Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:48, реферат
За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим, причем равноправным участником этих от¬ношений, является хозяйствующий субъект.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общее понятие локальных правовых норм………………………………4
а) Субъект локальных норм…………………………………………………………….5
б) Сфера действия локальных норм…………………………………………………….5
в) Волевое содержание локальных норм……………………………………………….5
г) Способ формирования локальных норм……………………………………………..6
д) Особенности структуры локальных норм…………………………………………..6
2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов………………………………………………………...9
3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….19
Второй важной функцией локального регулирования является детали-
зация и конкретизация законодательных положений. Это имеет место в
случаях, когда в централизованном
порядке регулирование
в общем виде, не совсем пригодном для конкретной реализации. В этом
случае локальная норма
конкретному предприятию.
Третья функция локального нормотворчества
связана с реализацией
Наряду с указанными функциями в порядке локального нормотворчества может быть организована экспериментальная проверка тех или иных законопроектов, однако реализация именно этой функции встречается нечасто. Так, например, в качестве эксперимента распоряжением Госкомимущества России от 10 июня 1997 года N 455-р был создан его территориальный орган по Воронежской области и утвержден локальный нормативный акт: " Положение о территориальном агентстве Госкомимущества России по Воронежской области". Функционирование данного агентства и практическая реализация указанного нормативного акта регулярно отслеживалось Госкомимуществом (далее Мингосимуществом) России. После девятимесячной проверки применения указанного локального нормативного акта он был положен в основу проекта "Положения об органе субъекта Российской Федерации по управлению имуществом, наделенном полномочиями территориального органа Мингосимущества России". Указанное Положение уже является общегосударственным нормативным правовым актом, который в соответствии
с федеральным законодательством утверждается Правительством Российской
Федерации.
Несмотря на важное значение правового локального регулирования, оно ограничено определенными пределами, под которыми понимаются установленные законом рамки, в которых корпорациям представляется возможным действовать самостоятельно. Эти пределы должны быть максимально объективными: излишнее локальное регулирование может привести к дезорганизации правовой системы; его недостаток влечет неоправданное ужесточение централизации локальных норм,и, как следствие, утрату оперативности, конкретности, мобильности правового регулирования деятельности предприятий. Пределы локального регулирования устанавливаются федеральными законами; программными положениями основополагающих документов по вопросам развития общества, государства, личности; принципами различных отраслей права и иными способами.
Кроме локальных актов нормативного характера, существуют иные локальные " ненормативные" акты, а именно: акты толкования, которые не устанавливают новых норм, а детализируют, конкретизируют, комментируют нормы, содержащиеся в каком-либо нормативном акте; акты реализации прав и обязанностей сторон: различные договоры ( о сотрудничестве, соревновании и т.д.), приказы руководителя, расписки; акты применения, устанавливающие санкции в отношении конкретных лиц ( приказ о вынесении выговора, об увольнении за прогул и т.д ).
Акционерное общество является корпорацией, в качестве которой ему присущи следующие основные признаки.
Акционерное общество является коммерческой организацией, уставной
капитал которой разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости для каждого их типа. Акции акционерного общества удостоверяют не вещные,а обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Поэтому акционер вправе отчуждать принадлежащие ему акции, но не может требовать выдела принадлежащей ему доли имущества или выплаты ее денежного эквивалента. Акции акционерного общества по российскому законодательству являются исключительно именными и могут быть обыкновенными и привилегированными.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество как юридическое лицо и самостоятельно хозяйствующий субъект само отвечает перед кредиторами принадлежащим ему имуществом.
Крупный капитал, сосредоточенный в акционерном обществе, требует квалифицированного управления. Российские акционерные общества, подобно акционерным компаниям стран с континентальным законодательством, имеют трехзвенную систему организации управления: общее собрание акционеров - высший орган акционерного общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган. При этом общее собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет) имеют исключительную компетенцию, а исполнительные органы - коллегиальный (правление, дирекция) и единоличный (генеральный директор,директор) - остаточную.
Законодательством установлено, что акционерные общества должны вести свои дела публично: открытые - во всех случаях, закрытые - в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах" ( или далее - Закон) и в порядке, установленном Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российс-
кой Федерации ( ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и фондовому рынку Российской Федерации). Данная публичность обеспечивается путем ежегодной публикации в средствах массовой информации сведений об акционерном обществе. Это сделано в интересах акционеров и тех юридических или физических лиц , которые вступают в те или иные отношения с акционерным обществом.
Правовое положение
Конституционные нормы дополняются и конкретизируются принятыми в соответствии с Конституцией РФ, в развитие ее основных положений федеральными законами. Так, деятельность акционерных обществ на уровне централизованного законодательства регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О привати-
зации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию акционерного общества и предусматривает минимальные гарантии прав акционеров и кредиторов общества.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" в соответствии с Гражданским кодексом РФ регулирует порядок создания и правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров, обеспечивает защиту их прав и законных интересов (ст.1 Закона).
Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" регламентирует преобразование государственных или муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст.20), а также устанавливает специфику продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам (ст.25).
Кроме того отдельные вопросы акционерной
формы предпринимательской деятельности
также регулируется гражданско-правовыми
нормами многих отраслей законодательства
( трудового,налогового,
Вместе с тем совокупность централизованных норм не исчерпывает всех аспектов правовой регламентации деятельности акционерных обществ, но формирует основные направления развития подзаконных нормативных актов ( принимаемых органами государственного управления и уполномоченными общественными организациями), а также локальных нормативных актов, разрабатываемых и утверждаемых самими акционерными обществами.
Многочисленные нормы
вах" содержат отсылки к внутренним документам общества (то есть к локальным нормативным актам), что подчеркивает значение локального нормотворчества в построении единой системы законодательства. До введения указанного Закона лишь отдельные акционерные общества принимали и руководствовались в своей деятельности локальными документами, то в настоящий момент в целом ряде случаев их отсутствие ставит в юридически ущербное положение как само акционерное общество, так и других участников акционерных отношений. При этом Закон не устанавливает полного перечня локальных нормативных актов, но упоминает только основные из них, без которых невозможно функционирование акционерного общества.
Обеспечивая упорядоченность всей
деятельности акционерного общества -
административно-распорядительн
Как и все локальные нормативные акты, акты акционерного общества
имеют исходят из федерального законодательства и не могут противоречить ему. Кроме того они на уровне акционерного общества обеспечивают исполнение законов и правовых актов государственного управления. При этом локальные нормативные акты акционерного общества не нуждаются в утверждении или одобрении какими-нибудь органами государственного управления. Эти акты распространяются на всех субъектов,вступающих в правоотношения с акционерным обществом, как во внутренней, так и во внешней сферах его деятельности, и учитываются судебными и иными правоохранительными органами,являясь для них правообразующими источниками.
Как и другие локальные акты, нормативные локальные акты акционерного общества формируются двумя способами: либо на основании их конкретного упоминания в Законе ( это относится,например, к уставу акционерного общества); либо - на основании потребностей акционерного общества для регулирования отдельных сторон его деятельности ( эти локальные акты как " внутренние документы" упомянуты в ч.5 ст.49, ч.2 ст.66, ч.1 ст.68 и в ряде других статей Закона ). В этой связи локальные нормативные акты акционерных обществ весьма многочисленны и разнообразны, также различна и их классификация, осуществленная отдельными авторами.
Так, например, Шиткиной И.С.5 предлагается разграничить локальные нормативные акты акционерного общества на следующие категории:
1) Акты, определяющие основы
2) Акты, устанавливающие правовой режим и процедуру изменения уставного капитала акционерного общества (Положение об изменении уставного капитала акционерного общества);
3) Акты, регулирующие проблему создания фондов и резервов акционерного общества ( Положения: о фонде акционирования работников акционерного общества; о резервном фонде акционерного общества);
4) Акты, регулирующие процедурные
вопросы организации
5) Акты, обеспечивающие управление
персоналом акционерного