Малый бизнес в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно.

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике России.docx

— 35.71 Кб (Скачать документ)
">Правительство Москвы уделяет внимание развитию предприятий  малого бизнеса. В составе правительства  Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки  малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве содействуют  Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства  и т.д. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому предпринимательству.

     Москва  пытается создать свои, специфические  условия для развития малого бизнеса. Принят и действует Закон Москвы «Об основах малого предпринимательства  в г.  Москве», в соответствии с которым в столице используются свои правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, что способствует их развитию. Приняты пять комплексных программ развития и поддержки малого бизнеса в Москве (1994—1995, 1996-1997, 1998-2000, 2001-2002, 2003-2009 гг.).

     Несмотря  на достаточно большое внимание к  вопросам развития малого бизнеса, в  столице малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в  стране в целом. В их числе:

• несовершенная  система налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная  противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности с получением банковского  кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности  с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

     Помимо  федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

     На  устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные  законы от 8 августа 2001 г.:

• «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

• «О лицензировании отдельных видов деятельности»  № 128-ФЗ;

• «О государственной  регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» — устранить  административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

     В соответствии с Федеральным законом  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

     Наконец, Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц» существенно  упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью  днями. Значительно ограничены основания  для отказа или искусственного затягивания  сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий  в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым  инспекциям.

     При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом. А проблем у малого бизнеса  в нашей стране немало. Если в  странах Евросоюза и Японии число  малых предприятий на 1000 жителей  достигает 45—50, то в России на 1000 жителей  приходится лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться к  стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%.

     Причины подобного положения известны: это  сложность получения банковского  кредита и его высокая учетная  ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации  малых предприятий, трудности в  получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России.

     Одно  из направлений поддержки малого бизнеса в Москве — развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается  в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.

     По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка  малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257 проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту. Кроме того, венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта — займы от муниципальных фондов. Основными получателями грантов стали: торговля — 19,1%, производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

     Одно  из основных направлений Комплексной  программы -создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

     Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в  основном несовершенством федерального законодательства, — недостаточная  нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон  о государственной поддержке  малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Новая Программа поддержки малого бизнеса  в Москве предусматривает такие  приоритеты, как поддержка предприятий  малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих  в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

     Другой  приоритет — информационное обеспечение  малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы  всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. малых предприятий  города. Путем развития существующих и создания новых предприятий  предполагается увеличить численность  рабочих мест в малом бизнесе  до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

     Интересный  опыт государственной поддержки  малого бизнеса накоплен в Челябинской  области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа  предприятий этой сферы. Ежегодно здесь  проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия  обеспечиваются бесплатной информацией  по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления  административных барьеров ведутся  специальные книги учета, куда заносится  информация о том, кто, когда и  кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия  представляется перспективным, сулит  новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнес» в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

В Воронежской  области организована система трехуровневой  финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и социально значимых программ. Эти организации взаимодействуют главным образом с крупнобюджетными предприятиями малого бизнеса, предоставляющими ликвидное залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

На среднем  уровне функционируют фонды поддержки  предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер.

     На  нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды  поддержки малого бизнеса, кредитные  кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

Преимущества  системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются  в том, что все категории его  субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все  востребованные виды финансовой поддержки.

     В качестве положительного примера можно  привести также Краснодарский край, где развитию малого бизнеса уделяется  большое внимание. Здесь в малом  бизнесе трудится треть населения, занятого в экономике края -- почти 600 тыс. человек. За 2002— 2004 гг. они вдвое нарастили выпуск товаров и услуг, в результате чего в 2004 г. он превысил 100 млрд руб. При этом малый бизнес Кубани обеспечивает 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов края и одновременно создает одну треть валового регионального продукта. Таких показателей нет ни у одного региона Российской Федерации.

     Эти серьезные успехи обеспечила краевая  программа государственной поддержки  малого предпринимательства. Только в 2004 г. банки выдали малым предприятиям кредитов на сумму 20,0 млрд руб. Руководство края планирует, что к 2008 г. доля малого бизнеса в валовом продукте края составит 50—60%, как в странах с развитой экономикой.

     В Краснодарском крае создана и  успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства:

• десять территориальных фондов поддержки  малого бизнеса;

• 39 центров  содействия развитию малого предпринимательства  в городах и районах, в том  числе 24 - - на базе торгово-промышленных палат;

• инновационный  технопарк в Краснодаре;

Информация о работе Малый бизнес в экономике России