Предпринимательские стратегии малых и крупных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:26, реферат

Описание

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)
 

Первый  Московский Государственный  Медицинский Университет  имени Сеченова 
 
 

РЕФЕРАТ

на  тему

Предпринимательские стратегии малых  и крупных предприятий 
 
 

Выполнил: студент 1 курса,  

  Факультет фармацевтический 

группа  №10 Воробьев А.П. 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

 

1. Понятие предпринимательство

В римском  праве «предпринимательство» рассматривалось  как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий  общественное строительство. В средние  века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

В качестве научного термина понятие «предприниматель»  появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и  знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл  и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

На сегодняшний  день предпринимательство — это  инициативная, связанная                               с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей  экономической природе предпринимательство  неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей.                                                                          

2

Но предприниматель  принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться                      в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя. 

2. Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и крупного бизнеса

Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Стратегия должна обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде.

В современной  рыночной экономике можно выделить три направления формирования стратегии.

Первое  направление связано с достижением лидерства в области минимизации затрат.              В результате предприятие может завоевать значительную долю рынка.

Второе  направление связано со специализацией. В производстве данного вида продукции предприятие должно стать лидером.

Третье  направление связано с фиксацией определенного сегмента рынка и концентрацией усилий предприятия на этом сегменте рынка.

Значение  выработки стратегии, позволяющей  предприятию выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико.

В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию.

В прошлом  многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

3

В настоящее  время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы  к быстро меняющейся окружающей среде.

Каждая  фирма уникальна, поэтому и процесс  выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др.

Все подходы  к разработке стратегии развития исходят из необходимости нахождения оптимального состояния между имеющимися на предприятии ресурсами и возможностями по их использованию, с одной стороны, и удовлетворением запросов и требованиями рынка – с другой.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

Мелким  и средним предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом».

Но у  мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

Основной  задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования  ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном  риске, а также ответственность  за конечные результаты своей деятельности.

Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные признаки.

Итак, современное предпринимательство — это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать. 

4

Для экономического развития необходимо наличие массы  предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский  доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

3.  Стратегии  объектов  малого и  крупного  предпринимательства  

   В современной экономической науке нет единого мнения об оптимальных размерах и структуре предпринимательской деятельности. Существует приверженцы и противники, как укрупнения предприятия, так и развития малых форм предпринимательства. Каждая из этих сторон приводит доводы и обоснования своих взглядов на эту проблему.

   Крупное предприятие предоставляет финансирование, доступ к каналам распределения  продукции, сбытовым сетям и системе  послепродажного обслуживания, т.е. к той инфраструктуре, которая  обычно недоступна для малых предприятий. Со своей стороны, малая фирма приносит дух предпринимательства и новые технологии, которых иногда так не хватает крупному предприятию.

   Согласно  многочисленным исследованиям инновационного процесса, на малые фирмы и индивидуальных предпринимателей приходится непропорционально большая доля коммерчески успешных технологических инноваций. Объясняется ли это высокой работоспособностью предпринимателей, их мотивацией, ничем не ограниченной свободой, гибкостью или близостью к рынку – факт остается фактом. Малые предпринимательские компании обладают необычайной способностью производить технические новшества, конкурентоспособные на рынке. В последнее время споры между крупным и малым предпринимательством перешли в новый этап, этап взаимодействия на основе венчурных (рисковые) стратегий.

   Венчурные стратегии являются основным источником радикального корпоративного роста. Они  включают в себя внутрифирменные  инвестиции в радикальные инновации  и разработку новых продуктов  и услуг, создание нового бизнеса, и  венчурное инвестирование во внешние источники новых технологий и новые рынки. Наиболее успешными являются те компании, которые разработали агрессивные венчурные стратегии и сделали венчурные проекты ключевым компонентом своего стратегического и оперативного успеха.

   В основе любой венчурной стратегии  лежит попытка крупного предприятия  связать себя с малой предпринимательской  фирмой или эмулировать её. В известном  смысле, это удивительно, поскольку  нарушает многие каноны учебников об экономии от масштабов производства. Однако все большее число крупных предприятий стараются уменьшить масштабы своих операций, если желают реализовать новое направление деятельности. Они вновь открыли достоинства создания предпринимательской организации и использования предпринимательской энергии.

Информация о работе Предпринимательские стратегии малых и крупных предприятий