Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:02, реферат

Описание

Цель моего исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. В этой связи в работе определена экономическая сущность малого предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности и роли наемного труда.

Содержание

Введение
1. Развитие и сущность предпринимательства
1.1 Содержание предпринимательской деятельности
1.2 Сущность предпринимательства
2. Формы и виды предпринимательской деятельности
2.1 Типология предприятий
2.2 Коммерческие организации
3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству
3.1 Роль предпринимательства и его необходимость
3.2 Гос. предпринимательство в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат предпринимательство.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Интересна трактовка  предпринимательства в работах  Дж. М. Кейнса, где предприниматель  своеобразный социально-психологический  тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности, и др. Характеризуя, например, мотивы потребления и сбережения, присущие предпринимателям, Дж. М. Кейнс выделяет несколько их основных типов. Среди них фигурировали: осторожность, предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему и независимости, предприимчивость и т.д.

Примером осторожности, по мнению Дж. М. Кейнса, могут служить  побуждения к образованию резервов на случай не предвиденных обстоятельств. Это качество имело немало важное значение в условиях 1930-х годов. Особенно важным качеством ученый считает предупредительность, в частности, в том случае, когда заранее ясно, что в будущем соотношение между доходами и расходами станет иным. Расчетливость, понимаемая как стремление обеспечить себе доход в форме процента либо воспользоваться будущим предполагаемым увеличением ценности имущества. Стремление к лучшему, исходя из того, что в будущем ожидается увеличение доходов. Стремление к независимости характерно для любого человека, постоянно добивающегося укрепления самостоятельности.

Авторы «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:

1) готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

2) обладать смелостью  и способностью принимать решения,  которые определят направление  и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую  и имущественную ответственность;

3) быть новатором, готовым  и способным внедрять новые  продукты на потребительский  рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации  и управления расширенным циклом  производства и распределения;  быть готовым на взвешенный  риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и прибыль абсолютно не гарантированы.

Успех деятельности предпринимательских  организаций, бесспорно, во многом зависит  от личностных качеств предпринимателя. Предпринимательство постоянно требует от предпринимателя, занимающегося экономически активной деятельностью, определенных качеств, заложенных в человеке как генетически, так и приобретенных в практическом деле, а также посредством изучения чужого опыта. Важным качеством человека, решившего заниматься предпринимательской деятельностью, является высокая компетентность в той области бизнеса, продуктом которого должны быть определенные товары (работы, услуги). По мнению одного из основоположников научного менеджмента А. Файоля, важнейшие черты, присущие предпринимателю - это огромная воля, сила воображения, интуиция, умения, знания, мастерство, рациональность и осмотрительность, коммуникабельность и разумный риск. А. Файоль выделил условия рационального предпринимательства и менеджмента в предпринимательской организации: во-первых, умение предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать; во-вторых, высокая компетентность в главной функции, характерной для своего предприятия; в-третьих, высокая интеллектуальная и умственная сила; в-четвертых, высокий уровень общей культуры; в-пятых, такие нравственные качества как рассудительная воля, твердая и настойчивая энергия, смелость и чувство ответственности, долг и забота об интересе.

Предпринимательская инициатива, риск, комбинирование факторами и новаторство всегда присутствуют в качестве взаимосвязанных элементов предпринимательской деятельности. Вопрос лишь в том, что степень проявления каждого элемента в каждый конкретный момент может быть разной, в зависимости от условий осуществления предпринимательства. Именно упущение этого момента и послужило причиной той методологической ошибки, которая привела к различиям в трактовках предпринимательства экономической теорией.

Американская методика содержит обширный перечень личностных характеристик предпринимателя, однако, это не столько облегчает, сколько, наоборот, затрудняет выделение специфически предпринимательских. Большинство этих характеристик, за исключением, пожалуй, сопряженной с риском новаторской инициативы, присуще любому толковому работнику, прямо или косвенно связанному с организацией и управлением.

Итак, анализ различных  трактовок определений предпринимателя  и менеджера показал, что одни ученые считают предпринимателем менеджера (управляющего), а другие предпринимателем считают собственника фирмы (хозяина). Разумеется, оба понятия тесно взаимосвязаны: ряд управленческих функций, таких, например, как принятие стратегических решений, ответственность и т.д., связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с другой - эффективное управление (менеджмент во всей его сегодняшней деятельности) по силам не каждому предпринимателю. В современных условиях понятия предприниматель и менеджер нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

Активное внедрение  менеджеров в производственную деятельность фирм поставило вопрос об источнике  их доходов. Одним из первых этой проблеме уделил внимание Ж.-Б. Сей. Различая отношения  собственности и предпринимательства, он сделал вывод, что доход на капитал отличается от предпринимательского дохода. То же самое подчеркивал позднее Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим предпринимательским способностям. Раскрытие содержательной стороны этого понятия принадлежит А. Маршаллу, который также впервые ввел в научный оборот понятие чистого предпринимательского дохода и также говорил о неопределенности исхода дела, начатого предпринимателем. «Когда человек ведет предприятие, его годовую прибыль образует превышение доходов от предприятия над его издержками. Остаток от прибыли после вычитания из нее процента на его капитал обычно следует называть предпринимательским или управленческим доходом».

Из всего этого, разумеется, нельзя делать вывод, что функции  собственника и предпринимателя  не могут соединиться в одном  лице. Современная западная практика свидетельствует о реальной возможности  как совмещения, так и разделения этих функции, что служит проявлением диалектического характера взаимосвязи капитала-собственности и капитала-функции. С одной стороны, получая жалованье, предприниматель выступает как особого рода высокооплачиваемый наемный работник. С другой стороны, капитализируя прибыль предприятия и свои собственные доходы, он становится собственником капитала и с течением времени получает возможность вообще порвать с предпринимательством, как с весьма рискованным делом.

Итак, на основании выше сказанного можно заключить, что роль малого предпринимательства в рыночной экономике значительна. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

3.2 Государственное  предпринимательство в условиях  рыночной экономики

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

«Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  деятельность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск». Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

· обеспечение необходимых  темпов роста,

· сглаживание циклических  колебаний,

· поддержание занятости,

· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это: государства  осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. «Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах  достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования».

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

предоставление населению  льгот в различных областях социальной инфраструктуру,

помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения  научно-технического прогресса и  укрепления на этой основе позиций  страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих  мест,

охрана окружающей среды  путем внедрения безотходных  технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных  научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут  и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития  базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий  общества по охране и оздоровлению  окружающей среды.

4. Создание производственной  и социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение  социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном  состоянии денежной и финансовой  системы.

Ни одна из перечисленных  задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Подводя итог выше сказанного можно сказать том, что собственность  такого рода предприятий есть форма  обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства.

 

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Предпринимательство, как  показывает опыт развитых стран, действительно  является незаменимой силой хозяйственной  динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель - это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Современный предприниматель  должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться  в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или  иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Все эти свойства предпринимателя  составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает предпринимательство.

Информация о работе Предпринимательство