Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:57, контрольная работа
История развития предпринимательства, его сущность. Современные формы и структура
предпринимательской деятельности в России.
Введение
История развития предпринимательства в России
Сущность предпринимательства
Современные формы и структура предпринимательской деятельности в России
Заключение
Список используемой литературы
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
«СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ
М.В. ЛОМОНОСОВА»
Институт
управления и регионологии
КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: «Экономическая теория»
Тема: «Развитие
и организационная структура предпринимательства
в России»
Выполнил: студент V курса
отделения заочного обучения
института управления и регионологии
специальность «государственное и муниципальное управление»
Евсеев
Александр Владиславович
Проверил:
Старший преподаватель кафедры «государственное и муниципальное управление»
Мишарева
И.А.
АРХАНГЕЛЬСК
2011
Введение 3
История развития предпринимательства в России 5
Сущность предпринимательства 7
Современные формы и структура
предпринимательской
деятельности в России
Заключение 18
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. За словами "предпринимательство" и "предприниматель" стоит "дело", предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом, является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно хочет остаться на экономическом поле. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль.
Если рассматривать предпринимательскую деятельность в историческом плане, то она предстает перед нами как специфическая форма производства, его организация в условиях рыночной экономики. Ни в натуральном хозяйстве, ни в плановой экономике предпринимательской деятельности не существует, хотя имеется и производство, и новаторство, и удовлетворение потребностей. В натуральном хозяйстве продукция создается для удовлетворения собственных потребностей, в плановом же хозяйстве целью является выполнение плана, а не увеличение материальной выгоды. Предпринимательство невозможно без рынка, точно так же, как и рынок не может существовать без предпринимательства.
Классический предприниматель — это человек, который организовал какое-либо производство на свои или заемные средства, рискующий своим «карманом» и имеющий право единолично распоряжаться своим предприятием и его деятельностью. Классический предприниматель — это одновременно и собственник, и организатор, и управляющий.
Типичный «портрет» предпринимателя менялся исторически. Сначала это был купец, так как именно с торговли когда-то начиналась предпринимательская деятельность (обратите внимание, что в России в 90-е годы возрождение рыночных отношений также началось с бурного развития торговли). Затем, в XVIII и XIX вв., экономисты рисовали портрет «хозяина», работодателя, капиталиста, владельца индивидуального предприятия, фабрики, мануфактуры (например, хорошо известные в России Демидовы, Морозовы, Строгановы).
Сегодняшний образ предпринимателя — это чаще всего «групповой портрет», где основные предпринимательские функции закреплены за разными людьми. Например, в акционерном обществе риск берут на себя владельцы акций, предоставляющие денежные средства; организация производства и управление осуществляются менеджерами, а экономические решения принимаются советом директоров.
Работа
в рыночной экономике выдвигает перед
многочисленной армией предпринимателей
и менеджеров требование высокой компетентности
в осуществлении бизнеса.
История развития предпринимательства
в России.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
B России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725)). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В начале XX в. предпринимательство становиться массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны "Продамет", "Продвагон", "Продуголь", товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобиль и др.
После окончания Первой мировой воины и завершения Февральской и Октябрьской революций происходит национализация всех крупных предприятий, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей, что фактически ликвидирует рыночные экономические связи внутри России, а затем на территории Советского союза. Остаётся частная торговля граждан продукцией личного производства, которая в разный период преследуется по закону, на государственном уровне вводится понятие «Спекуляция».
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики — НЭПа (1921— 1926). Однако с конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон "О собственности в РСФСР", в декабре 1990 г. — Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и других форм деятельности предприятий. Взятый в настоящее время курс на развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринимательства.
Сущность предпринимательства.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.
Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.
Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное советским ученым-экономистом, профессором В. Богачевым: «Предприниматель — это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный работник».
Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.
Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.
Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.
Информация о работе Развитие и организационная структура предпринимательства в России