Потребительская коперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 116 Гражданского кодекса и рядом специальных законов, наиболее важным из которых является закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» и Федеральный закон (Россия) «О сельскохозяйственной кооперации». В Российской Федерации деятельность потребительских кооперативов (потребительских обществ) регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Работа состоит из  1 файл

потребительское кооперация.doc

— 31.93 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 116 Гражданского кодекса и рядом специальных  законов, наиболее важным из которых  является закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» и Федеральный закон (Россия) «О сельскохозяйственной кооперации».

В Российской Федерации деятельность потребительских кооперативов (потребительских  обществ) регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом  РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Правовое положение потребительского кооператива во многом схоже с  производственным кооперативом. Высшим органом управления является общее  собрание его членов, а в промежутках  между заседаниями общего собрания его функции выполняет наблюдательный совет. Коллегиальный исполнительный орган называется правлением. В отличие  от производственных кооперативов, члены  потребительского кооператива не обязаны  принимать личное трудовое участие  в его деятельности, и не отвечают по его долгам.

Основным учредительным  документом любого потребительского кооператива  является его устав. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности и слова «кооператив», «потребительское общество» или «потребительский союз».

Участниками потребительских  кооперативов могут быть как физические, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного физического  лица обязательно, иначе кооператив превратится в объединение юридических  лиц.

В изъятие от общих норм о статусе некоммерческих организаций  потребительским кооперативам предоставлено  право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими участниками. Таким образом, он занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями.

Потребительские общества объединяются в потребительские союзы.

В настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  около 3 тыс. потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза.

В широком смысле слова  к потребительским кооперативам относят также жилищно-строительные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы, дачно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные  потребительские кооперативы.

Целью данной работы является рассмотрение порядка создание потребительских  кооперативов граждан.

 

1. Правовой  статус потребительского  кооператива

 

Первые кооперативные  предприятия были основаны в Великобритании в самом начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение  рабочих. Но уже с 1820-1830-х годов  хозяевами кооперативных магазинов, мельниц, хлебопекарен становятся сами рабочие. Кооперативы давали возможность  рабочим покупать товары по низким ценам.

В 1844 году английские ткачи  из города Рочдейла открыли потребительский кооператив на принципах, ставших основными для кооперации. Этими принципами были:

- невысокие паевые взносы;

- ограниченное число паев у каждого кооператора;

- все кооператоры равноправны и каждый имеет один голос;

- продажа товаров осуществляется по умеренно-рыночным ценам и только за наличные деньги;

- цена товара одинакова для всех (в том числе и для не входящих в кооператив).

В СССР получила распространение  торгово-заготовительная сельская потребительская кооперация (потребкооперация). Она решала следующие задачи:

- торговую (она имела особое значение для сельского населения, поскольку розничную торговлю на селе осуществляла в основном потребкооперация);

- закупочную (через потребкооперацию у населения, колхозов, совхозов закупались сырье, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы);

- производство продуктов питания на базе местных сельхозтоваров (произведенных в личном подсобном хозяйстве и закупленных у населения), непродовольственных товаров (из сельскохозяйственного и другого местного сырья).

В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40 % населения страны, членами  ее были 30 миллионов сельских жителей  России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок  овощей, более трети выпечки хлеба. В настоящее время в каждой области России в среднем действует  около 20-25 районных кооперативных организаций.

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 116 Гражданского кодекса и рядом специальных  законов, наиболее важным из которых  является закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» и Федеральный закон (Россия) «О сельскохозяйственной кооперации».

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов.

Потребительские кооперативы  относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники  имеют обязательственные права  в виде права на пай.

Отношения между  пайщиками  потребительского кооператива  регулируются его уставом.  Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо сведений, общих для всех юридических  лиц, следующие сведения:

- размер паевых взносов  членов кооператива;

- о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов;

- о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

-   о порядке покрытия  членами кооператива понесенных  им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Доходы, полученные потребительским  кооперативом от предпринимательской  деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и  уставом, распределяются между его  членами.

Правовое положение потребительских  кооперативов, а также права и  обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах. При этом  следует  помнить, что  закон РФ от  19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно - строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается.

 

2. Порядок регистрации потребительского кооператива

 

Создание потребительского кооператива означает его государственную регистрацию в установленном федеральным законодательством порядке.

Государственная регистрация  представляет собой акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В 2004г. таким органом  была определена федеральная налоговая  служба.

За государственную регистрацию  юридического лица уплачивается государственная  пошлина в размере 2000 руб.

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган, и осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении  о государственной регистрации  постоянно действующего исполнительного  органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту  нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации  юридического лица заявителями могут  являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган  не вправе требовать представление  других документов кроме документов, установленных  законом.

Регистрирующий орган  не позднее одного рабочего дня с  момента государственной регистрации  выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный  реестр.

При государственной регистрации  создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. К заявлению прилагаются специальные  формы на каждого учредителя, с  указанием всех его данных (паспорт, регистрация, ИНН);

б) решение о создании юридического лица в виде протокола  общего собрания пайщиков кооператива. Поскольку  для  функционирования кооператива требуется как минимум  наличие  исполнительного органа, количество учредителей  потребительского кооператива должно быть не меньше  количества членов исполнительного  органа, указанного в  уставе. Если, например,  устав  предусматривает  избрание Правления в составе   3 человек,  количество учредителей (пайщиков), присутствующих на первом учредительном  собрании, не может менее 3 человек.

Возможна и обратная ситуация, когда количество пайщиков  в  кооперативе превышает несколько  десятков и даже сотен  человек (например, гаражный  потребительский кооператив). В этой ситуации необязательно заполнять на каждого из пайщиков отдельную форму, можно  в самом  протоколе  собрания пайщиков указать, что собрание уполномочивает трех членов правления выступить учредителями, а  председателя правления- заявителем. В этом случае  остальные пайщики вступают в кооператив сразу после его государственной регистрации в порядке, установленном уставом кооператива.

в) учредительные документы  юридического лица (подлинники или  засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

д) документ об уплате государственной  пошлины.

Решение об отказе в государственной  регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

 

3. Особенности создания  потребительских кредитных кооперативов граждан

 

В соответствии с федеральным  законом от 7 августа 2001 года  N 117-фз «О кредитных потребительских кооперативах граждан», КПКГ - потребительский кооператив граждан, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

КПКГ создается по инициативе не менее чем пятнадцати и не более  чем двух тысяч человек. Государственная  регистрация КПКГ осуществляется в  порядке, определяемом законом о  государственной регистрации юридических  лиц.

КПКГ действует на основании  устава, который утверждается и изменяется общим собранием членов КПКГ. Устав  КПКГ должен предусматривать:

- наименование КПКГ и место его нахождения;

- предмет и цели деятельности КПКГ;

- порядок приема в члены КПКГ и прекращения членства в КПКГ, в том числе основания и порядок исключения из членов КПКГ;

- размер, состав и порядок внесения паевых взносов;

- ответственность членов КПКГ за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

- порядок возврата члену КПКГ при выходе из КПКГ денежной стоимости доли имущества КПКГ, соответствующей доле его паевого взноса в сумме паевых взносов членов КПКГ;

- условия и порядок получения займов членами КПКГ;

- права и обязанности членов КПКГ;

- права и обязанности КПКГ перед своими членами;

- состав и компетенцию органов КПКГ, порядок их создания, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов (органами КПКГ являются общее собрание членов КПКГ, правление КПКГ, ревизионная комиссия КПКГ и директор КПКГ. В КПКГ могут быть дополнительно созданы комитет по займам и (или) иные органы в соответствии с законом и уставом);

Информация о работе Потребительская коперация