Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:49, контрольная работа
Летом 1992 года в Москве, в выставочном зале была развернута огромнейшая выставка, посвященная 150-летию С. И. Мамонтова. Эта выставка открыла многим посетителям потрясающий диапазон общественной, художественно-эстетической деятельности Саввы Ивановича: один из крупнейших железнодорожников России, руководитель знаменитой Частной оперы, создатель Абрамцевского художественного кружка, оперный режиссер, либреттист, чтец, певец, переводчик, скульптор и т. д.
Введение………………………….………………………………………стр. 3
I.Савва Иванович Мамонтов ……………………..…….………………….…..стр. 4
I.1. Мамонтовский художественный кружок ………….………………...стр. 8
I.2. Частная опера С. И. Мамонтова …………………………………….стр. 12
Вывод………………………………………………..………..………..………стр. 17
Список использованной литературы……………………………………...….стр. 18
ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурной деятельности
На тему: «Меценатство Мамонтова Саввы Ивановича»
студентка гр. ЗМК-11а
Проверил: каф. культурологии,
2009
СОДЕРЖАНИЕ.
I.Савва Иванович Мамонтов ……………………..…….………………….…..стр. 4
I.1. Мамонтовский художественный кружок ………….………………...стр. 8
I.2. Частная опера С. И. Мамонтова …………………………………….стр. 12
Вывод………………………………………………..………..
Список использованной литературы……………………………………...….
ВВЕДЕНИЕ.
Летом 1992 года в Москве, в выставочном зале была развернута огромнейшая выставка, посвященная 150-летию С. И. Мамонтова. Эта выставка открыла многим посетителям потрясающий диапазон общественной, художественно-эстетической деятельности Саввы Ивановича: один из крупнейших железнодорожников России, руководитель знаменитой Частной оперы, создатель Абрамцевского художественного кружка, оперный режиссер, либреттист, чтец, певец, переводчик, скульптор и т. д.
I. САВВА ИВАНОВИЧ МАМОНТОВ
Савва Мамонтов родился в г. Ялуторовске, за Уралом, в достаточно богатой купеческой семье. Именно в годы детства Саввы в Ялуторовске находились проездом или были на поселении известные декабристы — Матвей Муравьев-Апостол, Якушкин, Оболенский, Пущин, Басаргин. Биографы С. И. Мамонтова располагают фактами, которые свидетельствуют о тесных связях семейства Мамонтовых с декабристами. Такие связи не могли не оказать позитивного воздействия на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций у будущего общественного деятеля. В конце 50-х годов XIX в. Мамонтовы переезжают в Москву. К этому времени отец Саввы Иван Федорович уже был купцом 1-й гильдии, уже задумал со своим компаньоном Федором Васильевичем Чижовым (1811—1878) постройку так называемой Троицкой (ныне Ярославской) железной дороги — от Москвы до Сергиева Посада. И чтобы понять влечение купеческого сына Саввы Мамонтова к искусству, фигуру Чижова обойти просто нельзя. "Я не помню, — писал в 1872 г. С. И. Мамонтов Ф. В. Чижову, — с каких пор стал уважать Вас. Вы были всегда для меня идеалом честного трудящегося человека, моей постоянной мыслью было стать к Вам ближе, сделаться Вам нужным и вообще около Вас сделаться человеком. После смерти отца мне показалось, что я успею в этом, Вы отнеслись ко мне очень хорошо, я пошел на всех парах...".
Именно от Чижова зародился у Саввы Мамонтова глубокий интерес к искусству, от Чижова пришли к Савве Мамонтову неутомимый интерес к прошлому России, понимание ее особой исторической миссии, стремление возродить традиции народно-прикладного творчества. Ведь именно после общения с Чижовым молодые художники: В. Д. и Е. Д. Поленовы, И. Репин, Р. Левицкий, А. Прахов – составят затем Абрамцевский (или — Мамонтовский) художественный кружок. "Очень интересуюсь, — писал С. Мамонтов Чижову в 1874 г. — знать Ваше мнение об молодежи-художниках, которых Вы видели в Париже, и об их работах. Жаль, что Вы мало с ними побывали, и что им вряд ли удалось эксплуатировать Ваш художественный мир, который для них очень важен". Можно предположить, что и интерес к живописи у Саввы Ивановича формируется от Чижова, стремление к общению с художниками. В Абрамцеве при С. И. Мамонтове (т.е. с лета 1870 г.) бывали и подолгу жили писатели и композиторы, скульпторы и архитекторы, певцы и драматические артисты, поэты. А великий Шаляпин? – честь открытия которого принадлежит все тому же С. И. Мамонтову. Шаляпина-артиста сформировали не столько артисты, сколько (по его же признанию) именно художники, с которыми он сошелся в Частной опере Мамонтова. Сошелся с теми художниками, которые при всесторонней поддержке Саввы Ивановича осуществили подлинную революцию в театрально-декорационном деле (В. Д. Поленов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан). Не удивляет, что художественно-постановочная часть спектаклей Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже производила подлинный фурор; костюмы, оформление спектаклей были выше всяческих похвал. Между тем, истоки триумфа логично искать в истории Абрамцевского художественного кружка, в выдающихся достижениях Частной оперы С. И. Мамонтова.
С формальной точки зрения объем знаний, полученных Саввой Мамонтовым во 2-й московской гимназии (не закончил), в Петербургском институте Корпуса гражданских инженеров (начал учиться, вскоре оставил), на юридическом факультете Московского университета (учился с большим интересом, вскоре оставил), признать впечатляющим невозможно. Феномен эрудита, энциклопедиста, эстета Саввы Ивановича Мамонтова может быть скорее объяснен самообразованием и самовоспитанием. Вообще и сам Савва Иванович ценил тех, кто умел брать уроки у жизни, умел учиться. Важную роль в формировании художественных принципов сыграют римские знакомства Саввы Ивановича с живописцами, музыкантами, иными представителями мира искусств в 70-е годы XIX в., когда и появится мысль о создании особого художественного кружка.
До 28 лет Савва Иванович жил в Кирееве с отцом и братьями. Круг семьи, круг знакомых и друзей отца, любивших бывать в Кирееве, так же сыграли роль в воспитании эстетических начал молодого человека.
Другом семьи Мамонтовых, часто бывавшем в Кирееве, был известный общественный деятель, славянофил, редактор журнала "Московитянин" М. П. Погодин (1800—1875). Михаил Петрович был хорошо знаком с Пушкиным, в числе немногих в октябре 1826 г. слушал в чтении самого автора "Бориса Годунова. На страницах погодинского журнала впервые начнет печататься будущий великий русский драматург А. Н. Островский. У М. П. Погодина — историка и писателя, профессора Московского университета, академика в его знаменитой "Погодинской избе" останавливался при заездах в Москву Н. В. Гоголь. 9 мая 1840 г. на именинах Гоголя М. Ю. Лермонтов читал свою новую поэму "Мцыри". Гостями Николая Васильевича были С. Т. Аксаков, П. А. Вяземский, Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, П. М. Садовский, Ю. Ф. Самарин, М. С. Щепкин и многие другие.
Общение С. И. Мамонтова с Погодиным, способствовало привитию Савве Ивановичу интереса к литературе и литературной деятельности, потребности открывать для себя историю России, познавать и сохранять ее традиции и обычаи.
В атмосфере постоянных разговоров о музыке, живописи, литературе, скульптуре, истории формировались у киреевцев и некоторые избирательные интересы, которые в дальнейшем совершенно естественно перерастут в определенные формы жизнедеятельности, станут потребностью ума и сердца. Наиболее стойкая и определенная привязанность киреевцев нашла свое воплощение в театре и музыке. Савва брал уроки пения у композитора П. П. Булахова (позднее Савва Иванович учился пению в Милане, у него был немалый репертуар). Певицей была жена Анатолия, брата Саввы Ивановича. В августе 1862 г. С. И. Мамонтов дебютировал в роли Кудряша (Дикого играл сам автор пьесы "Гроза" — А. Н. Островский). Именно одержимость театром, которая не могла не возникнуть, явилась причиной ухода Мамонтова из 2-й московской гимназии (на Елоховской). Любовь к театру, постоянный интерес к людям искусства Савва Иванович пронесет через всю свою жизнь.
Один из крупнейших исследователей истории русского искусства И. Э. Грабарь очень точно говорил о Мамонтовых: "С. И. и Е. Г. Мамонтовы были людьми выдающимися.., они оставили каждый порознь глубокий след в истории русской, культуры... Мамонтов по своему духовному складу был меньше всего коллекционером, ибо ничто не было ему столь чуждо, как привычка оглядываться назад. Он смотрел только вперед, любил созидать, а не подводить итоги, любил грядущее, молодое, а не отживающее. Оттого он так страстно увлекался каждым новым явлением, оттого он всю жизнь казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем новых дарований. Значение Мамонтова не только в том, что он первый оценил В. Васнецова, В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля; не в том, что он сыграл огромную роль в новом, национальном движении в нашем искусстве, поднятом тем же Васнецовым, Поленовым и продолженном Е. Д. Поленовой, Головиным и другими; даже не в том, наконец, что он первый понял все значение Римского-Корсакова и первый отвел ему подобающее место в русском оперном репертуаре; Значение его заключалось в том, что он, увлекаясь сам, увлекал и других, радуясь появлению каждого нового яркого дарования, неудержимо заражая своей радостью других. Создавалась какая-то вечно восторженная атмосфера, все верили в свои силы, и вокруг него кипела живая, дружная, радостная, большая работа. Заслуги этого человека перед русским искусством, особенно в области живописи и музыки, огромные. Но, когда знаешь исключительную одаренность этого человека, не можешь достаточно подивиться сравнительной незначительности результатов. Он мог стать московским Лоренцо Великолепным, вокруг которого сгруппировались бы все лучшие художественные силы России, а он как метеор пронесся над Москвой, ослепил всех и угас".
I.1. Мамонтовский художественный кружок.
Стремление к общественному благу, увлечение идеями просветительства нашли полное отражение в абрамцевской жизни Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны. Стараниями Е. Г. Мамонтовой в 1870-х годах к северо-западу от усадьбы создается небольшой, так называемый "культурный поселок". Здесь была построена лечебница для крестьян округи, доктор Григорий Григорьевич Дородин взял на себя посещение больных по воскресеньям, фельдшером при лечебнице был Степан Никифоров.
Осенью 1874 г. в Абрамцеве открылась школа для крестьянских детей. При школе Е. Г. Мамонтова создала учебную столярную мастерскую для подготовки мастеров-кустарей с более развитым художественным вкусом, которой в будущем суждено было стать самостоятельным художественным предприятием.
В 1880 г. рождается мысль о сооружении церкви в Абрамцеве. С самого начала создание церкви приобретает программный характер. Все соглашаются на том, чтобы выдержать в постройке стиль старых русских соборов. Церковь будет во имя Спаса Нерукотворного. Строительство начинается в 1881 г. Оно захватывает художников В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, Н. В. Неврева, членов семьи Мамонтовых и их близких — Н. В. Якунчикову, Н. С. Кукина, К. Д. Арцыбушева и других. Художники ввели в современность формы древнего зодчества и тем предвосхитили работы профессиональных архитекторов, которые позднее составили одно из ведущих направлений в русском искусстве.
Церковь стала первым совместным произведением художников мамонтовского кружка.
В 1880-х годах интерес кружка к отечественному художественному наследию приобрел иной характер: началось собирание изделий народных мастеров и изучение крестьянского зодчества. С этой целью были предприняты походы в окрестные деревни и поездки во Владимирскую, Ярославскую губернии. В результате историко-искусствоведческих поисков в мае 1885 г. в Абрамцеве был открыт первый в России Музей русского народного искусства, у истоков которого стояли Е. Г. Мамонтова и Е. Д. Поленова. Савва Иванович поддержал полностью идею музея, отдав под него свой рабочий кабинет, расположенный в мезонине главного усадебного дома.
В Абрамцевской столярно-резной мастерской создавались образцы "народной" мебели. К забытому искусству обратились теперь Врубель, Головин, Малютин, Билибин, Коровин, Бенуа. По типу Абрамцевской мастерской стали возникать повсюду частные и земские "народные" мастерские и школы. Абрамцево фактически становится центром для всей кустарной России.
При Савве Ивановиче Мамонтове была открыта в Абрамцеве и керамическая мастерская. Дело началось с "керамических" четвергов, которые проводила Е. Д. Поленова, знакомая с технологией керамического производства. На керамических четвергах работали Остроухов, Коровин, Поленовы, Левитан. В этой мастерской Врубель выполнил более 150 работ, сюжеты для которых были найдены в русских народных сказках, мифах и легендах. В 1900 г. в Париже, на Всемирной художественной выставке работы Абрамцевской керамической мастерской, созданные М. А. Врубелем, получили золотую медаль по отделу прикладного искусства.
Абрамцево Мамонтовых можно было с полным Правом назвать оазисом России. Если попытаться представить Абрамцево той поры с помощью планов и фотографий, окажется, что основную массу построек составили обычные рубленые службы и дачи. Среди этих строений выделялись затейливые мастерская, баня, избушка, характерная церковь, кирпичная молочная и сенной сарай. Абрамцево как бы являлось опытной лабораторией Саввы Ивановича, где он мог создавать и проверять все, что приходилось ему по душе. Именно из "домашних" спектаклей, "живых картин", поставленных С. И. Мамонтовым в Абрамцеве и его московском доме, появится на свет ставшая по праву знаменитой Частная опера Мамонтова.