Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:09, контрольная работа
Малый бизнес вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса.
Ключ к экономической, социальной и политической мощи современного государства дают высокие технологии. Но дело не столько в самих технологиях, не столько в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги.
Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес. Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.
Введение 3
1. Малый бизнес и инновационное предпринимательство 4
2. Малый бизнес и инновационное предпринимательство в России 11
Заключение 14
Список использованных источников 16
Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.
Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска качественной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производства единственным способом выжить в условиях столь жёсткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельность производства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами.
В США 55 % новых товаров создаётся на предприятиях малого бизнеса. В РФ инновационный потенциал малого бизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации идей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он ещё мало развит. К особенностям малого инновационного бизнеса можно отнести:
- высокий риск;
- долгий путь от идеи до её реализации;
- низкая выживаемость новых фирм;
- инновационная
Слабыми сторонами деятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороны государства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональный уровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получения синергетического эффекта.
Но, несмотря на это, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций. Отношение числа нововведений к численности научного персонала в зарубежных инновационных фирмах выше в четыре раза, чем в организациях крупного бизнеса.
Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес.
В России в организациях с числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объёме отгруженных товаров составляет 16,3 %, притом, что средний показатель не превышает 12 %. Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированных работников; по объёму инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателю наукоёмкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ.
В России первоначально малые предприятия создавались с целью перехода туда работников госсектора, отчасти в результате остановки государственных предприятий, отчасти в результате образования малых предприятий в форме кооперативов при госпредприятиях. Переход на условиях совмещения позволял зарабатывать, перемещая в кооперативы ресурсы государственных предприятий. После либерализации цен на госпредприятиях, такие формы совместительства потеряли свою привлекательность.
В начале рыночных реформ
государство создавало льготный
режим для разнообразных
В США подъём малого инновационного бизнеса наблюдался в середине 80-х гг. XX в., когда каждую прекращающую своё существование фирму сменяли две новые. Это привело к росту числа рабочих мест в наукоёмких секторах промышленности более чем на 30 %. В настоящее время по данным Национального научного фонда США, среди наукоёмких компаний доля субъектов малого бизнеса составляет 89 %. Доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленных предприятий в странах Западной Европы составляет сейчас: в Ирландии 75 %, Германии - 66 %, Финляндии - 49 %, Франции - 46 %, Италии - 40 %, в Великобритании - 39 %.
В России нет, к сожалению,
статистического учёта
Таким образом, к причинам, сдерживающим развитие малого инновационного бизнеса в России, можно отнести следующие:
- высокий риск;
- низкая выживаемость новых малых инновационных фирм;
- неразвитое состояние рынка высоких технологий в России;
- недостаток денежных
средств, в частности
- недостаточная финансовая
поддержка со стороны
- недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.
Нерешёнными вопросами в развитии малого инновационного бизнеса остаются нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы защиты прав на интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализации инноваций и др. Хотя в настоящий момент инновационное предпринимательство в РФ не определяет общий климат в малом бизнесе. Однако малый бизнес обладает огромным потенциалом, чтобы стать источником экономического роста в условиях жёсткой конкуренции на рынке инноваций.
Ориентированный на
разработку и реализацию нового товара
малый инновационный бизнес всегда
являлся актуальной темой в области
предпринимательства. Инновационный
бизнес по-своему уникален и сложен, так
как затрагивает все возможные виды предпринимательской
деятельности, а именно: производство,
продажа товара, менеджмент, маркетинг.
Собирая все самые насущные проблемы данных
сфер, он становится достаточно проблематичным,
но, тем не менее, по многим причинам остается
привлекательным для большинства бизнесменов.
Преимущества данного вида бизнеса выражены
в том, что он необходим для совершенствования
деятельности иных сфер предпринимательства
и ориентирован на определенные потребности
покупателей. Малый инновационный бизнес
интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный»
характер, всегда есть к чему стремиться
в процессе борьбы с конкурентами.
По некоторым
Почему же малый инновационный бизнес так медленно развивается? Этому есть несколько причин. Начнем с того, что до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. В действующих законах даже нет определения слова «инновации». Не имея четкого понятия, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно.
Инновации в малом бизнесе пока не достаточно востребованы, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода, новый разработанный товар может совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров, которые способны продвигать товар на рынке. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но её, к сожалению, недостаточно. Современные исследователи, не имея мотивации, совершенно отказываются верить в то, что бизнес и инновации являются совместимыми вещами. Так о каком развитии может идти речь, если сами исследователи, научные сотрудники не видят перспектив? Кроме всего вышесказанного, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в России тормозит нестабильная экономическая ситуация.
Для того чтобы малый инновационный бизнес действительно начал активно развиваться, необходимо решить все эти проблемы, то есть: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.
1. Лапуста М.Г.,Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учеб.пособие для вузов. - М.: РИОР, 2005
2. http://smallbusinesses.ru
3. http://www.kreditbusiness.ru
4. http://www.m-economy.ru
5. http://www.cfin.ru
Информация о работе Малый бизнес и инновационное предпринимательство