Предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:24, контрольная работа

Описание

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства.
Эти отношения подразделяются на группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно - правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Содержание

1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 2
2 РЕОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА) 7
3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ДОГОВОРА 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

рео.docx

— 33.61 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА        2

2  РЕОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА   (ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)                                                                                              7

3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ДОГОВОРА                                                                10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

 

Предметом предпринимательского права  являются общественные отношения в  сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с  ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию  народного хозяйства.

Эти отношения подразделяются на группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно - правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых –  самостоятельная деятельность, во-вторых - деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов  регулирования отношений между  субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права имеет  свой специфический метод правового  регулирования, который определяется спецификой общественных отношений  и характеризуется следующими специфическими чертами:

  • характером положения участников правоотношения;
  • особенностью содержания правоотношений;
  • особенностью состава юридических фактов;
  • спецификой ответственности.

К другим методам правового регулирования  относятся следующие:

  • метод согласования - метод правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником;
  • в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения;
  • для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;
  • метод запретов. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

Под источниками права понимают формы выражения норм права.

1.Основным источником предпринимательского  права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.).

3. Ведущую роль в системе источников  предпринимательского права играют федеральные законы.

  • законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
  • Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;
  • законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;
  • законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;
  • законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4. Подзаконные акты: указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных  отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

7. В силу федеративного устройства  нашего государства и в соответствии  с Конституцией РФ многие сферы  общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных  актов, принимаемых самими хозяйствующими  субъектами в целях регулирования  собственной предпринимательской  деятельности.

10. Помимо нормативно-правовых актов,  источниками предпринимательского  права являются обычаи делового оборота . В соответствии со ст.4 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

11. Составной частью правовой  системы Российской Федерации  являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние, так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РЕОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)

 

 

Юридические лица могут быть созданы путем реорганизации  – способ создания или прекращения  юридического лица, вследствие которого происходит преемство в  правах и  обязанностях между юридическим  лицами.

Формы реорганизации:

  • слияние – несколько юридических лиц объединяются в одно юридическое лицо, в результате чего происходит прекращение нескольких организаций и образование новой, к которой переходят все права и обязанности прекращенных юридических лиц;
  • присоединение – к одному юридическому лицу присоединяются другие юридические лица, вследствие этого присоединенные юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему их юридическому лицу, новые юридические лица не возникают;
  • разделение - одно юридическое лицо разделяется на два или более, в результате разделенное юридическое лицо прекращается и вместо него возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности прекращенного юридического лица;
  • выделение – из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становится самостоятельным юридическим лицом. Возникает новая организация, к которой переходит часть прав и обязанностей выделившей ее организации, но последняя при этом не прекращается;
  • преобразование – изменение юридическим лицом своей организационно-правовой формы.

Вследствие реорганизации  юридических лиц происходит их правопреемство, т.е. преемство их субъективных прав и обязанностей, которые оформляются:

  • передаточным актом – составляется при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования;
  • разделительным балансом – документ, в котором указывается какие именно права и обязанности реорганизованного юридического лица к какому из вновь созданных юридических лиц переходят.

К передаточному акту и  разделительному балансу предъявляются  следующие требования:

  • они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
  • эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.

Законодательством предусмотрены  нормы, обеспечивающие необходимые  гарантии прав кредиторов. Прежде всего это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.

Предусмотрены и другие права  кредиторов. Так, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного  юридического лица, вновь возникшие  юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. Так как при реорганизации  юридического лица в форме присоединения  нового юридического лица не возникает, лицо считается реорганизованным с  момента внесения в реестр юридических  лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Порядок государственной  регистрации реорганизации юридических  лиц определяется правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Данными актами, в частности, определяется перечень документов, которые  необходимо предоставить в регистрирующий орган при реорганизации по каждому  из пяти способов. Так, для государственной  регистрации при слиянии представляются:

Информация о работе Предпринимательское право