр апробированных в мировой практике мер, которые необходимо внедрять и у нас. Данному процессу будут способствовать развитие страхового и фондового рынка.

    Еще одной существенной проблемой, сдерживающей рост инновационной активности, выступают неэффективность защиты прав интеллектуальной собственности в Казахстане и ограниченность возможности коммерциализации инноваций вследствие отсутствия механизма передачи технологий из государственного сектора в коммерческий. Необходимо ввести статус «государственная интеллектуальная собственность» в отношении объектов, созданных на основе финансирования из средств государственного бюджета, что предполагает безвозмездное их использование производителями продукции, поставляемой для государственных нужд. Правовая охрана таких объектов освобождается от государственной пошлины, что может служить эффективным механизмом стимулирования регистрации объектов интеллектуальной собственности в данном статусе. Урегулирование вопросов, связанных с принадлежностью к интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, важно и для развития связей между наукой и промышленностью, государством и частным капиталом, и для международного сотрудничества в инновационной сфере.

    Роль государства в формировании и развитии конкурентной среды реализуется в его функциях, осуществляемых по трем направлениям:  создание субъекта частного предпринимательства – регистрация, лицензирование, аккредитация;  организация доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, сертификация); контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства и оборотом продукции на рынке.

     Роль  государства  в сфере развития конкурентной среды должна, в первую очередь, заключаться в недопущении действий со стороны государственных институтов власти, непосредственным следствием которых (хотя и далеко не всегда непосредственной причиной) является ухудшение конкурентной среды предпринимательства. Наиболее серьезной причиной появления препятствий в деятельности рыночных агентов являются акты, действия (либо наоборот, бездействие) органов власти разных уровней, влекущие за собой ограничение свободы предпринимательской деятельности, создающие преимущественные условия деятельности для отдельных рыночных агентов и искажающие тем самым конкурентную среду. Основной задачей анализа и оценки состояния конкурентной среды бизнеса заключается в выявлении негативных факторов конкурентной среды, которые создают барьеры входа на рынок субъектам предпринимательства, а также препятствия уже осуществляющим деятельность на рынке субъектам.

     Необходимо  изменить саму политику и культуру контролирующих государственных органов, переориентировав их функции с «карающих» на способствующие и помогающие становлению и развитию предпринимательства. Введение института кураторов и последующая оценка их деятельности, должна быть увязана с их материальным и моральным вознаграждением, т.е. ввести принцип зависимости качества работы кураторов от экономического состоянием курируемых (обслуживаемых) субъектов предпринимательства, их стабильной работой и развития, открытия новых предприятий. Оценку работы чиновников должна осуществлять и  общественность – через применение механизма общественной отчетности чиновников центральных и местных исполнительных органов по вопросам содействия предпринимательству. Однако немаловажно не только добиваться открытости государственных органов, но и обеспечить прозрачность деятельности самих предпринимательских структур, независимо от формы собственности, размера и вида деятельности.

     Нацеленность  государства на формирование в рыночной среде не просто общепринятых «правил игры», а таких условий функционирования бизнеса, которые предполагают наличие двух обязательных системообразующих элементов – ответственности каждого рыночного агента перед обществом, с одной стороны, и контроля со стороны общества за всеми участниками рыночных отношений, с другой, причем контролирующая роль отводится главным образом государственным институтам.  
 
 
 
 
 
 

Заключение

      1. Взаимодействие предпринимательства и конкуренции как основополагающих элементов рыночного механизма хозяйствования происходит в конкурентной среде, характеризуемой интенсивностью, эффективностью, динамичностью. На данный процесс, оказывают влияние детерминанты национального ромба, характер и сила влияния которых способны видоизменять условия конкурентной среды. Конкуренция как процесс соперничества высвечивает тесную взаимосвязь, существующей между нею и предпринимательством. Конкуренция между предпринимателями за позицию на рынке отражает содержательный момент их соперничества, стимулирует поиск конкурентных преимуществ как обязательного элемента деятельности предпринимателя, и определяется как безостановочный процесс, который не только обусловливает непрерывность конкуренции, но и выступает своего рода источником развития предпринимательской функции. Это находит выражение в поиске более эффективной комбинации производственных факторов и новых рынков, создании новых товаров и услуг, применении новых методов производства и сбыта. Энергия поиска, «подстегиваемая» успехами конкурентов, интенсифицирует предпринимательскую активность по завоеванию конкурентных преимуществ. Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит взаимообусловленный характер, так как конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, а оно, в свою очередь, способствует поддержанию высокой конкурентной активности и развитию самой конкуренции, ее форм и методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

  1. Формирование и развитие конкурентной среды предпринимательства Республики Казахстан: теория, методология, практика. Монография – Астана, 2009 г.- 388 с. – 24 п.л.
 
     
  1. Формирование  организационно – правового механизма  развития конкурентной среды в экономике  Казахстана // Транзитная экономика. -  2007 г. -№ 4(61).- 28-34. - 0,44 п.л.
  2. Регулирование доминирующих компаний – ключевое направление развития конкуренции в экономике Казахстана // Транзитная экономика. - 2007 г. - № 5(62).- 70-77
  3. Разгосударствление и приватизация собственности как основа формирования конкурентной среды предпринимательства в Казахстане // Аль-Пари. - 2007 г. -№ 2(50). - 36-41
  4. Развитие конкурентных отношений в сфере хозяйствования естественной монополии // Вестник Казахской Академии транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева. - 2007 г. - № 4(47). - 148 – 152

     6 Сравнительный анализ конкурентного законодательства стран мира // Астық және астық өнемдері. - 2007 г. - № 4(16). - 10- 15

     7 Распространение ассиметричной информации как фактор снижения эффективности конкуренции на рынке // Состояние и перспективы конкурентоспособности экономики РК: современная методология промышленного маркетинга, финансирования и управления. Материалы международной научно-практической конференции. (Часть 1). – Алматы, 2007 г. – С. 26-27

     8 Формирование 30 корпоративных лидеров основа конкурентоспособной экономики // Материалы международной научно- практической конференции, посвященной 50-летию основания АО «Казахского Агротехнического Университета» имени С.Сейфулина», том 2. – Астана, 2007 г. – С. 31-32

     9 Опыт развития конкурентной политики в мире // Экономика Республики Казахстан в условиях углубления рыночных преобразований: состояние и перспективы развития. Материалы региональной научно-практической конференции. – Караганда, 2007 г. – С. 62-67

     10 Основные направления развития системы финансирования предпринимательства в Казахстане // Конкурентоспособность национальной экономики: факторы, условия и механизмы роста. Сборник международной научно-практической конференции. – Алматы, 2008 г. – С. 27-32 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве