Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа
Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс¬лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ¬ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо¬мики.
Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща
Введение
1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства
2. Проблемы малого предпринимательства в современной России
3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор.
О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом говорят данные табл. 1.
Таблица 1 - Масштабы развития среднего и малого предпринимательства в России и в зарубежных странах в 2008г. 6, 47
Страна | Количество малых и средних фирм | Число занятых, млн чел. | Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс.единиц
| в расчете на 1 тыс. жителей | в общей численности занятых | в ВВП
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Великобритания | 2930 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция Страны ЕС | 1980 15777 | 35 45 | 15,2 68 | 54 72 | 55-62 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 836,6 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
За последние годы, однако, число малых предприятий и количество работающих в них растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным. К сожалению, в составе малого бизнеса производственное предпринимательство в России пока не преобладает. Распределение малых предприятий по отраслям экономики приведено в табл.2.
Таблица 2 - Число предприятий по видам экономической деятельности на 01 января 2010 г. 25
| Единиц | В процентах к итогу | ||||
средние | малые предприятия | средние | малые предприятия | микропредприятия | ||
всего | в т. ч. микропредприятия | |||||
Всего | 15547 | 1602491 | 1374661 | 100 | 100 | 100 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота | 3437 | 55055 | 41004 | 22,1 | 3,4 | 3,0 |
рыболовство, рыбоводство | 77 | 3213 | 2482 | 0,5 | 0,2 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 230 | 5730 | 4641 | 1,5 | 0,4 | 0,3 |
обрабатывающие производства | 3682 | 165263 | 128721 | 23,7 | 10,3 | 9,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 328 | 9080 | 6451 | 2,1 | 0,6 | 0,5 |
строительство | 1946 | 193652 | 161128 | 12,5 | 12,1 | 11,7 |
оптовая и розничная торговля; | 3116 | 658297 | 588152 | 20,0 | 41,1 | 42,8 |
гостиницы и рестораны | 232 | 42235 | 34033 | 1,5 | 2,6 | 2,5 |
транспорт и связь | 778 | 93904 | 81120 | 5,0 | 5,9 | 5,9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1382 | 288621 | 250066 | 8,9 | 18,0 | 18,2 |
из них научные исследования и разработки | 106 | 12150 | 10402 | 0,7 | 0,8 | 0,8 |
образование | 23 | 4541 | 4262 | 0,1 | 0,3 | 0,3 |
здравоохранение и предоставле-ние социальных услуг | 137 | 18948 | 16318 | 0,9 | 1,2 | 1,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 175 | 38633 | 33147 | 1,1 | 2,4 | 2,4 |
Однако следует отметить большое значение способности малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. 4, 122
В целом отечественное предпринимательство объединяет наиболее активную часть общества. Здесь сосредоточены квалифицированные и образованные люди, прошедшие серьезную школу выживания, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности.
Российское среднее и малое предпринимательство обладает следующими особенностями:
— совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности (многопродуктовая модель развития);
— стремление к максимальной самостоятельности — от идеи до рынка;
— общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
— высокий уровень квалификации кадров как результат притока специалистов из государственного сектора экономики;
— низкий управленческий уровень, недостаток экономических и юридических знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
— высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемая нарастающей криминализацией общества;
— стремление успешно работающих предприятий малого бизнеса выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;
— работа в условиях неполной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультативных и обучающих услуг.16, 310
Государственная политика в области предпринимательства в ближайшей и среднесрочной перспективе будет обусловливаться:
— переходным характером экономики, т. е. незавершенностью процесса формирования рынка труда, капитала, земли и других факторов производства;
— преобладанием добывающей промышленности и торговли при низкой доле перерабатывающей промышленности, наукоемких производств и услуг ВВП;
— незначительными темпами роста сектора малого бизнеса.13, с.44
Это, безусловно, требует координации федерального, регионального и местного управления реализацией государственной политики в отношении малого предпринимательства и понимания того, каковы цели и какими средствами могут быть достигнуты результаты.
Принцип селективности, так или иначе присутствующий в государственной поддержке предпринимательства в любой экономике рыночного типа, должен проявляться двояко: во-первых, как поддержка предприятий малого бизнеса, работающих в определенных отраслях экономики или регионах, т. е. ориентированных на отраслевые или региональные приоритеты; во-вторых, как поддержка определенных групп бизнеса, выполняющих важную социальную, структурную и организационную роль в экономике.
Итак, в современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике России растет. Малый бизнес играет важную структурную роль в социально-экономическом развитии страны и его регионов. Он способен обеспечить стабильный экономический рост, накопление национального богатства, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции и в целом динамизм экономических отношений, формировать цивилизованную рыночную экономику.
Незначительный стартовый капитал малых предприятий, высокая скорость оборота ресурсов в условиях российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов, позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции, что является несомненным достоинством малого предпринимательства, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке.
Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, в России в результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. 24 Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.
К числу основных проблем развития малого предпринимательства на современном этапе развития нашего государства относят следующие:
- несовершенство системы налогообложения; нестабильность и несовершенство законодательной базы; административные барьеры; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; несогласованность действий федеральных и региональных звеньев в системе поддержки предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, аукционам; отсутствие развитых механизмов самофинансирования; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональной программ поддержки малого предпринимательства; отсутствие системы информационного обеспечения предпринимательства и др.
В сложившейся ситуации становится трудновыполнимой задача по выводу из кризиса сектора малого российского предпринимательства. Приходится констатировать, что в настоящее время колоссальный потенциал малого бизнеса не используется в России. Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно для обеспечения экономической безопасности страны.
В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Перед Россией, совершившей переход от плана к рынку, стоит нелегкая задача: как можно быстрей развить данный сектор. Но пока становление малого бизнеса сталкивается с проблемами как на уровне всей страны, так и в регионах. На сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, что в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30. 25, 9 Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития малого бизнеса, о возможности и необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий их деятельности.
Перед тем, как определить направления поддержки малого бизнеса, необходимо провести анализ основных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Прежде всего, это:
– неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий;
– несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого бизнеса, что определяет недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;
– отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;
– низкая платежеспособность, уменьшение спроса на продукцию;
– проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;
– рост арендных платежей;
– потеря производственного помещения;
– вымогательство, попытки отнять или ликвидировать бизнес;
– трудности в организации сбыта.
Кроме того, серьезной преградой является сложность в получении кредитов. На 1 января 2006 г. 752 российских банка предоставили кредиты малому бизнесу на 123 млрд руб..26, 36 При этом потребности малого бизнеса оцениваются в 750 млрд руб. Выданные кредиты составляют только 6% от всего объема финансирования малого бизнеса. Причинами, по которым малые предприятия не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.