Предпринимательство

Автор работы: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально- экономических отношений на пути к рынку, формированием нового элитного социального слоя - предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием. Причем социальный аспект управления становится особо значимым, так как он ответственен за выявление, развитие и реализацию талантов и способностей участников предпринимательства. Изменения, происходящие в социально - экономических отношениях, способствовали зарождению комплексного направления экономики и социологии - «экономика и социология жизни», возникшего на стыке таких наук, как экономика, социология, философия и социальная психология. Оно предусматривает изучение жизненных процессов людей, включая трудовую жизнедеятельность, в экономическом и социальном аспектах. В этом видится новый резерв экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
Производственные кооперативы…………………………………...5
Порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя………………………………10
Роль малого предпринимательства в экономике…………….......11
Приобретение предприятия (бизнеса)…………………………….16
Способы обеспечения исполнения предпринимателями
своих обязательств…………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение………………………………………………………………...…..3

    1. Производственные кооперативы…………………………………...5
    2. Порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя………………………………10
    3. Роль малого предпринимательства в экономике…………….......11
    4. Приобретение предприятия (бизнеса)…………………………….16
    5. Способы обеспечения исполнения предпринимателями

    своих обязательств…………………………………………………….19

     Заключение………………………………………………………………..22

     Список  литературы……………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально- экономических отношений на пути к рынку, формированием нового элитного социального слоя - предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием. Причем социальный аспект управления становится особо значимым, так как он ответственен за выявление, развитие и реализацию талантов и способностей участников предпринимательства. Изменения, происходящие в социально - экономических отношениях, способствовали зарождению комплексного направления экономики и социологии - «экономика и социология жизни», возникшего на стыке таких наук, как экономика, социология, философия и социальная психология. Оно предусматривает изучение жизненных процессов людей, включая трудовую жизнедеятельность, в экономическом и социальном аспектах. В этом видится новый резерв экономического роста.

     Предприниматель (предприятие) - юридическое лицо. Деятельность его рассматривается с позиций таких принципов, как системность, устойчивость и адаптивность к изменчивой внешней среде, прибыльность и эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции, логистическая координация и интеграция, экономичность и оптимизация затрат, гуманность.

     Предприятия, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, получили множество степеней экономической свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем формирования цивилизованных экономических отношений, где конкуренция - это не борьба носителей встречных интересов, а их экономическое состязание посредством повышения уровня конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой продукции, совершенствования организации предпринимательской деятельности, соблюдения культурных норм ведения бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ  КООПЕРАТИВЫ.

     В современной российской истории  предпринимательство как социально-экономическое  явление существует более двадцати лет. Начало было положено в 1985 году. Законом  об индивидуальной трудовой деятельности. По нему личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг - ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники - около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.

     Прообразом  малых предприятий явились кооперативы. (Производственным кооперативом (артелью) - признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. (ст.107 ГК РФ)). Их число из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг.

     Кооперативный сегмент в значительной степени  зависел от государственного сектора  и развивался на его основе. Более 80% кооперативов было создано при  госпредприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов.

     Период  с 1985 по 1987гг. - первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

     Сфера деятельности малого предпринимательства  расширяется на втором этапе с 1987 по 1988гг., когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось. Четко выделилось молодое поколение предпринимателей.

     В этот период материальное обеспечение  кооперативов ухудшилось. Возникали проблемы по отводу земель под строительство объектов, отсутствовали свободные, нефондируемые ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля.

     Со  временем часть кооперативов превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Определенные проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе.

     Одним из серьезных препятствий для  развития малых предприятий явились  противоправные действия (рэкет, взятки и др.).

     Третий  этап пришелся на 1989-1990гг. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме ВВП стабильно росла. В начале 1990 года в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий. На них было занято 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. рублей.

     Кооперативы охватывали более 20 видов производств  и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов  и продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, научно-технические, по оказанию медицинских услуг, художественно-оформительские, работы по организации досуга, транспортные услуги и т.п. В 1990 году каждый пятый кооператив осуществлял свою деятельность в сфере строительства.

     В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекал все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение числа малых предприятий вело к конкуренции между предпринимателями, что потребовало определенных навыков, фундаментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менеджмента.

     Особую  значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал  переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединить средства производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Эти отношения стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации.

     Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн.рублей. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности. Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации) коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

     Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической и торговой деятельностью. Процесс же образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.

     Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентоспособными, а некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.

     Кооперативы выполняли важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Однако их деятельность сдерживалась. Им были запрещены многие формы деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам.

     Число кооперативов, производящих товары народного потребления, возросло за четыре года (1987-1990 гг.) в 12,8 раза и достигло своего пика. Их деятельность распространилась на различные хозяйственные области. Появились кооперативы по выпуску товаров производственно-технического назначения. Увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов. Они доказали, что могут найти свою нишу практически в любых сферах народного хозяйства.

     К пятому этапу можно отнести 1993-1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства.

     В 1993 году были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо было иметь 10-15 млн. малых предприятий. На начало 1993 года действовало чуть больше 300 тысяч, что свидетельствовало о том, что малое предпринимательство еще не сформировалось.

     Анализируя  вышеизложенное, можно сделать вывод, что в самом начале экономической  реформы наиболее интенсивно создавались  кооперативы, а с 1992 года создавались  преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью. Многие из них учреждались на основе перерегистрации кооперативов с использованием накопленного в них капитала. Особенностью этого периода являлась тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства.

     К числу негативных моментов этого  периода относится свертывание  деятельности малых предприятий  в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление «теневой»  экономики.

     Шестой  этап начался с 1995 года и продолжался до 1998 года. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование.

     В экономике страны набирала силу тенденция  к концентрации и централизации  капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.

     Проводимая  правительством страны политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993 - 1994гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 году они составляли 209%, в 1994 году - 103%.

     На  замедление роста числа малых  предприятий в 1994 - 1996 гг. повлияло и  завершение перерегистрации малых  предприятий, в ходе которой они  меняли организационные формы или  просто ликвидировались.

     2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНИНА В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

     Деятельность  юридических и физических лиц, различная  по своим целям, регулируется гражданским  законодательством. Для обозначения  любого вида деятельности, имеющей  целью извлечение прибыли, используют понятие «предпринимательская деятельность». Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

     Современное российское предпринимательство позволяет  вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Индивидуальные предприниматели - это дееспособные граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.18,23 ГК РФ). В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является деятельность:

Информация о работе Предпринимательство