Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 14:00, реферат
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.
Неблагоприятность
внешней деловой среды, а также
исторические особенности становления
и развития малого бизнеса определили
ряд особенностей, отличающих российские
малые промышленные предприятия от МПП
большинства зарубежных стран. Наиболее
значимыми из них являются:
— совмещение в рамках одного малого промышленного
предприятия нескольких видов деятельности,
невозможность в большинстве случаев
ориентироваться на однопродуктовую модель
развития;
— стремление к максимальной самостоятельности,
в то время как значительная часть зарубежных
малых промышленных предприятий работает
на условиях субподряда, франчайзинга;
— общий низкий технический уровень и
низкая технологическая оснащенность
в сочетании со значительным инновационным
потенциалом;
— высокий уровень квалификации кадров
малого бизнеса в связи с оттоком таких
специалистов из государственного сектора
экономики;
— высокая степень приспособляемости
к сложной экономической обстановке, усугубляемой
дезорганизацией в системе государственного
управления и нарастающей криминализацией
общества;
— низкий управленческий уровень, недостаток
знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
— неразвитость системы самоорганизации
и инфраструктуры поддержки МПГТ;
— стремление успешно функционирующих
малых предприятий выйти за рамки локальных
рынков, в том числе на международные рынки;
— работа при отсутствии полной и достоверной
информации о состоянии и конъюнктуре
рынка, неразвитость системы информационных,
консультационных и обучающих услуг.
Наряду с проблемами,
связанными с неблагоприятным воздействием
факторов внешней среды, существует
ряд внутренних причин в деятельности
промышленных малых предприятий, препятствующих
их развитию:
— недостаточная ориентация МПП на потребности
рынка и отсутствие стратегии развития;
— недостаточная загрузка производственных
мощностей;
— неэффективные структуры;
— отсутствие у руководителей МПП необходимых
знаний, опыта для успешной работы в рыночных
условиях;
— недостаток квалифицированных менеджеров,
устаревшие принципы управления;
— отсутствие информационной системы
управления.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
По нашему мнению,
комплекс первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства в РФ
должен осуществляться в следующих
направлениях:
— нормативно-правовое;
— финансово-кредитное;
— обеспечение безопасности;
— информационно-техническое;
— организационное;
— кадровое и консультационное обеспечение;
— внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной
программе отсутствуют
Необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиции, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства для получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. | Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес. — СОЦИС, 2001. |
2. | Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. — 1992. — № 1. |
3. | Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. — 1993. |
4. | Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания // Вопросы экономики. — 1993. |
5. | Разумкова И. Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. — 1990. |
6. | Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 1990. |
7. | Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1998. |
8. | Орлов А. Предпринимательство в России // Вопросы экономики. — 2000. — №12. |
Информация о работе Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития