Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:24, доклад
При исследовании феномена экономической категории конкурентоспособность следует выделять два ее структурных элемента: конкурентоспособность товаров и конкурентоспособность предприятия (фирмы). В определенных условиях конкурентоспособность оказывается тождественной понятию экономическая эффективность, которая представляет собой количественное соотношение двух велечин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Если за продукцию фирма получает выручки больше, чем тратит на ее производство и существование владельцев значит фирма конкурентоспособна.
Оценка конкурентоспособности предприятий нефтехимического сектора России.
Одной из последних предпосылок экономического возрождения России является рост производства во всех отраслях на каждом отдельном предприятии. Но, в отличие от планово – административной, в рыночной экономике нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором эффективности развития предприятия, отрасли, региона и государства в целом.
При исследовании феномена экономической категории конкурентоспособность следует выделять два ее структурных элемента: конкурентоспособность товаров и конкурентоспособность предприятия (фирмы). В определенных условиях конкурентоспособность оказывается тождественной понятию экономическая эффективность, которая представляет собой количественное соотношение двух велечин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Если за продукцию фирма получает выручки больше, чем тратит на ее производство и существование владельцев значит фирма конкурентоспособна.
Нефтехимический сектор характеризуется:
1) множественностью определяющих эффект факторов природно – ресурсного и экономического характера ;
2) динамичностью исходных условий производства и конечных результатов;
3) многоступенчатостью связей прямого эффекта от развития того или иного производства с эффектами в других производствах сектора.
Особенностью методического подхода, является исследование экономико– статистических методов, позволяющих:
- выбрать из большего количества показателей экономической эффективности, характеризующих деятельность предприятий, минимальный информативный набор, позволяющий осуществлять мониторинг экономической эффективности субъектов нефтехимического сектора экономики;
- провести классификацию предприятий данного сектора по экономической эффективности;
- выявит основные характеристики продукции, ресурсов, производственных процессов, организации производства и других факторов, определяющих конкурентоспособность;
- оценить количественные взаимосвязи между показателями экономической эффективности функционирования предприятия и факторами конкурентоспособности во внешней и внутренний сферах его деятельности.
Существует два фактора конкурентоспособности нефтехимических предприятий, внутренние и внешние. К факторам внутренний среды относятся организационно – производственные: структура собственности, структура производства, затраты факторов производства, уровень используемых технологий, численность занятых и производительность труда, масштаб предприятия, виды используемого сырья и т.п.
Факторы внешней среды затрагивают часть экономики предприятий, связанную с рынками продукции предприятий. К ним можно отнести: уровень цен на факторы производства ( сырье, топливо и электроэнергию ) , спрос и уровень цен на продукцию предприятий, долю на рынке, темп изменения доли рынка, зависимость от импорта сырья, вид сбыта продукции, удаленность от рынков сбыта.
Характерная особенность нефтехимического сектора состоит в том, что использовать стратегию создания низкозатратных производственных мощностей в регионах, приближенных к местам сбыта продукции, нерационально, так как для данного сектора характерна ярко выраженная экономия на масштабе производства. Между тем данный недостаток может быть компенсирован созданием специализированных. Разветвлений сетей сбыта продукции.
Зачастую при выборе стратегии сбыта продукции производителю приходится сравнивать две противоположные стратегии: прямая продажа оптовым компаниям и создание собственной сети сбыта. При этом материалом при выборе стратегии может являться сопоставление упущенной выгоды в продаже оптовым компаниям и роста затрат на создание собственной структуры сбыта продукции.
Особенность отечественной химической отрасли состоит в том, что она является преимущественно экспортоориентированной. Доля экспорта в совокупном внутрироссийском производстве, по разным оценкам, за 2010 г. Составила от 35 до 45%, т.е. экспорт для предприятий является одним из основных источников сохранения и наращивания производства.
Произведенный анализ показал, что важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности предприятий химического и нефтехимического комплекса являются следующие:
1) создание контролируемых и собственных сетей сбыта продукции
2) реализация предприятий энерго и ресурсоснабжения на предприятии
3) проведение рациональной ценовой политики предприятия
4) улучшения качественных характеристик товара посредством внедрения инновационных технологий
5) развитие производства полупродуктов и нефтехимии глубокой степени переработки
6) организация нового производства, ориентированного на экономические циклы в спросе и предложении
7) использование эффекта экономии на масштабе, на стадии строительства и эксплуатации нефтехимических мощностей и сбыта продукции
8) использование легкого углеводородного сырья в нефтехимии
9) расширение действующих и создание новых нефтехимических предприятий в Западной и Восточной Сибири.
Список используемых источников
1. Инвестиции в России , журнал №4 2008
2. Российская химия и нефтехимия.2007
3. Химический комплекс России 2010. Электронная база данных
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятий нефтехимического сектора России