ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИИ
Мазурова Е.Н., Каверзин И.В.
(Лф Сиб ГТУ, г.Лесосибирск, РФ)
The article aims - to analyze the prospects of socio-economic
forecasting in Russia. Noted the plan for future system for forecasting
and planning.
Фрэнсис Бэкон, английский политический
деятель ХVII века в своем знаменитом
афоризме: «Knowledge itself is power» - «Знание
само по себе - сила» просматривал экономический
расчет.
В современном мире знания
стоят дорого, а знания о будущем
экономики составляют настоящий
золотой фонд любого развитого государства.
Очевидно, насколько важны знания
о будущем для выработки социально-экономической
и иной политики государства, регионов,
крупных предприятий, развития домашнего
хозяйства. Сегодня в управлении
российской экономикой очень серьезную
роль играет инерционный прогноз
экономики, на основании которого по
законодательству должна строиться
концепция долгосрочного развития
экономики, детализирующая сам прогноз.
Социально-экономическое
прогнозирование – это процесс
разработки экономических и социальных
прогнозов, основанный на научных методах
познания экономических и социальных
явлениях и использования всей совокупности
методов, способов и средств экономической
прогностики.
Целью статьи является –
проанализировать перспективы социально-экономического
прогнозирования в России.
Инерционный прогноз, т.е. многовариантный,
рассматривает различные сценарии
и зависит в основном от набора
важных показателей: цена на нефть, инфляция,
демография и т. п. От ресурсов и других
факторов выводятся темпы экономического
роста, а создаваемый в будущем
продукт «разбивается» на разные
цели: социальные и прочие. Но не все
так просто - задаются, как правило,
и некоторые социально-экономические
нормативы, на которые необходимо выйти
в будущем, но все же в основном
они зависят от динамики объемов
и производительности экономических
ресурсов, а не наоборот.
Между тем, некоторую альтернативу
такому подходу мы можем видеть в
отдельных развитых странах за рубежом,
например, в США есть модель прогнозирования,
выстраивающая формирование картины
будущего от демографической сферы,
от трудовых ресурсов, квалификационной
структуры, рабочих мест и т. п. Названную
схему, конечно, можно считать более
социализированной. Понятно, что идеалом
социализации общества в прогнозировании
была бы система, выстраивающая четкую
будущую систему «социального продукта»:
благосостояния, социальных программ
и благ, конкретных позитивных сдвигов
в здравоохранении, питании, обеспеченности
жильем, обучении, рекреации и т.
п. И под такую систему уже
выстраивались и оптимально использовались
экономические ресурсы, создавая будущий
социальный продукт. То есть, концептуальное
и прогнозное решение конкретных
социально-экономических проблем
на уровне, ясном для простого человека,
как раз и доказывает реальную
социальную направленность государства,
привносит в общественное мнение необходимую
стабильность и является важным фактором
обеспечения уверенности в завтрашнем
дне (особенно если планы систематически
выполнять). А уверенность населения в
будущем, заинтересованность в завтрашнем
дне - мощный социально-психологический
фактор повышения трудовой активности
и экономического роста. Система планирования
и прогнозирования должна быть явно ориентирована
на конкретное благо каждого конкретного
человека, а не усилия человека должны
быть направлены на абстрактные общие
цели государства - мы это уже проходили..,
кончилось плохо.
Чем сегодня качественно
отличается прогнозирование в развитых
экономиках? В первую очередь это
ориентация на предвидение решений
конкретных социальных, социально-экономических
проблем, а экономические проблемы
подаются как средства решения социальных
проблем. Это и понятно - в развитом
хозяйстве собственно, экономический
механизм не является зоной столь
пристального внимания, так как он
уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован
государством, конкуренция и рыночные
механизмы функционируют достаточно
четко. В России этот процесс отладки
и балансировки рыночного механизма
продолжается, но нетрудно заглянуть
в недалекое будущее и понять,
какое социально-экономическое прогнозирование
и планирование у нас будет, каким
оно должно стать. Сначала несколько
слов о специфике развитого прогнозирования
и планирования в рыночной среде:
оно не может концентрироваться
на мелочах и деталях (мелкие проблемы
решаются «внизу» отлаженным рынком),
внимание концентрируется на крупных
проблемах. Во-вторых, такое планирование
и прогнозирование должно быть прозрачным
- каждый гражданин при желании
должен легко ознакомиться с прогнозом,
концепцией и планом, знать, кто, как
и какие решения принимает, кто
за что реально отвечает. Более
того, сам процесс будущего прогнозирования
должен носить более демократический
характер - в нем при желании
должны свободно принимать участие
не только соответствующие госструктуры,
но и независимые организации, эксперты;
возможно широкое проведение опросов
населения об облике желаемого будущего,
пожеланиях и опасениях, о целях
развития и способах их достижения.
Будущее прогнозирование
будет ориентировано на общие
концептуальные качественные цели, выстраивать
соответствующие стратегии, анализировать
многовариантные сценарии развития,
учитывать вероятностный характер
развития (который в последнее
время резко усиливается) и систему
рисков (особенно военно-политические
факторы и возросшую катастрофичность
мирового развития), непредсказуемость
многих событий. Конкретное решение
проблем детализируется в крупных
народнохозяйственных проектах и программах.
В перспективе, по мере развития планирования
и прогнозирования возможно реальное
программирование и открытое планирование
включения/выключения экономических
регуляторов в зависимости от
состояния системы устанавливаемых
индикаторов развития - в этой ситуации
население и бизнес будет чувствовать
себя все более уверенно и не опасаться
завтрашнего дня. Во многом система
прогнозирования и планирования
будет сближаться с публичной
политикой. Регуляторы рыночной экономики
по мере ее развития будут носить все
более экономический, косвенный, нежесткий
характер, заменяя прямое администрирование;
законодательная система стабилизируется;
приблизится к мировым стандартам
институциональная среда.
Далее рассмотрим качественное,
смысловое наполнение будущей системы
прогнозирования и планирования.
Конечно, это будет более социализированная,
более обращенная на развитие человека
система с соответствующими социально-экономическими
критериями. На первом месте в концепциях
и прогнозах будут стоять нормативы
повышения качества жизни и уровня
доходов населения, продолжительность
жизни, параметры здоровья населения,
демографические параметры, конкретные
цели развития социального обеспечения
и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским
обслуживанием, рекреацией, развитие прав
и свобод, защиты и безопасности в т.ч.
экологической, обеспечение социального
равенства и отсутствия дискриминации
граждан по любому признаку, снижение
степени дифференциации благосостояния.
Вместе с тем, по мере развития
экономики, все большую значимость
по сравнению с экономическими ценностями
в прогнозах и концепциях должны
иметь конкретные цели по формированию
новой системы социально-культурных
ценностей в обществе. Важнейшими
критериями становятся обеспеченность
всего населения культурными, научными,
образовательными, информационными
благами, развитие интеллектуальной сферы
и индивидуального творчества и
предприимчивости. В качестве средств
достижения поставленных целей в
первую очередь станут рассматриваться
не потенциально возможные ресурсные
вложения, а развитие фундаментальной
и прикладной науки, инновационные
процессы, формирование новых принципов
доверия, государственно-частного партнерства,
партнерских отношений в обществе,
консолидации общества на базе общих
социально-политических и культурных
ценностей. Под указанные цели и
задачи и должен подстраиваться экономический
блок, постепенно перестающий доминировать
в общественном сознании как самоценность.
Однако, в перспективе
сам экономический блок претерпевает
серьезные структурные изменения,
связанные с тем, что Россия все
более твердо встает на постиндустриальный
путь развития с мощным развитием
сектора услуг и интегрируется
в мировую систему. Развитие экономического
блока явным образом увязывается
в прогнозах с человеческим капиталом,
управленческим капиталом, социальным
капиталом (капитал «отношений»). Все
виды вложений в человеческий фактор
и эффект от этого становятся важнейшими
способами поставленных обществом
целей. Необходимой инфраструктурой
развития человеческого фактора
в экономике становится система
непрерывного образования во взаимосвязи
с совершенствованием и расширенным
внедрением общедоступных информационно-коммуникативных
технологий, сети Интернет, электронных
библиотек и баз данных и т.
п.
Другой качественно важный
блок будущей системы прогнозирования
и планирования - долгосрочный форсайт
технологий, предвидение революционных
технологических прорывов, планирование
переходов на более высокие технологические
уровни в целях решения социально-экономических
проблем. В принципе, в будущем
наукоемкость продукции, работ, услуг,
любых видов деятельности будет
неуклонно возрастать и косвенно
свидетельствовать о благополучном
развитии экономики.
В итоге отметим критически
по энергетической проблеме. Исторические
факты показывают, что собственно
энергетической проблемы-то не существует,
а существует две другие: 1) отставание
во внедрении авангардных достижений
науки в области энергетики; 2)
искусственная шумиха вокруг энергетической
проблемы, создаваемая заинтересованными
кругами для поддержания максимально
высоких цен на традиционные массово
производимые энергоносители с целью
максимизации собственных доходов.
При этом мир переполнен сверхпрогрессивными
идеями в области новой энергетики
(водород, воздух, гелий, приливы и
отливы, энергия Солнца и чуть ли
не звезд, все виды излучений и
т. д.). Известны напоминания о том,
что монополии с целью максимизации
своих доходов «кладут под
сукно», «не замечают», не стимулируют
передовые НТР, часто противостоят
им. Но это действительно так! И
тот, кто первым откажется от этой
порочной практики, в перспективе выиграет
в качестве и уровне высокотехнологичного
роста. Россия же как энергетическая сверхдержава
просто обязана сделать это первой именно
потому, что имеет максимальный запас
энергетической прочности и может экспериментировать.
Но если поступить наоборот - извещать,
что нам всего достаточно, то в очередной
раз будем отброшены далеко назад, обогрев
при этом весь неблагодарный мир.
Литературы
1. Воробьев, В.А. Оценка
тенденций социально-экономического
развития [Текст] // Вопр. статистики. -2008.
-№12. -С.13–19.
2. Анализ и прогнозирование
экономики региона / Под ред.
В.П. Чичканова, П.А. Минакир. -М:
Наука, 1984.
3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование
и планирование в условиях
рынка [Текст]: Учебное пособие
/ Л.П. Владимирова. – Изд. 6-е
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К0», 2006. – 400 с.
4. Ханк, Д.Э. Бизнес-прогнозирование
[Текст] / Д.Э. Ханк Д.У. Уичерн, А.
Дж. Райтс. – М.: Вильямс, 2007. –
22 с.
5. Прогнозирование и планирование
в условиях рынка [Текст] / Под
ред.Т.Г.Морозовой и А.В.Пикулькина.
– М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.