Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:32, дипломная работа
Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
Введение
Глава 1. Понятие юридического лица.
1.1. История возникновения понятия "юридическое лицо"..................9
1.2. Сущность и способы образования юридических лиц. ...................12
1.3. Правоспособность юридического лица. ...........................................17
Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц. ............21
2.2. Прекращение деятельности юридического лица. .............................26
2.2.1. Реорганизация юридического лица.
2.2.2. Ликвидация юридического лица.
2.3. Проблемы, связанные с прекращением деятельности юридического лица. ......................................................................................................................35
Глава 3. Юридическое лицо в зарубежном законодательстве и инновационные предложения законодательства РФ.
3.1. Зарубежный опыт прекращения деятельности юридических лиц. ......................................................................................................................47
3.2. Предложения по улучшению процедуры прекращения деятельности юридического лица. .................................................................................52
Заключение
Список использованной литературы
На практике нередки случаи, когда, к примеру, налоговые органы пытаются в судебном порядке добиться ликвидации компании по таким основаниям, как: непредставление или непредставление в срок отчетности, указание неверного адреса в учредительных документах, отсутствие фирмы по зарегистрированному адресу и т.п., квалифицируя такие действия фирмы, как грубые и неоднократные нарушения законодательства. Однако судьи, как правило, встают на сторону компании, считая, что подобные нарушения не являются неустранимыми, их последствия не затрагивают интересы других лиц, а ликвидация компании – слишком серьезная мера ответственности за указанные правонарушения (такие правонарушение не могут рассматриваться в качестве единственного основания для ликвидации). Кроме того, налоговые органы часто не могут доказать неоднократность нарушения закона.
Согласно п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов суду необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
2.3. Проблемы,
связанные с прекращением
Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо. Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия.
Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей. И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. Представляется интересной позиция А. А.Мельникова, который предлагает наряду с добровольной и принудительной выделять вынужденную реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. "К вынужденным относятся реорганизация и ликвидация юридических лиц, вызванные изменением действующего законодательства" 17. Именно вынужденной (а не добровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов (ч.2 п.2 ст.61 ГК РФ).
Некоторые ученые, в частности, И.В.Елисеев, относят ликвидацию по данному основанию к числу принудительных, так как "если решение суда вступило в законную силу, то участники организации обязаны ему подчиниться. Значит, в этом случае ликвидация проводится на основе судебного решения, а не волеизъявления участников". Е.А.Суханов также считает, что признание судом недействительным акта государственной регистрации относится к случаям принудительной ликвидации, так как "в этом случае добровольная по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер". Указанные позиции представляются не вполне обоснованными. Если оперировать только категориями "добровольная ликвидация" и "принудительная ликвидация" (не используя термин "вынужденная ликвидация"), то такое основание, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидации, так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников, в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительной ликвидация будет, если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной. Реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст.57 ГК РФ). Обращают на себя внимание две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она, в отличие от принудительной ликвидации, может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов.
Добровольная реорганизация
осуществляется по решению
С другой стороны,
при присоединении новых
Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации. Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно. Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61 - 64 ГК и состоит из нескольких этапов. Первый этап ликвидации - принятие решения об этом. Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры). Например, в акционерном обществе согласно ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. (в ред. от 7 августа 2001 г.) ликвидация общества относится к компетенции общего собрания акционеров, равно как и назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Решение по этому вопросу принимается большинством в 3/4 голосов акционеров (владельцев голосующих акций), принимающих участие в общем собрании акционеров. В обществе с ограниченной ответственностью решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, но единогласно (ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 31 декабря 1998 г.). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны немедленно письменно сообщить об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц - полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица. В течение 5 дней с момента получения сообщения регистрирующий орган в соответствии с Временным положением должен уведомить налоговые органы, статистику и внебюджетные фонды о том, что юридическое лицо ликвидируется. Московская регистрационная палата делает запись об этом в регистрационном реестре. В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 23 НК РФ юридическое лицо обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации в срок не позднее 3-х дней со дня принятия такого решения. Невыполнение данной обязанности влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Форма сообщения о ликвидации юридического лица в налоговый орган утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. (приложение N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения ИНН). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают по согласованию с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, ликвидационную комиссию (ликвидатора). 20
Дата согласования является моментом перехода к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица. В объявлении должен быть указан способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления претензий кредиторами (не менее 2-х месяцев). Следующим этапом является оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица. Здесь рекомендуется направлять оповещение в письменной форме способом, позволяющим фиксировать отправку (по почте, заказным письмом с уведомлением, по факсу, телексу и пр.). На этом этапе ликвидационная комиссия обязана выявить всех имеющихся кредиторов и дебиторов. Дебиторская задолженность должна быть взыскана, в т.ч. и в судебном порядке. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований. В этот период ликвидационная комиссия может обнаружить факт невозможности погасить все свои обязательства перед кредиторами. В подобном случае ликвидационная комиссия в соответствии со ст. 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Председатель ликвидационной комиссии, допустивший нарушение указанного требования, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. По истечении 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом. Для согласования предоставляются оригинал и копия баланса, документ, подтверждающий публикацию объявления о ликвидации, протокол об утверждении ликвидационного баланса, прикладывается пояснительная записка при наличии кредиторов, содержащая их полный перечень и предложенный порядок расчетов с ними, за подписью председателя ликвидационной комиссии. 21
Регистрирующий орган не несет ответственности за неполноту и недостоверность содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе сведений. После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрационной палате он предоставляется в Инспекцию МНС на проверку. В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации исполняются ликвидационной комиссией. Если денежных средств ликвидируемой организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ или учредительными документами. Письмом МНС РФ от 31 декабря 1998 г. утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщиков - организации, созданной в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с этими указаниями после получения налоговым инспектором сообщения о ликвидации выявляется наличие у организации филиалов, представительств, транспортных средств и недвижимого имущества, т.к. в соответствии со ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов. Проверка осуществляется налоговым инспектором на основании представленных документов в соответствии с вышеназванными Методическими указаниями, НК РФ и инструкциями ИМНС РФ. После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании производятся расчеты с кредиторами. Выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов. Выплата осуществляется с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут их оспорить.
Споры решаются
в судебном порядке. После
Предоставляются
следующие документы:
Информация о работе Прекращение деятельности юридического лица