Преимущества и недостатки Акционерной формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является рассмотрение функционирования акционерного общества как полноправного участника предпринимательской деятельности, я также выявление преимуществ и недостатков данной формы собственности.
Задачи, рассматриваемые в курсовой работе:
Сравнить ранее принятые нормативно-правовые акты с ФЗ РФ «Об акционерных обществах»;
Выявить преимущества и недостатки акционерной формы собственности;
Сравнить особенности управления акционерной формы собственности в России с зарубежными странами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Акционерное общество: понятие и особенность данной формы хозяйствования………………………………………………………………….5
1.1 Понятие Акционерного общества…………………………………………5
1.2 Создание Акционерного общества………………………………………...8
1.3 Уставный капитал Акционерного общества……………………………..10
1.4 Особенности управления Акционерным обществом на современном этапе……………………………………………………………………………..12
2.Особенности управления Акционерной формы собственности в России и на примере зарубежных стран…………………………………………………….16
3. Преимущества и недостатки Акционерной формы собственности………23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курс АО.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

    Между тем сегодня в России можно выделить три типа управления: «естественный», не базирующийся на какой-либо теории, характерный для мелких организаций и примитивных операций; «советский», сохранивший стиль, методы и формы, характерные для советского периода, и базирующийся в основном на концепции производства ради производства; формирующаяся национальная концепция управления, ориентированная на зарубежные теорию и практику менеджмента, но учитывающая (правда, далеко не всегда) исторические и национальные особенности российского управления. Такой тип присущ «продвинутым» в рынок фирмам, разрабатывающим собственные приемы управления. Эти фирмы, прежде всего, реконструировали технологическую базу менеджмента. Техническая база менеджмента уже не та, а вот сущность управления в абсолютном большинстве российских фирм изменилась мало. Ни один из указанных типов не существует в чистом виде и перспективы развития имеет только третий из названных. Вместе с тем могут и должны быть использованы (конечно, с существенными коррективами) и методы, применявшиеся в советском периоде. Главной и, пожалуй, наименее развитой функцией внутрифирменного управления является определение стратегии фирмы. Такая функция отсутствует в условиях централизованного планирования экономики, но выходит на первое место в условиях самостоятельности субъектов рынка. В современных условиях без предвидения всех условий и последствий предпринимаемых шагов фирмы развиваться не могут. Разумеется, выработка стратегии — дело совета директоров. Но не следует забывать, что генеральный директор является одним из членов (как правило, самым активным) совета и, следовательно, решающим образом влияет на выбор стратегии, а реализация выбранных стратегических направлений должна полностью осуществляться исполнительным органом АО.

   Под стратегией обычно понимают  концепцию с учетом конкретных действий, которые способны привести ее к созданию реального конкретного преимущества, способного сохраниться более или менее длительное время.

   Существующее сегодня преимущество в один прекрасный день исчезнет. Поэтому стратегия должна все время обновляться. Необходимо продумывать и осуществлять действия, которые позволили бы и в дальнейшем реализовать стратегическую идею — наиболее успешное использование ресурсов. Стремление многих бывших советских государственных предприятий к диверсификации и построению структуры на основе бизнес - единиц требует разработки стратегии не только корпорации в целом, но и ее отделений. Стратегия бизнес - единиц — это нечто конкретное: производство продукции или ее транспортировка, работа с таможней и т. п. Хорошая, четкая стратегия позволяет также правильно решать организационные вопросы. Нельзя разработать стратегию для подразделений, взаимоотношения которых не упорядочены. К наиболее важным вопросам взаимоотношений структурных единиц корпорации относится проблема централизации и децентрализации их функций. В принципе эта проблема решена зарубежной практикой еще в начале 70-х годов в пользу децентрализации. В течение последних десятилетий широко применяется практика делегирования полномочий, то есть передача менеджером части своих полномочий другому сотруднику, который должен осуществлять их без вмешательства начальника. Разумеется, нельзя делегировать больше полномочий, чем имеешь сам. Но в этих пределах руководящий менеджер предоставляет менеджерам среднего звена широкую самостоятельность. Руководитель подразделения может иметь полную финансовую самостоятельность и нести соответствующую материальную ответственность. Такого рода взаимоотношения дают возможность средним менеджерам реализовать свои технические и экономические идеи и принести прибыль компании.

   Децентрализация управления практикуется в настоящее время и "продвинутыми" в рынок фирмами России. Общий принцип передачи прав и ответственности нижестоящим звеньям требует, как правило, определенной перестройки управления. Но он не абсолютен. В ряде случаев происходит не децентрализация, а централизация управления. В принципе, однако, современный менеджмент характеризуется переходом от централизованного руководства к расширению прав и ответственности отделений и предприятий. Среди множества проблем, стоящих перед исполнительным органом АО, решающей является управление персоналом. Она главная, ибо ни одну задачу управления в любой области нельзя качественно реализовать, не заинтересовав в ее решении персонал фирмы. Поэтому мотивация персонала, создание условий для его заинтересованности в конечных (да и промежуточных) результатах работы фирмы уже более полувека находятся в центре внимания внутрифирменного управления.

     По  законодательству всех стран для  АО характерно: ограниченная ответственность акционеров перед кредиторами общества в пределах стоимости акций; централизованное управление; перманентность деятельности, независимо от выбытия акционеров; правосубъектность; схожесть в порядке учреждения и ликвидации; создание открытых и закрытых обществ; возможность привлекать сбережения граждан в установленном порядке и т.д.

     В России деятельность АО регулируется Федеральным законом  «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ, который дополнил и конкретизировал соответствующие нормы ГК РФ.

     Согласно  Закону АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости акций. Общество является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации. Допускается создание открытых и закрытых АО. Отчуждение акций в открытых АО- свободное, в закрытых - среди учредителей.

     Число акционеров в открытых АО не ограничено, а в закрытых - не должно превышать 50. 

     Во  Франции акционерные общества (Societe anonyme, сокр. SA) регулируются Законом «О торговых товариществах» 1966 г. Согласно закону АО является компанией, капитал которой разбит на акции, а члены несут ответственность за убытки в зависимости от размера своих вкладов (акционеры не являются коммерсантами). Существуют два типа АО - обычные, не пользующиеся общественными сбережениями и имеющие капитал не менее 250 тыс. франков, и АО, пользующиеся общественными сбережениями и имеющие капитал не менее 1500 тыс. франков.

     Число членов АО - не менее 7 человек. Предел участников не установлен. Учредительным документом общества является устав.

     Управление  АО осуществляется двумя способами.

     1. Классическое управление. Акционеры избирают совет администрации, который выбирает президента. Этот вид управления применяется в 90% АО. Совет администрации (административный совет) состоят минимум из трех лиц, но не более чем из двенадцати. Они должны быть акционерами. Президентом может быть физическое лицо, в том числе из иностранных граждан. Административный совет имеет широкие полномочия.

     2. Управление нового типа, заимствованное из германского права. АО руководит совет директоров и наблюдательный совет, который назначает совет директоров и контролирует его деятельность.

     В совет директоров входит от 2 до 5 директоров (в АО, пользующихся общественными сбережениями, их число - 7). В АО, имеющих капитал менее 1 млн. франков, функции совета директоров может выполнять один человек (единоличный генеральный директор). 

     В Германии акционерные общества (Aktiengesellschaft, сокр. AG) регулируются Законом «Об акционерных обществах» 1965 г. Согласно закону АО является товарищество, обладающее правосубъектностью. По обязательствам общества перед кредиторами отвечает лишь имущество товарищества. АО имеет разбитый на акции капитал.

     Минимальный размер уставного капитала определен - 100 тыс. немецких марок. Учредительным документом является устав АО, удостоверенный судом или нотариусом. Образование акционерного капитала осуществляется путем распространения акций между учредителями, без обращения к публике. Органы управления: общее собрание акционеров, которое выбирает наблюдательный совет, а тот в свою очередь назначает правление, состоящее из одного члена, если уставный капитал АО составляет сумму до 3 млн. марок; в других случаях - не менее двух членов. Правление назначается на срок не свыше пяти лет. Основная функция наблюдательного совета - не управление обществом, а контроль за деятельностью правления.

     В Великобритании примерным аналогом акционерного общества является «Компания с ограниченной ответственностью», деятельность которой регулируется Законом «О компаниях» 1985 г. (Companies Act, 1985). Различаются три вида компаний:

    • компании с ограниченной ответственностью участников (A company limited by shares). Ответственность участников ограничена номинальной стоимостью акции (пая) — «share»;
    • компании с ответственностью, ограниченной участниками суммой гарантий (A company limited by guarantee);
    • компании с неограниченной ответственностью участников (An unlimited company).

     Зарегистрированная  компания является юридическим лицом. Компания может быть «Публичной» (Public company) и «Частной» (Private company). Публичная компания должна отвечать требованиям о минимальном размере капитала и указанием на то, что она является таковой. Компания, которая не является публичной, считается частной. Передача акций в публичных компаниях осуществляется без ограничений, а в частных компаниях  - только своим акционерам, а третьим лицам - с согласия акционеров. В законодательстве проводится различие форм капитала:

    • номинальный капитал (Nominal), на сумму которого компания имеет право выпустить акции;
    • выпущенный капитал (Issued), на который компания выпустила акции в пределах стоимости номинального капитала;
    • оплаченный капитал (paid-in). Это часть оплаченного выпущенного капитала.

     Минимальный размер выпущенного капитала для подписки составляет 50 тыс. фунтов стерлингов.

     Учредительный документ компании  -  Меморандум (Устав) - «Memorandum of association». Другим документом, регулирующим внутренние отношения в компании, является так называемый Внутренний регламент (By-Laws). Меморандум подлежит регистрации. Органы компании: общее собрание и правление (совет директоров) - «Board of Directors». В публичных компаниях совет должен состоять не менее, чем из двух директоров. В частных допускается состав совета из одного лица. Совет избирается на любой срок. Из состава директоров назначаются управляющие, осуществляющие оперативное руководство (managing directors).

     В США аналог акционерного общества - корпорация (corporation).  Деятельность корпораций регулируется законами штатов, а не федеральными законами (за отдельными изъятиями). Законы штатов о предпринимательских корпорациях во многом схожи с английским законодательством. Так, например, в Нью-Йорке таким законом считается «Business Corporation Law». Из множества видов корпораций основным в сфере предпринимательства является корпорация, созданная для извлечения прибыли. Это так называемая «Предпринимательская корпорация»   -  «Business Corporation». Корпорации являются юридическими лицами. Они отвечают перед кредиторами по своим долгам всем своим имуществом, а члены корпорации -  акционеры («Shareholders») - в пределах стоимости акций («Shares»). Исключение составляют случаи, подпадающие под понятие  «Piercing the corporation  veil»,  что означает «прокол корпоративной вуали». Тогда разделение корпорации как юридического лица от ее акционеров не действует и согласно этой доктрине акционеры несут неограниченную ответственность, если они своими действиями превратили корпорацию во «Второе Я» (Alter Egо), т.е. использовали ее путем обмана или иных незаконных действий в своих личных интересах: сознательное доведение до банкротства, сокрытие налогов и проч.

     Предпринимательские корпорации подразделяются на корпорации открытого типа или «Публичные корпорации» (Publicly held corporations) и корпорации «Закрытого типа» (Close corporation). Корпорации открытого типа следует отличать от таких «Публичных корпораций», как: «Муниципальные корпорации» (Municipal corporations), «Районные корпорации» (District corporations) и «Корпорации, учрежденные для общественных нужд» (Public benefit corporations).

     Число участников открытых корпораций не ограничено. Для них характерны также продажа акций на фондовых биржах или публикация стоимости акций. Если капитал корпорации превышает 3 млн. долларов США и этот капитал принадлежит более 500 акционеров, то деятельность таких корпораций регулируется, кроме того, Федеральным законом о ценных бумагах 1934 г.

     В закрытых корпорациях число акционеров сравнительно небольшое. Минимум их и максимум определены в соответствующих законах штатов. Так, например, в Законе «О закрытых корпорациях» штата Делавер установлено, что число акционеров не должно быть больше 30. Характерной чертой закрытых корпораций является также отсутствие совета директоров, что прямо предусматривается в учредительных документах. Его функции выполняют сами акционеры. Передача акций (паев) осуществляется только среди акционеров, а третьим лицам  с их согласия. Закрытые корпорации не подлежат публичной отчетности.

     Учредительным документом всех корпораций является Устав (Articles of Incorporation или Certificate of Incorporation) в зависимости от закона штата. Органы управления построены, как и в Англии, по двуступенчатой системе: общее собрание и совет директоров (правление), кроме закрытых корпораций, где совет отсутствует. Совет директоров (или общее собрание) назначает президента и других должностных лиц корпорации (officers), которые осуществляют оперативное руководство корпорацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Преимущества и недостатки Акционерной формы собственности 

   Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе позволяет вкладывать средства не только в очевидно перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя.

Информация о работе Преимущества и недостатки Акционерной формы собственности