Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:11, реферат
Целью данной работы было исследование понятия «предпринимательская среда», рассмотрение её структуры и возможности её развития.
Эта цель определила следующие задачи:
определить содержание предпринимательской среды;
изучить факторы предпринимательской среды;
раскрыть объективные причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России.
Введение 3
1. Понятие предпринимательской среды 4
2. Структура предпринимательской среды 7
2.1. Внешняя предпринимательская среда 7
2.2. Внутренняя предпринимательская среда 11
3. Причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
За годы экономических реформ приняты и начинают положительно влиять на формирование предпринимательского слоя: Гражданский кодекс РФ (первая и вторая части), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (новая редакция), о мерах по государственной поддержке малого предпринимательства и др. Однако многие правовые акты декларативны, не имеют прямого действия на развитие предпринимательства. Но главным их недостатком является то, что они не исполняются. Изобилие подзаконных актов также тормозит развитие предпринимательства.
Усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защиты законных интересов предпринимателей, обеспечения им гарантий как гражданам, так и организациям в связи с вышеизложенным имеет на нынешнем этапе развития экономики большое значение. Конечно, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство – это свободная деятельность дееспособных граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.
Как отмечалось выше, особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование.
Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и её органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные министерства: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др.
Большая роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. Необходимо также устранить административные барьеры, сократить число органов, проверяющих предпринимателей.
Не рассматривая
все другие подсистемы внешней предпринимательской
среды, дадим краткую характеристику институционально-
К таким институтам относятся:
Важнейшее значение для становления и развития производственного предпринимательства имеют наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, особенно дешёвых энергоносителей, затраты на которые составляют большой удельный вес. Несомненно, в тех регионах, где затраты на обустройство предприятий низкие, создаются более благоприятные условия для развития предпринимательства. На развитие предпринимательства большое влияние оказывает демографическая ситуация в стране, отдельных её регионах. К сожалению, в России складывается неблагоприятная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость, сокращается число трудоспособного населения, растёт количество пенсионеров.
Предприниматели – высокообразованные люди, не боящиеся идти вперёд в одиночку. Поэтому важное значение для развития предпринимательства имеют: система образования, особенно высшего, ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций.
Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определённая совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.
К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы):
Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчёт последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести чёткое соблюдение предпринимателями и наёмными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.
Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели могут добиться успеха, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, при наличии железной дисциплины в фирме, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчинёнными и принимают решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.
Несомненно, практический интерес для российских бизнесменов представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды. Суть эффективного, рационального менеджмента в компании, позволяющего добиваться успехов, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, почувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента.
Важное место в менеджменте компании занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, в котором каждый работник может в полной мере проявить свой талант.
Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведёт и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счёте успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить эти способности.
Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация и внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены «обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки», в результате низовое подразделение приобрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты.
Актуальное
состояние внешней
Анализ наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, выявил факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в России.
К ним относятся:
В результате
рассмотрения существующей системы
взаимоотношений
1) несовершенство
нормативно-правового
2) большое
количество административных
Отдельное внимание уделено анализу применения основных законодательных актов, затрагивающих главные проблемные аспекты взаимоотношений предпринимателей и государственных органов, и рассмотрены их преимущества и недостатки.
В результате
анализа общеэкономических
1) трудности
формирования первоначального
2) ограниченные
возможности использования
3) недостаточное
обеспечение конкуренции
4) несовершенство
налоговой системы,
Далее, в исследовании проанализировано текущее состояние инфраструктуры предпринимательства и выделены следующие её основные проблемы: