Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:56, реферат
Цель исследования: на основе анализа литературных источников выявить содержание принципов предпринимательского права.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику принципов предпринимательского права;
- раскрыть понятие и содержание принципов предпринимательского права;
- классифицировать принципы предпринимательского права;
- сделать соответствующие выводы по теме.
Введение
Глава 1. Понятие принципов предпринимательского права
Глава 2. Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.1 Конституционные принципы предпринимательского права
2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права
Заключение
Список использованных источников и литературы
Законность в
предпринимательской
Принцип законности
обязателен не только для предпринимателей,
но и для государственных и
иных органов, осуществляющих регулирование
их деятельности. Еще Законом СССР от 30
июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии
(объединении)»[25] было предусмотрено,
что при нарушении прав предприятий актом
государственного органа предприятие
имеет право потребовать признания такого
акта недействительным полностью или
частично и возмещения ущерба, причиненного
его выполнением. Это положение с различными
модификациями воспроизводилось позднее
в других нормативных актах как СССР, так
и России. В настоящее время данный вопрос
регулируется ст. 13 ГК РФ.
До начала 90-х
гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых
государственными органами, осуществлялась
государственным арбитражем, который
был органом государственного управления
и подчинялся правительству. Затем
государственный арбитраж был преобразован
в арбитражный суд, являющийся независимым
органом, подчиняющимся только закону.
Это создало благоприятные условия для
защиты прав предприятий в случае их нарушения
государственными органами.
Права хозяйствующих
субъектов иногда нарушаются государственными
органами, осуществляющими контроль за
их деятельностью. Некоторые меры, направленные
на предотвращение таких нарушений, предусматриваются
в Федеральном законе от 8 августа 2001 г.
№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора)»[26].
Принцип законности
должен соблюдаться и при издании
нормативных актов. В прошлом
права предприятий нередко
Сочетание частноправовых
и публично-правовых начал в правовом
регулировании
Это обстоятельство
не учитывается теми, кто утверждает,
что правовое регулирование
Публично-правовые
нормы, регулирующие предпринимательство,
не вошли в ГК РФ за редкими исключениями,
к которым относятся, например, нормы
о государственной регистрации юридических
лиц. ГК РФ конструируется в основном как
частноправовой закон, в соответствии
с п. 3 ст. 2 этого кодекса гражданское законодательство
не применяется к отношениям, основанным
на административном или ином властном
подчинении одной стороны другой, в том
числе к налоговым, финансовым и административным
отношениям.
Количество публично-правовых
норм, применяемых для регулирования
предпринимательской
Государственное
регулирование
В зависимости
от уровня и условий развития экономики,
национальных традиций и иных обстоятельств
государственное регулирование
осуществляется различными способами.
В условиях плановой экономики в СССР
применялись жесткие административные
формы и методы государственного регулирования
хозяйственной деятельности. При переходе
к рыночной экономике возникла необходимость
изменить формы и методы этого регулирования
в целях обеспечения развития предпринимательской
деятельности. Однако вместо этого в 1992—1993
гг. была сделана попытка полного отказа
от государственного регулирования предпринимательской
деятельности путем введения «шоковой
терапии», основанной на том, что экономические
процессы должны развиваться на базе полного
саморегулирования. Это привело к разрушению
целых отраслей промышленности, поставило
экономику в кризисное состояние.
Попытки отказа
от государственного регулирования
в нашей стране основывались на представлении
о том, что государственное регулирование
экономики присуще только социалистической
системе, а при переходе к рыночной экономике
от него следует отказаться. Это исходное
положение принципиально неправильно
и опровергается опытом давно существующих
стран с рыночной экономикой, например
Франции, где сложилась система индикативного
(рекомендательного) планирования социально-экономического
развития[29].
В нашей стране
осуществляется государственное
В соответствии
с целевыми программами осуществляется
поставка продукции для государственных
нужд. Общий порядок поставки продукции
для государственных нужд определяется
ГК РФ (ст. 525—534), а для федеральных
государственных нужд — Федеральным законом
от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках
продукции для федеральных государственных
нужд»[31]. В соответствии с федеральными
целевыми программами Правительство РФ
определяет государственных заказчиков,
которые заключают договоры (государственные
контракты) с предприятиями-поставщиками.
Для предприятий-поставщиков заключение
государственных контрактов необязательно,
они побуждаются к этому мерами экономического
стимулирования выполнения поставок для
государственных нужд. Однако заключение
государственных контрактов обязательно
для казенных предприятий.
Таким образом,
для государственного регулирования
хозяйственной деятельности используются
в основном экономические методы.
Государственным
и муниципальным предприятиям устанавливаются
также обязательные задания. Согласно
ст. 20 Федерального закона от 14 ноября
2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях»[32] собственник
имущества такого предприятия определяет
порядок составления, утверждения и установления
показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной
деятельности, утверждает показатели
экономической эффективности деятельности
предприятия и контролирует их выполнение.
Метод обязательных
предписаний используется в некоторых
случаях и при регулировании деятельности
частных предприятий, если экономические
методы не дают возможности решить те
или иные вопросы в интересах государства
и общества. Например, в условиях, когда
поставка нефти и нефтепродуктов на мировой
рынок оказывается для предприятий-производителей
более выгодной, чем поставка для внутренних
нужд, до недавнего времени нефтедобывающим
предприятиям ежегодно устанавливались
балансовые задания по поставке этих товаров
на внутренний рынок. При этом их выполнение
рассматривалось как условие, дающее возможность
получить разрешение на экспорт нефти
и нефтепродуктов[33].
В отношении
поставки сжиженного углеводородного
газа на экспорт в настоящее время
в нашей стране действует порядок,
направленный на обеспечение внутренних
потребностей в таком газе путем составления
графиков его поставки для нужд населения.
Согласно Постановлению Правительства
РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках
сжиженных углеводородных газов на внутренний
рынок в 2006 году»[34] такие графики ежемесячно
утверждаются Федеральным агентством
по энергетике (Росэнерго). Оформление
поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется
таможенными органами только при условии
представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими
организациями ресурсных справок, подтверждающих
наличие у них продукции в объемах, достаточных
для выполнения графиков поставки газа
для внутренних нужд. Ресурсные справки
составляются по форме, утвержденной Приказом
Минпромэнерго России от 10 января 2006 г.
№ 2[35].
В последнее
время в нашей стране государственному
регулированию экономики стало уделяться
больше внимания. Создаются особые экономические
зоны, образован государственный инвестиционный
фонд, оказывается поддержка инновационной
деятельности, проводятся другие меры,
рассматриваемые в последующих главах.
Формы государственного
регулирования
Государственное
регулирование хозяйственной
Заключение
Таким образом,
предпринимательское право, как
и любая другая отрасль российского
права, основывается на определенных принципах,
то есть основополагающих началах.
Первый принцип
— это конституционный принцип
экономической свободы. Статьи 8 и 34
Конституции РФ гласят: «Каждый имеет
право на свободное использование
своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной
законом экономической деятельности».
На этом базовом принципе строятся все
предпринимательские отношения.
Второй принцип
— принцип признания