Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Впервые целостное научное представление о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) в главном труде его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 1). Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике.
СРМП 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Впервые
целостное научное
Понимая, что основным мотивом всякой хозяйственной деятельности является личный корыстный интерес индивидуумов, и видя в нем мощную побудительную силу общественного прогресса, А.Смит предлагал рассматривать прибыль как плату предпринимателю за производимые им затраты и неизбежный финансовый риск. Вместе с тем, однако, он уже тогда знал, что личный интерес будет действовать в полном соответствии с интересами общества только в случае ограничения его свободы соответствующими правовыми и институциональными рамками, что подлинная гармония между соблюдением частных интересов и достижением социально-значимых целей возможна только при соблюдении определенных условий. Выступая в защиту частной собственности и свободной конкуренции, за ограничение монополистической деятельности, свободу торговли и невмешательство государства в предпринимательскую деятельность, провозглашая широко известный сегодня в России лозунг классического капитализма "laissez-faire" – "свободу предпринимательству", он доказывал необходимость ограничения компетенции государственных органов охраной прав собственности, обеспечением обороноспособности страны и выполнением некоторых других социально-значимых функций неэкономического характера.
Одним из заблуждений А. Смита было то, что производительным (создающим блага) он считал лишь труд в сфере материального производства, и не признавал производительного характера труда врачей, педагогов, юристов и др. работников социальной сферы.
В трудах известных экономистов XVIII - XIX веков Р.Кантильона, Ф.Кенэ, А.Тюрго, М.Вебера и др. были сформулированы и развиты основные фундаментальные положения, касающиеся сущности предпринимательской деятельности, места и роли предпринимателей в общественно-экономической среде, функций и личностных характеристик (качеств) предпринимателей, роли государства в регулировании предпринимательской деятельности.
На этапе
формирования национального рынка
для российского
В ХХ веке важнейшие проблемы предпринимательства рассматривались в трудах И.Шумпетера, К.Веспера, А.Шапиро, Г.Пиншота, П.Друкера, К.Татеиси и др.
И.Шумпетер считал предпринимательство основным феноменом экономического развития общества, его главной движущей силой, универсальной общеэкономической функцией любой общественной формации. Содержание предпринимательской деятельности он сводил к осуществлению новых комбинаций факторов производства и всевозможных нововведений. Предприниматель, по его словам, "делает не то, что делают другие, и не так, как это делают другие". Необходимыми условиями эффективного предпринимательства, по И.Шумпетеру, являются организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, возможность владеть имуществом, способность к риску, лидерство, умение принимать решения и др.
Комплексную характеристику предпринимателю как субъекту рыночной экономики – с точки зрения экономики и психологии – дал К.Веспер. А.Шапиро среди поведенческих черт предпринимателя прежде всего выделял элементы инициативы, способности к организации и реорганизации социально-экономических механизмов (с тем, чтобы с выгодой для себя использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию), готовности рисковать, принимая на себя всю полноту ответственности за неудачи.
По мнению П.Друкера, предпринимательство – это конкретная деятельность и практика, которые не относятся ни к науке, ни к искусству, хотя и располагают собственной базой знаний о средствах достижения цели. "Многие специалисты, – писал он, – рассматривают предпринимательство сегодня как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже озарение".
Считая содержанием и функцией предпринимательства нововведения, затрагивающие все сферы человеческой деятельности, и выдвигая инновационность, направленную на обогащение имеющихся ресурсов новыми свойствами в целях создания материальных и нематериальных благ и услуг, на роль основного инструмента предпринимательства, П.Друкер раскрывает сущность таких важнейших понятий, как предпринимательская экономика, предпринимательское управление и предпринимательское общество, исследует проблемы мотивации предпринимателей, предпринимательского риска, сущности и роли предпринимательской среды.
Виды предпринимательства
В зависимости от характера деятельности и видов используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Производственное предпринимательство. Производственным называется предпринимательство, непосредственно связанное с производством материальных, интеллектуальных и духовных ценностей:
Рис. 1.2. Производственное предпринимательство
В своей деятельности предприниматели – "производственники" в той или иной мере используют основные (ОС) и оборотные (ОбС) средства (производственные помещения, машины, оборудование, приборы и инструменты, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергетические ресурсы), рабочую силу (РС), включая и свою собственную, научные и информационные ресурсы. От их наличия и количества непосредственно зависят реальные объемы производства.
Вся произведенная
предпринимателями товарная продукция
поступает на соответствующие целевые
рынки. В условиях рынка формируются
цены и определяются объемы продаж
конкретных товаров. Потребители продукции
производственного
Торговое предпринимательство. Торговое предпринимательство связано с куплей-продажей товаров:
Рис. 1.3. Торговое предпринимательство
Для понимания
сути торгового предпринимательства
следует отметить, что в качестве
продукта предпринимательской
При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно к покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг посредников), а в ряде случаев и послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все эти расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль, учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.
Финансовое предпринимательство. Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является по сути одним из подвидов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи в данном случае выступает конкретный специфический товар – денежные средства (ДС) в любом их проявлении, включая рубли, иностранную валюту и ценные бумаги:
Рис. 1.4. Финансовое предпринимательство
К числу
наиболее известных разновидностей
предпринимательства в
Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство заключается в продаже особой услуги – страховой защиты (СЗ):
Рис. 1.5. Страховое предпринимательство
Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях (каких именно – уточняется в договоре страхования) полностью или частично компенсировать страхователю потери, которые тот может понести в течение срока действия договора.
Наиболее распространены три вида страхования:
жизни и здоровья; имущества; риска и ответственности.
К примеру,
чтобы быть более-менее спокойным
за свое будущее, автолюбителю следует
заключить сразу три договора:
о страховании жизни и здоровья
(на случай аварии), о страховании
принадлежащего ему автомобиля (от
угона или аварии), а также о
страховании его гражданской
ответственности как
Экономический механизм страхования опирается на теорию вероятности и статистические данные о неблагоприятных событиях. Собирая регулярно страховые взносы с клиентов ( ) и аккумулируя их, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующую компенсацию ( ) всем пострадавшим страхователям. Решающую роль здесь играет "закон больших чисел". Чем выше вероятность наступления страховых событий, тем больше должны быть страховые взносы.
Посредническое предпринимательство. В основе посреднического предпринимательства лежит купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению предпринимательских операций в различных сферах предпринимательской деятельности:
Рис. 1.6. Посредническое предпринимательство
Главным
фактором посреднического