Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:04, реферат
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………….……….31
1.1.Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития……….31
1.2.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………...33
1.3.Анализ поддержки предпринимательства……………………………………….36
1.4.Анализ факторов, препядствующих развитию российского бизнеса………….37
2. Проблемы и перспективы……………………………………………………….………...40
2.1.Доступность инструментов финансирования для малого бизнеса……………40
2.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...41
2.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………42
2.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………………….……..46
В 1993 г. были сделаны самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства как особого сектора экономики России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
Несомненно,
малый бизнес не знает себе равных
по приспособляемости и
Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.
Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.
К ним относятся:
-отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса;
-перемещение
мелкого и среднего капитала
из производства в сферу
-недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
-вытеснение
большинства малых предприятий
на периферию технического
-уход мелких
предприятий в теневую экономику в целях
уклонения от неразумного налогообложения
и, вследствие, неспособности государства
обеспечить безопасность от криминальных
структур.
1.2.Анализ
перспектив развития
малого предпринимательства
в России
Доминирование в экономической политике интересов олигархий и монополий, определяющееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и новаторской сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
В структуре малого предпринимательства преобладает предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам. В течение пяти – шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.
В известных документах ООН (Материалы семинара по вопросам инновационной культуры. ЮНЕСКО. Париж, 28 февраля – 1 марта 2002 г.) отмечается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет целевая финансовая помощь, направляемая в том числе и на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям работу, вывести их из нищеты, постепенно создавая условия для самодостаточного существования. Решение этих задач исключительно актуально для многих остальных российских регионов.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того или иного предприятия зависит не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства, глубину институциональных преобразований. Следует эти показатели дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно: показателями, во – первых, уровня развития малого бизнеса, включая «насыщенность» экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки МП и, во – вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров.
Развитие
предпринимательства в
Первое
условие связано с
Второе
условие – необходимость
Третье
условие – необходимость
-создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
-увеличение
объемов микрофинансирования и
микрокредитования, что в 2 –
3 раза расширит сферу целевой
финансовой поддержки
-эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Принципиально
важно разделить
Пятое
условие – активизация
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенными малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).
Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.
Нехватка
инвестиций в перерабатывающий сектор
остается одной из острых проблем
предпринимательства. Обновление производственных
фондов и внедрение новых технологий
в мясоперерабатывающей, обувной, швейной,
трикотажной отраслях требуют много
миллиардных вложений – от 30 млрд. до 50
млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций
приходится на добывающие, экспортоориентированые
отрасли. В итоге большинство отечественных
малых и средних производителей товаров
и услуг просто не в состоянии конкурировать
с западными предприятиями (и это при невысоком
уровне потребительского спроса). Импорт
продукции указанных отраслей в последние
годы продолжает расти.
Таблица
[9, с.125]
Классификация 79 регионов РФ
по
уровню развития малых
предприятий
Группы регионов по уровню развития МП | Регионы | Число регионов |
Регионы с положительной тенденцией развития малых предприятий | Москва, Санкт – Петербург, Камчатская и Магаданская области | 4 |
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) | Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области, Республика Дагестан | 5 |
Регионы со средним уровнем малого бизнеса (с тенденцией к снижению динамики развития в нем) | Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская области, Пермский край, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область. | 31 |
Регионы с изначально низким уровнем развития малого предпринимательства (регионы – аутсайдеры) | Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская области, Европейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марией Эл, Республика Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Рязанская область, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская области, Чувашская республики | 39 |
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ совместно с Торгово – промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно–информационной системы о положении дел в России и других странах СНГ. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же «сигналы мирового рынка» рядовому бизнесмену еще долго будет не под силу.
Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:
-формирование
нормативно-правовой базы
-развитие
системы государственной
-информационное,
научно-методическое и
-создание
системы социальной защиты и
безопасности в малом
Структура органов
-Министерство
по антимонопольной политике
и поддержке
-Федеральный
фонд поддержки малого
-Агентство по поддержке малого бизнеса;
-Фонд
содействия развитию малых
-Банк
содействия развитию малого
-Торгово-промышленная палата;
Информация о работе Перспектива развития предпринимательства в России