Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 14:22, контрольная работа
В рамках судебной реформы, осуществляемой сегодня в России, не прекращается работа по совершенствованию правосудия, а именно, по созданию подлинного и эффективного правосудия, что необходимо для успешной защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одной из важнейших гарантий эффективного и действенного правосудия является обязанность суда вынести законное и обоснованное решение (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В данной работе предпринята попытка отразить влияние определения предмета доказывания по делу на обоснованность судебного решения. Для этого рассмотрены вопросы о формировании предмета доказывания, о фактах, составляющих предмет, факты, которые влияют на пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу. Также в данной работе затронуты актуальные проблемы предмета и предела доказывания при пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие предмета доказывания…………………………………………...5
1.1.Факты, составляющие предмет доказывания……………………...5
2.Классификация фактов, составляющих предмет доказывания......8
2.2Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражным судом, вступивших в законную силу…………………………..11
3. Актуальные проблемы определения предмета и предела доказывания при пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу……………..17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Право на обжалование судебного акта, вступившего в законную силу, должно быть предоставлено (помимо лиц, участвующих в деле) и лицам, которые не получили указанного статуса в результате ошибки суда. Предположение о наличии такой ошибки включается в мотивированное определение коллегии судей о передаче дела на пересмотр судебного акта.
Возможность заявления новых требований при пересмотре постановлений, вступивших в законную силу, специально законом не оговаривается. В нормах, посвященных содержанию надзорной жалобы, нет указания на запреты или дозволения на сей счет (ст. 378 ГПК РФ; ст. 294 АПК РФ); в нормах, посвященных порядку рассмотрения дела в суде надзорной инстанции (ст. 386 ГПК РФ; ст. 303 АПК РФ), это обстоятельство также не определено. Указанная неопределенность наблюдается и в нормах о кассационном производстве в арбитражных судах (ст. ст. 277 и 286 АПК РФ).
Однако подобное построение вышеназванных норм отнюдь не свидетельствует о том, что законодатель допускает возможность заявления новых требований; системный анализ норм АПК РФ и ГПК РФ о пересмотре судебных актов позволяет сделать такой вывод. Невозможность заявления новых требований в суд второй инстанции уже была отмечена. Любое требование должно прежде всего стать предметом рассмотрения в суде первой инстанции. То, что еще не рассматривалось, не может и контролироваться. Применительно к инстанции, пересматривающей судебный акт, вступивший в законную силу, следует отметить, что она тем более не имеет права рассматривать новые требования, ведь по заявленному новому требованию утрачивалась бы какая бы то ни было возможность обжалования.
Вопрос о возможности представления дополнительных доказательств в суд надзорной инстанции и арбитражный кассационный суд не столь однозначен. Так, ч. 4 ст. 277 АПК РФ фиксирует исчерпывающий перечень приложений к кассационной жалобе, который не содержит дополнительных материалов. Однако ч. 1 ст. 279 Кодекса предусмотрено, что к отзыву на кассационную жалобу могут прилагаться документы, подтверждающие возражения относительно жалобы. Таким образом, кассационная инстанция при пересмотре постановления, вступившего в законную силу, будет использовать дополнительные доказательства.
Т.А. Дерюшкина, анализируя ст. ст. 9, 38 и 277 АПК РФ, делает вывод о праве лиц, подающих кассационную жалобу, представлять в заседании кассационной инстанции дополнительные материалы. Дополнительные материалы призваны убедить суд в необоснованности постановления; они могут быть рассмотрены в качестве доказательств и оценены судом только в случае, если их представление связано с проверкой правильности определения предмета доказывания и правильности установления фактов, образующих предмет доказывания.
Части
5, 6 ст. 378 ГПК РФ и ч. 2 ст. 294 АПК
РФ исчерпывающим образом
Таким образом, в арбитражном процессе (как надзорном, так и кассационном) при пересмотре постановлений, вступивших в законную силу, дополнительные доказательства могут фигурировать - это документы, прилагаемые к отзыву. Лицо, подающее жалобу, лишено возможности представить дополнительные документы.11
Относительно
гражданского процесса, как мы видим,
нет никаких положений о
В отношении пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции существуют различные взгляды. Так, В.М. Шерстюк последовательно проводит мысль о том, что АПК РФ не должен содержать никаких ограничений при проверке правильности применения норм материального и процессуального права, следовательно, кассационная инстанция не должна проходить мимо нарушений закона, допущенных нижестоящим судом, независимо от того, указано ли это нарушение в жалобе.
И.Г. Арсенов и А.М. Губин, напротив, полагают невозможным выход за пределы жалобы и ее доводов. "Общее правило осуществления кассационного контроля должно заключаться в ограничении пределов пересмотра доводами кассационной жалобы с законодательным определением границ возможных отступлений от принципов состязательности и диспозитивности в публичных интересах». Нормы о пересмотре судебного акта в объеме заявленных требований должны быть сформулированы предельно точно, чтобы текстуальное изложение не допускало возможности различных толкований.12
Статья 286 АПК РФ построена таким образом, что в качестве общего правила предусматривает проверку законности исходя из доводов жалобы и возражений на нее (ч. 1 статьи). Но из этого правила есть исключения: независимо от доводов проверяется наличие безусловных оснований для отмены решения (ч. 2 статьи
В отношении надзорного производства ни ГПК РФ, ни АПК РФ специальной нормы о пределах рассмотрения не содержат. Правда, в статьях, посвященных порядку рассмотрения дел в суде надзорной инстанции, отмечается, что докладчик по делу излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, принятых по делу, доводы жалобы и мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для надзорного пересмотра (ч. 4 ст. 386 ГПК РФ; ч. 5 ст. 303 АПК РФ). Но это скорее указание на процедуру рассмотрения дела и необходимое содержание доклада по делу для судьи-докладчика. Поэтому можно согласиться с утверждением о том, что отсутствие в ГПК РФ нормы о пределах рассмотрения дела судом надзорной инстанции позволяет суду исходя из принципа законности выйти за пределы жалобы.
Поскольку основаниями к отмене постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, это означает применение судом надзорной инстанции ст. ст. 363 и 364 ГПК РФ, определяющих такие нарушения. Из ч. 2 ст. 364 ГПК РФ следует, что при наличии указанных в ней оснований решение подлежит отмене независимо от доводов жалобы. Следовательно, суд надзорной инстанции в любом случае должен проверить обжалуемый акт относительно наличия безусловных оснований к отмене решения, т.е. за пределами жалобы.
Верховный Суд РФ на вопрос о том, каковы пределы проверки судебного постановления, вступившего в силу, дал следующий официальный ответ: надзорные жалобы и представления в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 378 и ст. 380 ГПК РФ должны содержать указания на то, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение закона. Рассмотрение дела предполагает изучение приведенных в жалобе доводов, копий судебных постановлений и соотнесение их с основаниями для отмены или изменения судебного постановления в порядке надзора, предусмотренными в ст. 387 Кодекса. Исходя из принципа диспозитивности, при рассмотрении дела суд надзорной инстанции должен проверить обжалуемое решение в пределах доводов надзорной жалобы. Вместе с тем в интересах законности суд вправе выйти за пределы жалобы, проверив постановления в полном объеме, в том числе в необжалованной части, и в отношении лиц, не указанных в жалобе, и вынести при пересмотре иное, чем предлагается в жалобе, постановление в порядке надзора. В случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, не приведенных в доводах жалобы, их следует учесть по результатам рассмотрения.
В АПК РФ основания для изменения или отмены судебных актов (ст. 304 Кодекса) совпадают с критериями приемлемости дела к надзорному пересмотру (ч. 4 ст. 299 Кодекса). Это значит, что в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта дело попадет только в том случае, если доводы жалобы совпадут с критериями приемлемости.
Таким образом, новых требований или дополнительных доказательств в суде, пересматривающем судебный акт, вступивший в законную силу, появляться не должно. Такой суд не должен дублировать первую и вторую инстанции. Но в отличие от судов второй инстанции для суда третьей инстанции вполне приемлемо вступление в процесс путем подачи жалобы лица, не участвовавшего в деле. Если в этом случае будет признано, что права такого лица действительно нарушены, суд третьей инстанции может применить только одно полномочие - отменить судебный акт, которым разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и направить дело на новое рассмотрение.
Ограничением в пределах рассмотрения дела для суда, пересматривающего судебный акт, вступивший в законную силу, может быть только соглашение сторон о пределах такого разбирательства.
Доказывание судебной ошибки в суде третьей инстанции подчинено общей цели данной инстанции - проверке законности судебного акта. Однако нет смысла говорить о том, что проверочная деятельность при этом исключает какие-либо сферы контроля.
Суды
второй инстанции проверяют
В юридической литературе преобладающей в последнее время точкой зрения становится следующая. Суды надзорной инстанции (а в арбитражных судах, кроме того, и кассационной) проверяют и законность, и обоснованность судебных актов, и связано это не только с традицией применения судебными работниками существовавших до 1995 г. норм, но и с тем, что согласно общепринятому мнению незаконное решение, как правило, является и необоснованным.
Таким
образом, специфику доказывания
судебной ошибки при пересмотре судебного
акта, вступившего в законную силу, предопределяет
необходимость проверки законности постановления
при непременном предварительном решении
вопроса о приемлемости дела к производству
в третьей судебной инстанции. Определяя
критерии приемлемости, коллегиальный
состав судей предварительно определяет
и пределы рассмотрения. Однако у суда,
осуществляющего пересмотр, есть возможность
выйти за обозначенные пределы.13
Заключение
Анализ предмета доказывания при пересмотре судебных актов в арбитражном суде кассационной и надзорной инстанций позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, закрепляя пределы рассмотрения дела в арбитражном суде (ст. 286 АПК РФ)14, законодатель определил, что суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, подчеркнута взаимосвязь нормы права и фактической стороны дела. Вместе с тем достаточно распространенным является мнение, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать фактические обстоятельства по делу и, соответственно, не может исправлять ошибки в определении предмета доказывания по делу, а вправе проверять законность обжалуемых судебных актов.
Важно учитывать, что деятельность суда любой инстанции проходит через одинаковые циклы правоприменения, в ходе которых установление фактических обстоятельств и юридический анализ дела являются обязательными элементами. Поэтому проверка законности обжалуемых судебных актов невозможна без установления круга юридически значимых фактов.
Во-вторых, в случае, когда суд кассационной инстанции отменяет или изменяет судебные акты нижестоящих инстанций полностью или в части и направляет дело на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ), представляется важным, чтобы он в своем постановлении указывал на предмет доказывания по делу в целом.
При этом необходимо учитывать требования ч. 2 ст. 287 АПК РФ о том, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Иными словами, анализ постановления суда кассационной инстанции должен давать четкое представление о круге юридически значимых фактов, которые окружной суд считает необходимым установить.
В-третьих,
суд надзорной инстанции