Правовой
статус безработных.
Безработными признаются граждане,
которые:
- являются
трудоспособными
- не
имеют работы и заработка (при этом не
учитывается выходное пособие и средний
заработок, выплачиваемые при высвобождении
с предприятий, а также оплата за выполнение
общественных работ по направлению службы
занятости)
- зарегистрированы
в службе занятости
- готовы
приступить к работе
Решение о признании гражданина
безработным принимается службой
занятости по месту его жительства
не позднее 11 дней с момента обращения
и предъявления необходимых документов
(паспорта, трудовой книжки, свидетельства
о профессиональной квалификации, справки
о среднем заработке за последние два
месяца по последнему месту работы и др.).
Лишь со дня предъявления требуемых документов
гражданин признается безработным.
Безработными не могут
быть признаны граждане:
- не
достигшие 16-летнего возраста, а также
граждане, которым назначена пенсия (кроме
пенсионеров по инвалидности III группы,
поскольку у них, хотя и не в полной мере,
сохраняется трудоспособность)
- отказавшиеся
в течение 10 дней со дня обращения в службу
занятости от двух вариантов подходящей
работы (или от прохождения профессиональной
подготовки — для впервые ищущих работу).
Гражданину не может быть предложена одна
и та же работа (одно и тоже место учебы)
дважды.
Однако такой отказ
не лишает гражданина права на повторное
обращение в службу занятости, но
не ранее чем через две недели.
В этом случае он может быть признан
безработным со всеми вытекающими
отсюда последствиями. С отказами от
подходящей работы связано и сохранение
статуса безработного. Если безработный
отказался от двух предложений подходящей
работы, выплата пособия по безработице
может быть отложена на срок до 3 месяцев.
Учитывая возможность конфликтов по
этому поводу, законодательство раскрывает
понятие как подходящей, так и неподходящей
работы.
Главный признак подходящей работы
— ее соответствие профессиональной пригодности
работника, при этом учитываются уровень
профессиональной подготовки, прежняя
работа, состояние здоровья, транспортная
доступность рабочего места. Максимальная
удаленность подходящей работы от места
жительства безработного определяется
местным Советом народных депутатов с
учетом развития сети транспорта в данной
местности.
Требования подходящей
работы не могут быть едиными для
всех категорий граждан. Так, для
граждан, впервые ищущих работу, не
имеющих профессии (специальности),
а также для лиц, отказавшихся
повысить (восстановить) квалификацию
или получить смежную профессию
после длительного (трехгодичного)
перерыва в работе или после окончания
первоначального (12-месячного) периода
безработицы, эти требования понижаются.
Для них подходящей считается
оплачиваемая работа, включая работу
временного характера, отвечающая требованиям
законодательства о труде, независимо
от того, требует или не требует
она предварительной подготовки.
По смыслу Закона, предлагаемая работа
признается подходящей, если безработный
гражданин с учетом его возраста, состояния
здоровья и других особенностей способен
ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться
от предложения. При возникновении спора
вопрос может быть решен как в вышестоящем
органе службы занятости, так и в судебном
порядке.
Подходящей не может считаться
работа, если:
- она
связана с переменой места жительства
без согласия гражданина
-
условия труда не соответствуют правилам
и нормам по охране труда
-
предлагаемый заработок ниже среднемесячного
заработка гражданина за 2 последних месяца
по последнему месту работы, за исключением
некоторых случаев.
Право граждан на трудоустройство,
т. е. право на выбор места работы, может
быть реализовано как путем прямого обращения
к работодателям, так и через бесплатное
посредничество службы занятости. В первом
случае оно осуществляется путем заключения
трудового договора между работодателем
и гражданином, устраивающимся на работу.
Однако учитывая двусторонний характер
договора и провозглашенную свободу предпринимательской
деятельности, следует признать, что реализация
этого права зависит от усмотрения работодателя.
Во втором случае обращение
гражданина к службе занятости порождает
обязанность соответствующих государственных
органов зарегистрировать гражданина
в качестве безработного и оказать
ему посреднические услуги при подыскании
подходящей работы. Именно в этом втором
смысле право на трудоустройство
приобретает характер субъективного
права, составляющего правовой статус
безработного. Регистрация безработных
осуществляется в органах службы
занятости по месту постоянного
жительства при предъявлении паспорта
и трудовой книжки.
Наряду с этим правом граждане,
зарегистрированные в качестве лиц,
ищущих работу, имеют право на бесплатную
консультацию по профориентации, на профессиональную
подготовку и переподготовку, а также
на получение соответствующей информации
с целью выбора вида занятости, места
работы и режима труда.
Было бы целесообразно
с позиции обеспечения эффективной
занятости ставить на учет в службе
занятости и тех трудоспособных
граждан, которые имеют работу, но
не удовлетворены характером или
условиями труда и намерены сменить
место работы. Это придало бы организованный
характер стихийному движению рабочей
силы, облегчило поиски новой работы
и содействовало в конечном счете трудоустройству
потенциальных безработных.
Впервые в нашем законодательстве
легализуется право граждан на профессиональную
деятельность в период их пребывания
за границей, а также право на
самостоятельный поиск работы и
трудоустройство за границей. Для
этого заключаются межгосударственные
соглашения, предусматривающие численность
миграционных потоков, их квалификационный
состав, сроки и условия найма.
Если учесть возможность свободного
выезда наших граждан и благоприятные
условия найма и оплаты труда
за границей, можно предвидеть, какое
значение будет иметь зарубежная
миграция в нашей стране.
Что касается обязанностей безработного,
то они сводятся в основном к регулярной
перерегистрации в органах службы
занятости (не реже двух раз в месяц)
и недопустимости отказов от предложений
подходящей работы. Поэтому и выплата
пособия по безработице ставится
в зависимость от выполнения этих
основных обязанностей. В частности,
выплата пособия по безработице
может быть приостановлена на срок до
трех месяцев в случаях нарушения безработным
условий его регистрации и перерегистрации,
трудоустройства безработного на временную
работу или работу с неполным рабочим
днем без уведомления службы занятости.
При отказе без уважительных причин явиться
в службу занятости для получения направления
на работу (учебу) и неявке без уважительных
причин на переговоры о трудоустройстве
с работодателем в течение 3 дней со дня
направления размер пособия может быть
сокращен на 25% на срок до одного месяца.
Социальные гарантии и
компенсации устанавливаются как
для граждан, потерявших работу, высвобожденных
с предприятий, из учреждений, организаций,
так и для граждан, впервые
ищущих работу или желающих возобновить
трудовую деятельность после длительного
перерыва. Необходимыми условиями предоставления
таких гарантий и компенсаций
являются достижение трудоспособного
возраста (16 лет) и получение статуса
безработного. По достижении гражданином
пенсионного возраста право на получение
пособия по безработице или компенсации
утрачивается и возникает право
на пенсионное обеспечение (трудовую или
социальную пенсию).
К гарантиям (компенсациям) материальной
и социальной поддержки безработных
относятся:
- предоставление
компенсаций работникам, высвобождаемым
с предприятий, из организаций и учреждений;
выплата стипендий в период профессиональной
подготовки, переподготовки или повышения
квалификации; выплата пособия по безработице
- возможность
участия в общественных работах
-
компенсация затрат в связи с добровольным
переездом в другую местность по предложению
службы занятости.
Все виды пособий и других
выплат безработным подлежат индексации
в установленном законом порядке.
Важной социальной гарантией
служит также льготный порядок исчисления
трудового стажа. Время, в течение
которого безработный получает стипендию,
пособие по безработице, принимает
участие в оплачиваемых общественных
работах, а также время, необходимое
для переезда по направлению службы
занятости в другую местность
и трудоустройства, засчитывается
в общий трудовой стаж и не прерывает
стажа.