Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование системы планирования на основе существующего плана ОАО «Мясокомбинат».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность и основные методы планирования;
- произвести анализ состояния ОАО «Мясокомбинат»;
Введение 3
Глава 1. Сущность и основные направления использования
планирования 5
1.1.Сущность планирования предпринимательской деятельности и его функции в управлении
предприятием 5
1.2. Процесс планирования предпринимательской деятельности 6
1.3. Методы планирования предпринимательской деятельности - содержание, использование 8
Глава 2. Особенности развития ОАО «Мясокомбинат» и предпосылки
к финансовому плану 13
2.1. Технико-экономические показатели ОАО «Мясокомбинат» 15
2.2. Организационно-управленческая структура ОАО «Мясокомбинат» 15
2.3. Планирование предпринимательской деятельности на примере ОАО «Мясокомбинат» 18
Глава 3. Совершенствование планирования предпринимательской деятельности 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах. [8, с. 90]
Расчетно-аналитический метод планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у российских специалистов
Алгоритм планирования данным методом предполагает:
- подбор источников финансирования в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока (в ходе этой операции выявляется необходимая структура и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);
- подбор недостающих источников финансирования и обоснование их содержания в ходе формирования третьего раздела прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику планирования;
- оценку эффективности спланированного сценария с помощью финансовых коэффициентов и оформление сводной аналитической записки.
Расчетно-аналитический метод планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:
а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;
б) бюджет инвестиций на предстоящий год;
в) кредитный план на предстоящий год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);
г) операционные бюджеты и сметы;
д) нормативный цикл денежного оборота предприятия.
С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса, его назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата:
- ликвидность как фактор равновесия баланса предприятия;
- ликвидность как функция времени и риска.
Исходными посылками конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются:
- критерии банкротства;
- необходимость конструировать структуру матричного баланса в расчете на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).
В отличие от первого метода, как видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре информации, используемой для планирования.
И, тем не менее, сама технология планирования основана на хорошо известном в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.
Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность».
Во-первых, однобокий подход - во главу угла ставится содержательная часть проблемы – собственно планирование, вводят в действие, как правило, не всю систему, а какую-то ее часть, (нет четкого осознания разницы между бюджетом как инструментом планирования в узком (советском) смысле и бюджетом как инструментом управления);
Во-вторых, в современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но в том виде, в каком она существует, она не годится - ни по форме, ни по регламенту. Другими словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. И то и другое – типичная «вещь в себе». А нужно чтобы и планирование и отчетность были элементами единого контура бюджетного управления. Только тогда, собственно бюджетное планирование становится планированием, а бюджет финансовым образом будущего.
В-третьих, недостаток маркетинговой информации. Структур, которые собирают, анализируют эту информацию во всем ее многообразии, пока не хватает.
Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов.
Конечная цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год. [7, с. 54]
Глава 2. Особенности развития ОАО «Мясокомбинат» и предпосылки к финансовому плану
2.1. Технико-экономические показатели ОАО «Мясокомбинат»
Открытое акционерное общество «Мясокомбинат» утверждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.2001 года.
Основной целью ОАО «Мясокомбинат» является получение прибыли. Оно осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности:
- переработка скота;
- производство мясопродуктов;
- торгово-экономическая деятельность;
- осуществляет другую деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
В ведении предприятия находится три основных цеха (мясожировой, колбасный, полуфабрикатов) и пять вспомогательных (компрессорный, паросиловой, автотранспортный, механический, строительный).
Ассортимент выпускаемой ОАО «Мясокомбинат» продукции разнообразен (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Ассортимент выпускаемой продукции
В тоннах
Виды выпускаемой продукции | 2008 | 2009 |
2010 | Изменения | ||||||||||
2009/2008 | 2010/2009 | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
Вареные колбасы: | 549 | 82,2 | 449,2 | 15,0 | 546,5 | |||||||||
В т.ч. Докторская (в/с) | 107 | 5,3 | 0,2 | 5,0 | 3,8 | |||||||||
Останкинская (в/с) | 100 | 7,6 | 67,2 | 7,6 | 884,2 | |||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
Благовещенская (в/с) | 35 | 4,6 | 13,0 | 13,1 | 282,6 | |||||||||
Прочие | 307 | 64,7 | 369,0 | 21,1 | 570,3 | |||||||||
Сосиски: | 59,0 | 8,5 | 53,0 | 14,4 | 623,5 | |||||||||
В т.ч. Столичные (в/с) | 59 | 7,5 | 53 | 12,7 | 706,7 | |||||||||
Сардельки: | 65 | 7,9 | 54,8 | 12,2 | 693,7 | |||||||||
В т.ч. Сардельки (1 с) | 17 | – | - | 0 | - | |||||||||
Столовые (1 с) | 9 | 6,8 | 31,1 | 75,6 | 457,4 | |||||||||
Прочие | 39 | 1,1 | 23,7 | 2,8 | 2154,5 | |||||||||
Полукопченые колбасы: | 305 | 43,6 | 267,5 | 14,3 | 613,5 | |||||||||
В т.ч. Прима (в/с) | 61 | 0,7 | 69,4 | 1,1 | 9914,3 | |||||||||
Городская (1 с) | 50 | 10,5 | 54,5 | 21,0 | 519,0 | |||||||||
Юбилейная (1 с) | 74 | 8,2 | 51,7 | 11,1 | 630,5 | |||||||||
Прочие | 120 | 24,2 | 91,9 | 20,2 | 379,8 | |||||||||
Конские колбасы: | – | – | 3 | – | 0 | |||||||||
В т.ч. Конская п/к (1 с) | – | – | 3 | – | 0 | |||||||||
Варено-копченые колбасы: | 44 | 11,3 | 69,2 | 25,7 | 612,4 | |||||||||
В т.ч. Сервелат московский (в/с) | 44 | 11,3 | 63,7 | 25,7 | 563,7 | |||||||||
Прочие | - | - | 5,5 | - | - | |||||||||
Копчености: | 140 | 28,4 | 120,7 | 20,3 | 425,0 | |||||||||
В т.ч. Ветчина «Стимул» (в/с) | 27 | 7,5 | 32,2 | 27,8 | 429,3 | |||||||||
Шпик венгерский (в/с) | 23 | 1,4 | 8,8 | 6,1 | 628,6 | |||||||||
Рульки (3 с) | 12 | 3,1 | 5,4 | 25,8 | 174,2 | |||||||||
Прочие | 78 | 16,4 | 74,3 | 21,0 | 453,0 | |||||||||
Прочие колбасы: | 24 | 5,9 | 11,0 | 24,6 | 168,4 | |||||||||
В т.ч. Ливерная (3 с) | 4 | 2,5 | 3,0 | 62,5 | 120,0 | |||||||||
Ребра (с/к) | 19 | 2,1 | 1,0 | 11,1 | 47,6 | |||||||||
прочие | 1 | 1,3 | 7,0 | 130 | 538,5 | |||||||||
Всего колбасных изделий | 1186 | 186,0 | 1028,4 | 15,7 | 552,9 | |||||||||
Мясо и субпродукты (1 категория) | 103 | 131 | 102 | 127,2 | 77,9 | |||||||||
Жир пищевой | 5 | 5 | 2,8 | 100,0 | 56,0 | |||||||||
Жир технический | 1 | – | - | 0 | - | |||||||||
Полуфабрикаты: | 48 | 14 | 95 | 29,2 | 678,6 | |||||||||
В т.ч. Мелкокусковые | - | 13 | 43 | - | 330,0 | |||||||||
Пельмени | 9 | - | 30 | - | - | |||||||||
Котлеты, фарш | 12 | - | 14 | - | - | |||||||||
Манты | - | - | 2 | - | - | |||||||||
Купаты | - | - | 4 | - | - | |||||||||
Продолжение таблицы 2 | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
Прочие | 27 | 1 | 2 | 200 | 2700 | |||||||||
Консервы мясорастительные, тыс. шт. | - | - | 42 | - | - | |||||||||
Рыба соленая и копченая | - | - | 12 | - | - | |||||||||
Корма животные сухие | - | 3 | - | - | - | |||||||||
Всего объем продукции, тыс. руб. | 43851 | 15467 | 83199 | 35,3 | 537,9 |
Результаты таблицы показывают рост производства основных видов продукции, причем в 2010 году снижение выражено особенно сильно. Основной вид продукции ОАО «Мясокомбинат» – колбасные изделия – был сокращен в шесть раз. Это связано с увеличением цен на основное сырье, вспомогательные материалы, топливо. Увеличились цены на готовую продукцию и, соответственно снизился покупательский спрос. В 2010 году наблюдается рост объема продукции за счет повышения спроса на продукцию, т.е. возросли потребности населения в продукции ОАО «Мясокомбинат», вследствие чего увеличился объем заказов.
2.2. Организационно-управленческая структура ОАО «Мясокомбинат»
Под структурой управления понимается состав и соподчиненность его управленческих звеньев, выполняющих определенные функции управления производством. На структуру управления влияет значительное число факторов. К ним относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применения технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры зависит уровень технико-экономических показателей производства.
Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, взаимосвязанной работы всех структурных подразделений.
В ОАО «Мясокомбинат» применяется линейно-функциональная (штабная) структура управления, которая обеспечивает проведение единоначалия и создает предпосылки для квалифицированного руководства соответствующими подразделениями
При такой структуре линейный персонал предприятия (директор предприятия, главный инженер) имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции на основе сбора и обработки информации разрабатывает проект соответствующего решения, который после утверждения линейным руководителем вступает в силу и передается соответствующим исполнителям. Таким образом, функциональные органы не отдают команд исполнителям, это является прерогативой линейных руководителей.
Структура управления создается самим предприятием, утверждается руководителем предприятия, и периодически совершенствуется в связи с изменением факторов, на нее влияющих.
Руководство текущей деятельностью ОАО «Мясокомбинат» осуществляется Генеральным директором.
К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров.
Генеральный директор организует выполнение решений Общего собрания акционеров Общества.
Генеральный директор без доверенности действует от имени предприятия в том числе:
- осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества;
- имеет право первой подписи под финансовыми документами;
- представляет интересы Общества как в Российской Федерации, так и за ее пределами;
- утверждает штаты, заключает трудовые договора с работниками Общества, принимает к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
- совершает сделки от имени Общества, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом предприятия;
- выдает доверенности от имени Общества;
- открывает в банках счета Общества, берет в них ссуды и кредиты;
- организует ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества;
- списывает убытки и утверждает прибыль;
- выдает работникам Общества материальную помощь и ссуды;
- издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества;
- исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельность Общества и обеспечения его нормальной работы в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия.
Главный инженер – первый заместитель директора. Он руководит производственно-технической деятельностью, отвечает за научно-технический прогресс на предприятии, руководит технической подготовкой и обслуживанием производства, работами по улучшению качества продукции, экономному использованию материально-технических ресурсов, механизации и автоматизации производственных процессов, реконструкции цехов и модернизации производства.
Главному инженеру подчиняется отдел технической подготовки производства, ремонтно-механического и энергетического обслуживания и бюро главного технолога, которые ведут разработку проектов для строительства новых объектов, совершенствование этих проектов, занимаются разработкой технологии и оснастки для вновь осваиваемых видов продукции, видов продукции, рационализацией и изобретательством, стандартизацией выпускаемой продукции, а также осуществляют ремонтно-механическое и энергетическое обслуживание.
Сводный экономический отдел находится в подчинении у главного экономиста. Экономический отдел разрабатывает первичные и текущие планы предприятия, ведет контроль за их выполнением, осуществляет ценовую политику предприятия, ведет нормирование труда.
Заместитель директора по коммерческим вопросам заведует отделом по сырьевому, материально-техническому снабжению, маркетингу и сбыту готовой продукции. Отдел занимается обеспечением предприятия соответствующими материальными ценностями, их хранением, выдачей структурным подразделениям, проводит анализ рынков сбыта, спроса и предложения.
Информация о работе Организация планирования предпринимательской деятельности