Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что предпринимательство как явление, которое является двигателем производства, является основой для выхода стран из мирового финансового кризиса. Поэтому нужно особо подходить к правовым и экономическим вопросам организации предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность в России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1 Понятие, сущность государственного предпринимательства. ……………..3
2 Субъекты государственного предпринимательского сектора, предприятия, организации, учреждения. ……………………………………………………….6
2.1. Основные признаки предпринимательской деятельности. ……………….7
2.2. Классификация субъектов хозяйственного права…………………………9
3 Пути повышения эффективности государственного предпринимательства……………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………14
Список используемой литературы ……………………………………………15
Практическая часть……………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

понятие и сущность предпринимательства.docx

— 36.06 Кб (Скачать документ)

     Таким образом,  хозяйственные правоотношения определяются  как общественные отношения, урегулированные  нормами хозяйственного права,  участники которых обладают соответствующими  юридическими правами и обязанностями. 

    Наряду с хозяйственными  правоотношениями существует ещё  один вид отношений, охватываемых  хозяйственным правом, - внутрихозяйственные  отношения. Они складываются в  пределах организации между её  подразделениями, а также между  ними и организацией в целом.  Речь идёт о подразделениях, которые  относительно обособлены, обладают  определённой имущественной и  хозяйственной самостоятельностью  в рамках организации, действуют  на началах внутреннего хозрасчёта.

      Основаниями  возникновения и прекращения  хозяйственных правоотношений являются  юридические факты, то есть  предусмотренные нормами хозяйственного  права  действия и события. 

       Хозяйственные правоотношения имеют специальный субъектный состав. В хозяйственном праве за основу берётся понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.2 Классификация субъектов хозяйственного права. 

 

Классификацию субъектов  хозяйственного права можно проводить  по ряду признаков:

а) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ) и на коллективных – коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также фермеры;

б) по признаку собственности  субъекты делятся на публичные (учреждённые  государством, субъектами Федерации) и  частные (учреждённые гражданами и  юридическими лицами частного права), то есть на предприятия публичного и частного права (ст. 212 ГК РФ); 

в) по признаку происхождения  капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия, полностью  принадлежащие иностранным инвесторам;

г) по экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия (ст. 3 Федерального закона « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

      Малым признаётся  хозяйствующий субъект с числом  рабочих мест не более 100 человек  в промышленности и не более  50 человек в оптовой торговле. К субъектам малого предпринимательства  относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

д.) по признаку основной деятельности различаются субъекты, действующие  в сфере промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, торговли и т.д. Например, к субъектам, действующим  в кредитно-банковской сфере, принадлежат банки, страховые компании и пр.;

е)когда говорят о многоукладной  рыночной экономике, то прежде всего  имеют в виду действие трёх секторов (частного, кооперативного и государственного), соответственно можно выделить: 

 

- частное предпринимательство; 

- кооперативное предпринимательство;

- государственное предпринимательство. 

       Согласно  п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательская  деятельность должна осуществляться  только лицами, зарегистрированными  в качестве предпринимателей. Порядок  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности определён ст. 34, 35 Закона  РФ « О предприятиях и предпринимательской  деятельности», Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О  государственной регистрации юридических  лиц» и другими правовыми актами. Некоторые виды деятельности (банковская, страховая, строительная, юридическая  и др.) требуют также получения специального разрешения (лицензии).

      Отказ от  государственной регистрации допускается  только в случаях несоответствия  установленным требованиям состава  представленных документов или  содержащихся в них сведений. Незаконный отказ или уклонение  от регистрации могут быть  обжалованы в судебном порядке.  На основании ст. 169 УК РФ неправомерный  отказ или уклонение от регистрации  предпринимателя либо коммерческой  организации, а также неправомерный  отказ или уклонение от выдачи  лицензии влекут за собой уголовную  ответственность виновного должностного  лица.

 

 

 

 

      

         

 

 

 

 

 

 

           3.  Пути повышения эффективности государственного предпринимательства.

    Одной из форм  государственного предпринимательства  являются казённые предприятия.  Они находятся под прямым   государственным управлением по  вопросам производства (директивное  планирование, задания), политики цен,  финансов, материального стимулирования  персонала. Казённые предприятия  не вправе отказаться от заключения  государственного контракта на поставку товаров государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество за ним закрепляется на праве оперативного управления. Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определённое её влияние.  Нормальное функционирование казённых предприятий поддерживается жёсткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета. 

Из сказанного следует, по меньшей мере, два вывода:

-численность казённых  предприятий необходимо свести  к разумному минимуму;

-применительно к ним  целесообразно разработать специальную  систему управления.

Ответственность государства  по долгам предприятия не прямая, а  субсидиарная. Один из вариантов схемы управления казёнными предприятиями выглядит следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казёнными предприятиями. Организация такого органа в системе  Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казённым предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения  превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов и др.). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции, постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с «внешним» управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

      Попытка  установить оптимальный правовой  статус руководителей госпредприятий (как казённых, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента  РФ №1200. Им установлено, что  правительство или уполномоченные  им федеральные органы исполнительной  власти заключают с хозяйственным  руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причинённый предприятию в результате его действий или бездействия.

       Гражданско–правовой  характер контракта в принципе  даёт возможность федеральным  органам установил права и обязанности руководителя по управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения установлённые К3оТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях хозяйственного руководителя, кроме его отчётности, порядок и сроки которой должны быть установлены Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно,  вопросы управления казённым предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, у которых истёк срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана. 

       В государственные  коммерческие предприятия входят  предприятия, не преобразованные  в АО и на базе которых  не созданы казённые предприятия.  Имущество закреплено за ними  на праве полного хозяйственного  ведения. Государственные коммерческие  предприятия находятся на полном  коммерческом расчёте, имеют широкую  самостоятельность и практически  те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

    В отличие от  казённых предприятий АО с  государственным капиталом участвуют  в конкуренции. Их основной  задачей является получение прибыли  (коммерческие функции). Они могут  быть объявлены банкротами, поскольку  самостоятельно отвечают по своим  долгам.  Вместе с тем эти  АО в критической ситуации  могут рассчитывать на финансовую  помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жёстких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать всё возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО:АО, в которых 100 процентов капитала принадлежат государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

      Государственное  влияние на промышленную политику  предприятия обеспечивается отходом  от традиционной организационной  структуры управления АО. Выпадает  один из главных её элементов  – собрание акционеров. Его функции  должен, видимо, выполнять совет  директоров, состав которого определяется  собственником – государством.

     Целесообразно  ввести в состав директоров  наряду с представителями отраслевого  органа управления представителей  администрации предприятия, трудового  коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных  специалистов (менеджеров, финансистов  и т.п.). Представители трудящихся  избираются трудовым коллективом,  представители местного органа  управления назначаются этим  органом, все остальные назначаются  отраслевым органом управления. 

      АО со 100-процентным  государственным капиталом несёт  самостоятельную имущественную  ответственность. Создаётся возможность  обращения взыскания по долгам  на имущество такого предприятия. 

 

 

 

 

                                                  Заключение    

        Государственное предпринимательство необходимо в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

        Приоритетно  государственное предпринимательство,  в условиях рыночной экономики,  должно осуществляться в следующих  отраслях: обеспечение развития  базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование  новых отраслей; стратегическое  прогнозирование развития науки  и техники, долгосрочное прогнозирование  развития хозяйства в целом,  оценка социально-экономических  последствий научно-технического  прогресса с общенациональных  позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системе.

         Говоря о государственном предпринимательстве  относительно России необходимо  отметить, что в современной законодательной  ещё недостаточно актов, направленных  на обеспечение условиями для  эффективной работы и развития. Также необходимо разработать  базовый законодательный акт в виде Федерального закона «Об управлении государственной собственностью», который определил бы, что понимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели и задачи, основные принцепы управления, объекты и субъекты управления, порядок учёта и контроля за эффективным и по назначению использованием государственной собственности.

 

                            Список используемой литературы 

 

  1. Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА- М, 2009
  2. Экономика предприятия / В.Д. Савельев; под ред. В.Д. Савельева. – М.: Юнити-Дана, 2006.
  3. Предпринимательство / А. В. Бусыгин; Учебник-3-е изд. –М. Дело, 2007.
  4. Москва.2008.
  5. Гокинаева Л. Роль государства в развитии предпринимательства // Научное обозрение.- 2006.- №4. 
  6. Крутик А. Б., Решетов М.В. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Акадессмия, 2006.
  7. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.: Питер. – 2007.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства