Понятие и виды предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание

Впервые целостное научное представление о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) в главном труде его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 1). Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике.

Работа состоит из  1 файл

понятие и виды предпринимательства.docx

— 88.15 Кб (Скачать документ)

СРМП 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Впервые целостное научное представление  о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) в главном труде его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 1). Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике.

Понимая, что основным мотивом всякой хозяйственной  деятельности является личный корыстный интерес индивидуумов, и видя в нем мощную побудительную силу общественного прогресса, А.Смит предлагал рассматривать прибыль как плату предпринимателю за производимые им затраты и неизбежный финансовый риск. Вместе с тем, однако, он уже тогда знал, что личный интерес будет действовать в полном соответствии с интересами общества только в случае ограничения его свободы соответствующими правовыми и институциональными рамками, что подлинная гармония между соблюдением частных интересов и достижением социально-значимых целей возможна только при соблюдении определенных условий. Выступая в защиту частной собственности и свободной конкуренции, за ограничение монополистической деятельности, свободу торговли и невмешательство государства в предпринимательскую деятельность, провозглашая широко известный сегодня в России лозунг классического капитализма "laissez-faire""свободу предпринимательству", он доказывал необходимость ограничения компетенции государственных органов охраной прав собственности, обеспечением обороноспособности страны и выполнением некоторых других социально-значимых функций неэкономического характера.

Одним из заблуждений А. Смита было то, что производительным (создающим блага) он считал лишь труд в сфере материального производства, и не признавал производительного характера труда врачей, педагогов, юристов и др. работников социальной сферы.

В трудах известных экономистов XVIII - XIX веков Р.Кантильона, Ф.Кенэ, А.Тюрго, М.Вебера и др. были сформулированы и развиты основные фундаментальные положения, касающиеся сущности предпринимательской деятельности, места и роли предпринимателей в общественно-экономической среде, функций и личностных характеристик (качеств) предпринимателей, роли государства в регулировании предпринимательской деятельности.

На этапе  формирования национального рынка  для российского предпринимательства наиболее актуальными являются следующие важнейшие постулаты классической экономической теории:

  • мотив и цель предпринимательской деятельности – в ориентации на получение прибыли;
  • капитализируемый предпринимательский доход – основной фактор роста национальной экономики;
  • личный капитал предпринимателя – главный источник развития предпринимательской активности;
  • эффективная предпринимательская деятельность невозможна без объединения и комбинирования производств;
  • максимальное использование рыночных возможностей – необходимое условие развития предпринимательских структур;
  • сопротивление внешней среды – важнейший фактор предпринимательского риска;
  • главная цель общественного производства – удовлетворение потребностей субъектов рыночной экономики;
  • вмешательство государства в предпринимательскую деятельность должно быть строго ограниченным.

В ХХ веке важнейшие проблемы предпринимательства  рассматривались в трудах И.Шумпетера, К.Веспера, А.Шапиро, Г.Пиншота, П.Друкера, К.Татеиси и др.

И.Шумпетер считал предпринимательство основным феноменом экономического развития общества, его главной движущей силой, универсальной общеэкономической функцией любой общественной формации. Содержание предпринимательской деятельности он сводил к осуществлению новых комбинаций факторов производства и всевозможных нововведений. Предприниматель, по его словам, "делает не то, что делают другие, и не так, как это делают другие". Необходимыми условиями эффективного предпринимательства, по И.Шумпетеру, являются организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, возможность владеть имуществом, способность к риску, лидерство, умение принимать решения и др.

Комплексную характеристику предпринимателю как  субъекту рыночной экономики – с  точки зрения экономики и психологии – дал К.Веспер. А.Шапиро среди поведенческих черт предпринимателя прежде всего выделял элементы инициативы, способности к организации и реорганизации социально-экономических механизмов (с тем, чтобы с выгодой для себя использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию), готовности рисковать, принимая на себя всю полноту ответственности за неудачи.

По мнению П.Друкера, предпринимательство – это конкретная деятельность и практика, которые не относятся ни к науке, ни к искусству, хотя и располагают собственной базой знаний о средствах достижения цели. "Многие специалисты, – писал он, – рассматривают предпринимательство сегодня как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже озарение".

Считая  содержанием и функцией предпринимательства  нововведения, затрагивающие все сферы человеческой деятельности, и выдвигая инновационность, направленную на обогащение имеющихся ресурсов новыми свойствами в целях создания материальных и нематериальных благ и услуг, на роль основного инструмента предпринимательства, П.Друкер раскрывает сущность таких важнейших понятий, как предпринимательская экономика, предпринимательское управление и предпринимательское общество, исследует проблемы мотивации предпринимателей, предпринимательского риска, сущности и роли предпринимательской среды.

Виды  предпринимательства

В зависимости  от характера деятельности и видов  используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и  посредническое предпринимательство.

Производственное  предпринимательство. Производственным называется предпринимательство, непосредственно связанное с производством материальных, интеллектуальных и духовных ценностей:

Рис. 1.2. Производственное предпринимательство

В своей  деятельности предприниматели – "производственники" в той или иной мере используют основные (ОС) и оборотные (ОбС) средства (производственные помещения, машины, оборудование, приборы и инструменты, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергетические ресурсы), рабочую силу (РС), включая и свою собственную, научные и информационные ресурсы. От их наличия и количества непосредственно зависят реальные объемы производства.

Вся произведенная  предпринимателями товарная продукция  поступает на соответствующие целевые  рынки. В условиях рынка формируются  цены и определяются объемы продаж конкретных товаров. Потребители продукции  производственного предпринимательства  могут приобретать нужные им товары (оборудование, материалы и др.) и  услуги (транспортные, рекламные, информационные и т.д.) либо у их производителей (самостоятельно или с помощью посредников), лицо в оптовой или розничной торговой сети – у граждан (индивидуальных предпринимателей) и организаций, специализирующихся в области торгового предпринимательства.

Торговое  предпринимательство. Торговое предпринимательство связано с куплей-продажей товаров:

Рис. 1.3. Торговое предпринимательство

Для понимания  сути торгового предпринимательства  следует отметить, что в качестве продукта предпринимательской деятельности в сфере торговли выступает уже  не тот или иной товар (как может  показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар. Сам же продаваемый товар будет  здесь основным фактором предпринимательства.

При осуществлении  любой торговой операции неизбежны  разного рода расходы: на поиск и  покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или  у другого продавца), доставку товаров  в торговую точку или непосредственно  к покупателю, обеспечение сохранности  товаров в период их транспортировки  и хранения, продажу товаров (включая  оплату услуг посредников), а в  ряде случаев и послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все эти расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль, учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.

Финансовое  предпринимательство. Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является по сути одним из подвидов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи в данном случае выступает конкретный специфический товар – денежные средства (ДС) в любом их проявлении, включая рубли, иностранную валюту и ценные бумаги:

Рис. 1.4. Финансовое предпринимательство

К числу  наиболее известных разновидностей предпринимательства в финансовой сфере относится кредитное предпринимательство. Предприниматель, занимающийся кредитным  предпринимательством, привлекает денежные вклады граждан и юридических  лиц, выплачивая их владельцам денежное вознаграждение в виде депозитного  процента за весь период пользования  вкладами, и выдает привлеченные средства в долг покупателям кредитов под  более высокий кредитный процент. Разница между кредитными и депозитными  процентами должна покрывать расходы  предпринимателя и служить источником предпринимательской прибыли.

Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство заключается в продаже особой услуги – страховой защиты (СЗ):

Рис. 1.5. Страховое предпринимательство

Заключая  договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях (каких именно – уточняется в  договоре страхования) полностью или  частично компенсировать страхователю потери, которые тот может понести  в течение срока действия договора.

Наиболее  распространены три вида страхования:

жизни и здоровья; имущества; риска и ответственности.

К примеру, чтобы быть более-менее спокойным  за свое будущее, автолюбителю следует  заключить сразу три договора: о страховании жизни и здоровья (на случай аварии), о страховании  принадлежащего ему автомобиля (от угона или аварии), а также о  страховании его гражданской  ответственности как автовладельца (если он сам окажется виновником происшествия с тяжелыми последствиями), или предусмотреть  все это в одном общем (генеральном) договоре.

Экономический механизм страхования опирается на теорию вероятности и статистические данные о неблагоприятных событиях. Собирая регулярно страховые взносы с клиентов ( ) и аккумулируя их, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующую компенсацию ( ) всем пострадавшим страхователям. Решающую роль здесь играет "закон больших чисел". Чем выше вероятность наступления страховых событий, тем больше должны быть страховые взносы.

Посредническое  предпринимательство. В основе посреднического предпринимательства лежит купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению предпринимательских операций в различных сферах предпринимательской деятельности:

Рис. 1.6. Посредническое предпринимательство

Главным фактором посреднического предпринимательства  является информация (И), причем информация самая разнообразная. Как показывает практика, даже при проведении простейших торгово-посреднических операций помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит ( – информация поставщика), а также о том, кому и за сколько это можно продать ( – информация покупателя), посреднику может пригодиться, в частности, знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров (т.е. знание соответствующей "предметной области").

Информация о работе Понятие и виды предпринимательство