Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание

Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование предпринимательской деятельности.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 

 

Введение

 
 

       Развитие сектора малого предпринимательства  является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.

     Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. На сегодняшний день малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий как: быстрая адаптация к рыночным условиям; низкая задолженность перед бюджетом и по выплате заработной платы; низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.

     Соблюдение  законности и правопорядка в экономике  служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами1.

     Появились новые, ранее нехарактерные для  нашей страны правонарушения: фиктивное банкротство, уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и др. Новые правонарушения - закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в России.

     Поэтому правовое регулирование предпринимательской  деятельности играет большую роль в  современной России. 

 

1. Правовые  основы предпринимательской  деятельности

 
 

     Правовые  основы на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений.

     Конституция  как  свод  важнейших  юридических  норм, регулирующих отношения между  государством и личностью, не может  не регламентировать отношения     в     сфере    экономики.    Конституционные    гарантии предпринимательства  настолько  многочисленны,  что  в научном обиходе появилось  условное  понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую  внутренним  единством  совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.        Содержащиеся   в  ст.  8  Конституции  РФ  положения  о  единстве экономического  пространства,  свободном  перемещении товаров, услуг и финансовых  средств,  о  поддержке  конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

     Конституционные  гарантии  предпринимательства содержатся во всех главах   Конституции,   хотя   нередко  они  формулируются  в  нормах, определяющих полномочия органов власти. Так,  в ст. 75 Конституции основная функция Центрального банка РФ определена   как  необходимость  обеспечения  устойчивости  рубля.  Из принципа   устойчивости   рубля   может  быть  выведен  такой  элемент содержания   права  на  предпринимательскую  деятельность,  как  право предпринимателей  на  благоприятную  экономическую  среду, исключающую прежде  всего  чрезмерную  инфляцию. Независимость денежной системы от правительства,  конституционный  правовой статус Центрального банка РФ являются  одновременно  и  конституционными  гарантиями  для  развития предпринимательской деятельности. В  статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления  на  территории  РФ  таможенных  границ, пошлин, сборов и каких-либо  иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

     Эти   положения  также  предназначены  для  гарантирования  права предпринимательской  деятельности.  Из статьи 106 Конституции  следует, что решение вопросов о налогообложении предпринимателей может осуществляться  только  путем  принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряжения  государственными  финансами  только  на  основе законов, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

     В  статье  57  Конституции  указано,  что предприниматели обязаны  платить   только   законно   установленные  налоги  и  сборы.  Законы, устанавливающие     новые     налоги    или    ухудшающие    положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Важной  составной  частью  права  на предпринимательство является право  предпринимателей  иметь  имущество  в  собственности,  владеть, пользоваться  и  распоряжаться  им  как  единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей  только  по  решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.

     Содержащееся  в  п.  3  ст.  35  Конституции  положение о том, что принудительное  отчуждение  имущества  для  государственных нужд может быть  произведено  только  при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

     Если  российские  суды  станут  придерживаться  практики широкого подхода   к  интерпретации  понятия  незаконной  экспроприации,  будет складываться  благоприятный "климат" для развития предпринимательства, в том числе с участием иностранного капитала. 

     Безусловным  стимулом  для  развития предпринимательства являются положения ст.  53  Конституции РФ  о возмещении государством вреда, причиненного   незаконными   действиями   (или бездействием)  органов государственной власти или их должностных лиц.

     Это  конституционное  положение способно снижать степень риска, в том  числе  и  политического. Даже право на неприкосновенность частной жизни,  предусмотренное  ст.  24  Конституции РФ, позволяет определить содержание  права  на  предпринимательскую  деятельность,  поскольку в качестве  своих элементов оно предполагает право на коммерческую тайну (право на тайну проведения деловых операций).

     Праву  предпринимателей  на  коммерческую  тайну  как  элемент их конституционно-правового  статуса  регулирует  право каждого  свободно получать  информацию  (ст.  29  Конституции  РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских    структур,   с   тем   чтобы   они   с   помощью недобросовестной    рекламы    не   злоупотребляли   своими   правами.

     Осуществление    предпринимательских    прав   подпадает   под   общий конституционный  режим  -  осуществление  прав  и  свобод  человека  и гражданина  не  должно  нарушать  права  и  свободы других лиц (ст. 17 Конституции).

     Обогащает  содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.

     Это  право  применительно  к  лицам,  намеревающимся осуществлять предпринимательскую  деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых   форм  (акционерные  общества,  товарищества, кооперативы  и  т.  д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения  от  государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.

     Конституция  РФ  закрепляет очень высокое положение международных договоров  Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст.   15   положения   международного  договора  даже  выше  положений конституционных   законов,   поскольку  если  международным  договором установлены  иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Общепризнанные   принципы  и  нормы  международного  права  также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются   права   и   свободы  человека  и  гражданина  согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     Таким    образом,    содержание    конституционного    права   на предпринимательство  обогащается  и  дополнительно гарантируется через подключение    к    внутреннему   конституционному   праву   положений международного права.

     При  этом  иностранные  предприниматели  пользуются  в Российской Федерации  правами  и  несут  обязанности наравне с гражданами России, кроме  случаев,  установленных  федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.

 

2. Основное содержание права на предпринимательскую деятельность

 

     Институт  предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого государством занятия - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий.

     В бывшем СССР предпринимательство рассматривалось  как антиобщественная деятельность, а его субъекты привлекались к  уголовной ответственности (ст. 153 УК РСФСР).

     Любопытно отметить, что те признаки предпринимательства, которые учитывались при оценке состава преступления (деятельность по производству товаров, услуг в  целях извлечения прибыли (наживы), осуществляемая с привлечением рабочей силы в формах предприятий и организаций), вошли в определение предпринимательства как вполне легального занятия, которое регламентируется и защищается силой государства. И это неудивительно страна перешла от тоталитаризма к экономическим формам демократии, практически отказалась от внешнеэкономического принуждения личности, что позволяет раскрыть ее деловые и творческие созидательные способности. Существующие реалии не могли не найти своего отражения в законодательстве Российской Федерации.

     В Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" впервые было дано определение понятия "предпринимательство", его основных признаков.

     Предпринимательством  признана инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектами на свой риск и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства.

     Принятие  части первой Гражданского кодекса 1994 года, несомненно, стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Законодатель разрешил ряд проблем, устранил некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве.

     Однако  правоприменительная практика и  углубленный анализ принятых норм показали, что они также несовершенны и  нуждаются в дальнейшем уточнении  и дополнении.

     Кодекс  определяет предпринимательство как  самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Возникает необходимость раскрыть и проанализировать это понятие через его составляющие.

     Ряд признаков предпринимательства  занял стабильное, бесспорное место  в нормативном определении.2

     Первым  из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли (коммерческий характер). Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества (ст. 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР",  ст. 209 ГК РФ). С учетом этого, стала явной недостаточность определения, данного Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, исходя из которого некоммерческое распоряжение имуществом во власти собственника, а любая прибыль (и даже цель ее получения) требовала соблюдения предварительной процедуры регистрации субъекта в качестве предпринимателя, что сопряжено с известными трудностями в виде повышенной ответственности, дополнительного учета, отчетности и расходами, не всегда соотносимыми с возможным доходом.

     Попыткой  исправить такое положение стал введенный Гражданским  кодексом признак систематичности получения прибыли. Но, к сожалению, и он не разрешает имеющейся проблемы полностью. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что "систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся", а законодатель применительно к трудовому праву полагает систематическими нарушения трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (то есть в соответствии с п. 3 ст. 33 КЗоТ РФ в понятие "систематичности" укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).

     Вполне  естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Практические последствия малейшей нормативной неопределенности в подобных случаях сказываются немедленно - происходит затруднение реализации прав собственника на уровне ведомственных интересов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника - непредпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности