Предринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является определения понятия «Предпринимательство».

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

- бизнесмены-менеджеры - наеиные директора мелких и средних предприятий,

главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие

управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

- полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и

частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и

совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

- менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних

акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем

располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

- "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие

государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%)

объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение

должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она

служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа,

третьим - страховкой на случай банкротства, чествертым - источником

дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям

доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

1 - Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые.

Доходы предпринимателей превашают средний уровень доходов основных

бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

             2 - Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы            

этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков

"работников вне бизнеса".

3 - "Классические" менеджеры. их заработок всего на 40 %

выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует

разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и

других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый

квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с

простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие

закономерности:

- Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31

до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

- Мелкие и средние прелприниматели: около 30% из них стали предпринимателями

не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля

мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их

уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим

образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных

предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе

высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования

предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский

предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя

являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские

способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это

неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России

возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей.

Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать

правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли

специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных

для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет

налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что,

российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой

арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать,

так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают

западных коллег.

                3.3.Предпринимательский потенциал России.               

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным

состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала

способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и

самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении

многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно.

С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли

миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например

рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля

государства, как в национальном богатстве, так и в собственности

акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания

полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия

сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика,

будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из

характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение

частного и государственного капитала, заметная роль государственного

аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с

этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как

сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных

государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь

созданные коммерческие структуры) от органов государствен­ного управления и

их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за

деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто

небескорыстно.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского

предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61%

российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры

(партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями

клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в

контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих

кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые

знания и стиль поведения, другая продолжает руководить пред­приятиями и

фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и

покровительство государственных чиновников.

Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского

предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно

работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не

требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах),

и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы,

например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый

бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслу­живания. К

сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего

«теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур.

Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес,

облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью

российского предпринимательства 90-х гг.[6]

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского

предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными.

Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных,

но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов,

наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система

образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не

только современные управленческие знания, но и привить определенную систему

моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко

распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий

образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов,

развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной

ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной

справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных

проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более

важным элементом общественно-политической жизни, чем в не­которых странах с

развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство старых российских предприятий

(фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не

только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е.

перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему

управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной

представляется также задача формирования на приватизированных и

акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками,

многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими,

осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других

общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.),

направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей

стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

                               Заключение.                              

                   В заключении хотелось бы сказать следующее.                  

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической

деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей –

результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей

материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного

момента – будь то производство нового товара, смена прфиля деятельности или

основания нового предприятия. Новая система управления производством,

качеством, внедрение новых методов организации производства или новых

технологий – это тоже инновационный момент.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель.

Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден

взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо

или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а

также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве

помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в

условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе

разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в

таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного

фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация,

когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего

экономического процесса цепочку партнерских связей.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже

предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести

постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых

предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение

рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит

предпринимательскую прибыль.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательству, но и

любой другой форме деловой активности. Важно обратить в этой связи внимание

на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль,

или предпринимательский доход, под котором понимается прежде всего

дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый

предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению

анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от

внешних условий.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового

человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории

предпринимательства, если речь идет о действительном феномене

предпринимательства.

                               Список литературы:                              

1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.,

1991. Введение и гл. 1, с. -15.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Москва: «Юристъ», 1999г.

3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: 1999г.

Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва. 1997.

4. Гусейнов Р. История экономики России. – Москва, 1999г.

5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательские формы и методы организации

предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. – Моск

6. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Экономикс издательство "Инфра - М", 2000.

ва. 1996.

7. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-

М.:Инфра-М,1999.-716с.

8. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро

Информация о работе Предринимательство