Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:47, реферат
В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
РЕФЕРАТ
Культура и этика предпринимательства
Сущность
и эволюция культуры
предпринимательства
В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют разные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять. О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение дает В. Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.
Существуют три принципиально разных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:
• иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека становится принуждение;
• рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;
• культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.
Культура проявляется в различных формах деятельности на разных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят разные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.
В материальную культуру входит и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации обмена и распределения, технологии, условий труда и т. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.
Отождествлять понятия «ценности», «организационный климат», «культура» — неверно, так как культура — понятие более широкое, она определяет ценности, климат, стиль взаимоотношений в организации. Однако прежде чем определить, какова будет культура организации, следует твердо уяснить, какие именно ценности и философия для нее предпочтительны.
Культура
организации
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в конкретной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей. Однако культура предприятия не однородна. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура торговых, выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие разных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому для любого предприятия важной задачей становится сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои субкультуры.
Необходима также интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства включает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.
В зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей каждое предприятие имеет свою культуру.
Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые виды культуры предпринимательства. Так, Р. Рюттингер рассматривает следующие виды культуры:
• культуру торговли;
• выгодных сделок (спекулятивную);
• инвестиционную;
• административную
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
Формирование
такой корпоративной культуры наряду
с другими факторами
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
Этика
предпринимательства
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.
Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
Деловая
этика - это прежде всего этика
ведения переговоров с
Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Допустим при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета. Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.
Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на рынке.
Американские
специалисты в области
Если придерживаться краткости в изложении огромного кодекса поведения в мире бизнеса, то можно указать на ряд основных правил:
1.
Постарайтесь вникнуть в суть
американских деловых
2.
Если при ведении деловых
3.
В деловых письмах всегда
4.
При деловых переговорах
5.
Фиксируйте свое внимание на
целях партнера и на вашей
помощи в достижении этих
6.
Одним из наиболее популярных
методов поиска партнера