Малое предпринимательство в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление особенностей становления малого предпринимательства, определение перспектив его развития, изучение механизма создания, регулирования и поддержки развития малого производственного предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.2.1 Критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям
1.3 Виды и современные формы организации малого предпринимательства
1.3.1 Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий. Формы ассоциации
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве
2.1 Механизм создания малых предприятий
2.2 Основы управления малым предприятием
2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России
3.1 Этапы развития малого предпринимательства
3.1.1 Особенности развития в современных условиях
3.2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малое предпринимательство в торговле.doc

— 915.00 Кб (Скачать документ)

Именно совокупность целого ряда вышеперечисленных факторов, нацеленных на конечный результат и удовлетворении целевой аудитории, а соответственно и спроса на производимые товары или оказываемые услуги, как показатель, отражающиеся в получении прибыли предпринимателем, могут дать неплохой залог для дальнейшего процветания и развития фирмы.

 

2.2 Основы управления малым предприятием

 

Предприниматель, который твёрдо решил заняться определённым видом деятельности, в конечном счёте, организует собственное дело. Запустив этот своеобразный и сложный механизм, ему предстоит стать во главе управления предприятием. Что же для этого требуется и почему ежегодно ликвидируется такое огромное количество малых предприятий, срок существования которых не превышает и двух лет.

Финансовые успехи, мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочих мест – все это составляет сильную сторону малого бизнеса. Однако, нельзя упускать из виду и слабую его сторону. Организация собственного дела не является трудоемкой операцией, требующей больших финансовых вложений, а свобода в выборе рода занятий дает предпринимателю возможность работать в любой отрасли, независимо от образования и опыта. Но такая свобода имеет две стороны медали и способна привести как к успеху, так и к поражению. «Чаще всего малые предприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один их выдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом.»[15] Постоянно меняющиеся условия внешней среды требуют от менеджеров быстрого реагирования и принятия решений, что в свою очередь не может е отражаться на концепции малого бизнеса. Следовательно, уровень профессиональной подготовки будущего руководителя должным быть соответствующим и находиться в постоянном совершенствовании. Важно отметить, что большую роль играет и непосредственная практика, а не только получение теоретических знаний. «Формы и методы управления малым предприятием и крупной корпорацией разительно отличаются. Развитие организации бизнеса проходит через несколько стадий жизненного цикла. Каждая из этих стадий имеет специфические характеристики, отражающие особенности структуры, цели, методы управления, контроля и инноваций.»[15]

Первый этап развития малого предприятия отражает такие характеристики как определение миссии предприятия на рынке, разработка продукта, маркетинговой стратегии вывода товара на рынок, неформальная организационная структура и малочисленный штат. Управление на этом этапе характеризуется выраженным лидерством руководителя, а основным методом управления является централизованное руководство всеми процессами, которые происходят на предприятии. Второй этап характеризуется формированием организационной структуры, четким планированием производственной деятельности, формализацией обязанностей и бюрократизацией производственных отношений. Расширение штата работников и дифференциация производственных функций требуют, в свою очередь, профессионального менеджмента. Поэтому доминирующим методом управления предприятием является бюрократический метод. Для третьего этапа развития предприятия характерно усложнение организационной структуры, углубление дифференциации функций, образование новых отделов, рост численности сотрудников. Методы централизованного управления большой структурой заметно тормозят своевременное принятие решений, поэтому наиболее эффективным методом управления становится делегирование полномочий и ответственности в структурные подразделения. На четвертом этапе развития предприятия актуализируется поиск и внедрение инновационных решений, направленных на сохранение конкурентного преимущества на рынках. Характерными чертами этого этапа является децентрализация и дебюрократизация управления. В структуре предприятия выделяются стратегические подразделения, обладающие оперативной самостоятельностью, значительно возрастает штат работников в технологических подразделениях. В качестве методов управления, свойственных этому этапу применяются методы основанные на координации и коллективном управлении и контроле.

«Временные рамки названных периодов у разных предприятий не одинаковы. По мере роста и развития предприятия происходит перемена соотношения двух важных параметров его жизнедеятельности: гибкости и контролируемости, что требует от руководства соответствующих организационных усилий.»[15] Молодым предприятия свойственна большая гибкость и адаптации к постоянно меняющимся условиям и менее контролируемость. Предприятия на более поздних стадиях развития, имеющие уже слаженную команду и достаточный опыт более консервативны в принятии решений, менее гибки, но более контролируемы.

Тем не менее, малое предприятие сможет функционировать достаточно долго и эффективно, если методы управления адекватны решаемым задачам.

 

2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции

 

В условиях рыночной экономики риск является ключевым элементом предпринимательской деятельности. Это отражено как и в ГК РФ, в котором говорится, что предприниматели осуществляют деятельность на свой риск, так и во многих других статьях и научных изданиях. Так, А. Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» пишет, что «достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с риском.»[8] В тоже время американский учёный П. Друкер считает, что теоретически предпринимательство – наименее, а не наиболее рискованное направление в экономической политике.[12,С.324] Точка зрения А. Смита также ясна, как и П. Друкера, и обе заслуживают внимания. Общеизвестно, что получение прибыли не гарантировано предпринимателю в независимости от потраченного времени и средств, но с другой стороны, компетентность, гибкость и решительность предпринимателя играют далеко не последнюю роль и позволяют наиболее адекватно оценивать ситуацию и также действовать.

Так что же принято понимать под риском? Изучая различную научную литературы можно столкнуться с целым рядом определений. В связи с этим я дам трактовку этому понятию из источника на своё усмотрение. В учебнике Малый бизнес под редакцией проф. Горфинкеля В.Я. и проф. Швандара В.А. риском именуется «возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюджетов предприятия».[10,СТР.48] Как мы можем видеть, риск – это неотъемлемая часть любой предпринимательской деятельности. Это обусловлено многими факторами: непостоянством спроса-предложения на товары, деньги, особенностями производства, разнообразием критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и т.д.

Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. В рыночной экономике риски принято классифицировать по трём основным группам. Первая – это риски, связанный с хозяйственной деятельностью. Вторая – связанные с личностью предпринимателя. Третья – связанные с недостатком информации о состоянии внешней среды. Также риски подразделяют на внешние и внутренние. «Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма.»[14] Так к внешним можно отнести внесение изменений в законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране и т.п. А к внутренним в свою очередь неэффективный менеджмент, ошибочная маркетинговая политика и т.д. С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Следует выделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.              Как мы смогли убедиться, предпринимательство по своей сути просто не может обойтись без рисков. Рассматривая их значение в предпринимательской деятельности, нельзя упускать из виду, что они играют не только негативную роль, являюсь сдерживающим фактором развития фирмы, а также и служат стимулом к постоянной мобилизации, трансформации и усовершенствования существующих моделей хозяйствования. Существуют также меры по снижению рисков такие, как диверсификация(инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов), распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям), страхование, хеджирование(страхование, используется в банковской, биржевой и коммерческой практике), резервирование средств, покрытие непредвиденных расходов.

Обобщая полученную информацию, можно с уверенностью сказать, что риск может являться как мотивационной составляющей предпринимательской деятельности, так и сдерживающей и противодействующей силой.


Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России

 

3.1 Этапы развития малого предпринимательства

 

Зарождение малого предпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, но тем не менее их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.

В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели. Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР. Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов государственные предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что повлекло за собой еще большее развитие предпринимательства. В этот же период в сфере малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.

Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.

В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.                            После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова развиваться и принимать другие обороты. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и целый ряд других постановлений.

С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Соц. страхе, ФОМС и т.д. «Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы: Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.»[18]

В настоящее время разрабатываются упрощённые процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства, различные государственные программы, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства в России. «По словам Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, депутата Государственной Думы Е.Фёдорова ситуация в сфере малого и среднего бизнеса складывается весьма обнадёживающая. В настоящее время, в условиях кризиса, снизился поток товаров, поступающих из-за рубежа. В связи с этим российскому предпринимательству стало легче в плане конкуренции - продукция отечественных товаропроизводителей стала пользоваться большим спросом.»[16] Говоря о малом предпринимательстве и о его перспективах развития в условиях кризиса, необходимо отметить, что на сегодняшний день у него очень неплохой потенциал для дальнейшего совершенствования, хотя условия остаются по-прежнему достаточно тяжёлые. Смятение и растерянность в связи с произошедшими изменениями в экономической ситуации у собственников небольших фирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активной экономической деятельности в малом бизнесе. «Это наиболее заметно в сельском хозяйстве и в секторе, занимающемся переработкой продукции сельхозпроизводителей. В большинстве остальных отраслей экономики специалисты также прогнозируют заметное оживление и дальнейшее успешное развитие малого бизнеса.»[16]


3.2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития

 

Принимая во внимание этапы развития предпринимательства в России, нельзя упустить из виду тот факт, что малое предпринимательство до сих пор не получило должной поддержки от государства. Между тем именно эти предприятия попадают под удар при изменениях предпринимательской структуры, изменений на рынке, являясь наиболее уязвимыми по ряду причин.

Исходя из опыта развитых стран, можно смело утверждать, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах мира правительство озабочено проблемами малого предпринимательства и разрабатывает государственные программы поддержки малого бизнеса. Это и обеспечение льготным кредитованием, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и различные меры защиты от недобросовестной конкуренции. «Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству.»[18] Малый бизнес является генератором новых бизнес-идей и инноваций. Имея узкий рынок сбыта, они способны существенным образом влиять на цены.

Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. «Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.»[11] Данные приведены в приложение (таблица №5).

Очевидные сокращения оборота малых предприятий по видам экономической деятельности, отражают серьёзные изменения, произошедшие в период с I квартала 2008 г. по I квартал 2009 г., которые отображены в приложение(таблица №6). «В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.»[11] Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года можно также увидеть в приложение(таблица №7). «В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%.»[11]

Информация о работе Малое предпринимательство в торговле