Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:34, реферат
Малый бизнес играет чрезвычайно важную роль в экономике Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе.
Развитие малого и среднего бизнеса
Малый бизнес
играет чрезвычайно важную роль в
экономике Турции и составляет основу
ее торгово-промышленного
По численности доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе Турции по оценкам экспертов составляет от 98,0% до 99,0%. В малом бизнесе занято свыше 60% работающих в производственном секторе. МСП производят, по различным оценкам от 30% до 40% совокупной добавленной стоимости.
Как и во многих странах, в Турции основными сферами деятельности малого бизнеса являются сфера услуг и торговля. Однако, как было отмечено выше, и в производственном секторе Турции МСП играют решающую роль.
В процентном отношении
распределение МСП по отраслям производственного
сектора составляет:
- ткацкая и кожевенная промышленность
- 24%
- обработка металлов - 24%
- пищевкусовая и табачная промышленность
- 15%
- химическая промышленность - 9%
- деревообработка - 8%
- прочие - 20%
Главным критерием
при определении МСП в Турции
принято считать численность
занятых на предприятии рабочих
и служащих. Однако различные турецкие
организации по-разному устанавливают
соответствующие границы. Так, государственная
организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами
развития и поддержки малого бизнеса (подробнее
о данной организации будет сказано ниже)
относит к малым предприятиям структуры
с численностью работающих от 1 до 50 человек,
а к средним предприятиям структуры с
численностью от 51 до 150 человек;
Промышленная палата Стамбула определяет
эти параметры соответственно - от 1 до
19 человек и от 20 до 99 человек.
Правовое
стимулирование малого
бизнеса
Система государственной поддержки малого бизнеса в Турции неразрывно связана с общей политикой турецкого правительства по развитию и укреплению национальной промышленности, которая начала формироваться в середине 80-х годов.
Главным направлением этой полити,ки стало стимулирование инвестиционно-производственной деятельности в стране, и, в первую очередь - развития экспорториентированных отраслей. В основу принятой программы поддержки инвестиционной деятельности предприятий, как отмечалось выше, было положено условное деление страны на зоны с различной степенью приоритетности в зависимости от уровня их экономического развития. Наряду с этим на "более" и "менее" приоритетные были разбиты отрасли экономики.
Основные
формы государственной
В соответствии
с данным документом государство
в Турции применяет 5 основных форм
стимулирования и поддержки МСП в рамках
их инвестиционной деятельности:
1. Предоставление кредитов за счет созданного
Инвестиционного фонда.
2. Освобождение от таможенных пошлин и
других таможенных сборов при ввозе инвестиционных
товаров.
3. Применение "инвестиционной скидки"
(снижение налогооблагаемой базы предприятия
на определенную сумму в зависимости от
региона и отрасли в которые МСП вкладывает
средства).
4. Применение "поддержки по уплате НДС"
(частичное или полное возвращение уплаченных
в качестве НДС сумм в зависимости от региона
и отрасли, в которые инвестируются средства).
5. Льготное налогообложение.
Чтобы иметь
возможность воспользоваться
Для того, чтобы получить соответствующие льготы, необходимо обратиться с запросом в Секретариат аппарата премьер-министра Турции по делам казначейства. Направление запроса осуществляется через отделения Народного банка Турции, созданного специально с целью кредитования МСП.
В результате рассмотрения обращения малого предприятия Секретариатом по делам казначейства выдается "поощрительный сертификат" в соответствии с которым, все уполномоченные ведомства и организации Турции должны применять по отношению к данному предприятию льготный режим, предусмотренный в указанном сертификате.
Наряду с мерами, направленными на стимулирование инвестиционной активности МСП, в Турции применяются меры по наращиванию их экспортного потенциала. В частности, согласно принятой в 1997 году поправке к решению правительства страны "О поддержке участия в ярмарках и выставках за рубежом на национальном и индивидуальном уровне" государство оплачивает до 100% средств, затраченных МСП для участия в выставках. При принятии решения о возмещении затраченных средств при этом учитываются размеры предприятия - число занятых не должно превышать 200 человек, стоимость основных фондов не должна превышать 2 млн. долл. Максимальный уровень возмещения устанавливается в случаях, когда предприятие действует в одном из приоритетных районов (см.выше) и обладает соответствующим "поощрительным сертификатом". При этом отметим, что крупные предприятия также попадают в сферу действия указанных поощрительных мер, однако размеры возмещения затраченных средств в этом случае ниже, чем для МСП.
Кроме этого,
МСП, производящие и экспортирующие
свою продукцию, частично освобождаются
от уплаты импортных пошлин при ввозе
сырья, необходимого для производства;
они также имеют возможность оплачивать
расходы на электроэнергию по льготным
тарифам.
Организованные
промышленные зоны
В последние годы одной из наиболее действенных форм развития и поддержки в Турции малого предпринимательства стало создание так называемых Организованных промышленных зон (ОПЗ).
Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы обеспечить поддержку МСП путем объединения их в мощные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической самостоятельности.
ОПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни МОП, осуществляющие свою деятельность на определенной территории (а иногда также - и в определенном промышленном секторе). Основная задача ОПЗ - предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр организационно-технических услуг, за счет чего достигается решение многих проблем МОП, о которых говорилось выше.
Как правило, решение о создании ОПЗ принимается на государственном уровне и весь проект, таким образом, обеспечивается поддержкой государства. При этом учитывается мнение действующих в данной сфере отраслевых союзов и объединений предпринимателей. Затем, также совместно с заинтересованными организациями и местными органами муниципального управления определяется оптимальное место расположения оргпромзоны, источники финансирования ее строительства (возможно использование как госсредств, так и прямых частных инвестиций), подрядные фирмы, на которые будут возложены работы по строительству зданий и помещений будущих цехов и мастерских. После завершения строительных работ все эти помещения продаются. При этом иногда помещения покупаются с целью последующей сдачи их в аренду.
Проект строительства оргпромзон обычно включает в себя создание химических лабораторий, учебных центров, объектов социально-культурного назначения. Для руководства зоной создается эксплуатационная фирма, на которую возлагается работа по организации деятельности всех технических служб и инфраструктуры.
Приведем пример создания одной из первых ОПЗ в Турции - Зоны кожевенных производств в районе Тузла (близ Стамбула). Она объединяет 223 компании, занимающихся выделкой кож, и около 150 фирм, производящих вспомогательные материалы и компоненты для кожевенной индустрии. Зона создана на площади около 6,5 млн.кв.м, из которых под промышленные помещения выделено 2,2 млн.кв.м.
Финансирование строительства инфраструктурных объектов на 90% взяло на себя государство. Из оставшихся 10% треть средств была получена через специальные банковские кредиты, две трети были привлечены из средств самих предпринимателей-кожевенников, которые намеревались разворачивать свое производство на территории Зоны.
В Зоне действует
единая система очистных сооружений,
оборудованных современной
Расположение в такой ОПЗ позволяет турецким предпринимателям снижать расходы на закупку сырья, благодаря организации совместных закупок сразу для большого количества предприятий Зоны. Централизованная система водо- и энергоснабжения обеспечивает снижение соответствующих затрат. Наличие в ОПЗ учебных заведений позволяет руководителям предприятий постоянно повышать уровень профессионально-технической подготовки кадров.
Созданием подобных зон турецкое государство также намерено решить сложные экологические проблемы, стоящие в Турции, поскольку ОПЗ позволяют вынести за пределы крупных жилых массивов имеющиеся производства и сконцентрировать их в определенных местах, обеспечив необходимыми очистными сооружениями и лабораториями.
Политика, проводимая
в настоящее время турецким правительством,
направлена на постепенное объединение
в ОПЗ подавляющего большинства действующих
в Турции МСП. В числе принимаемых с этой
целью мер: льготное налогообложение предприятий,
создаваемых в ОПЗ или переносящих сюда
ранее действовавшие производства, льготное
кредитование государственными банками,
а также пропаганда ОПЗ как перспективной
формы объединения предприятий малого
бизнеса.
Преимущества-проблемы
малых и средних
предприятий
Суммируя мнения турецких
экспертов, занимающихся проблемами малого
бизнеса, можно выделить следующие
основные преимущества МСП (по сравнению
с крупными предприятиями), которые позволяют
им играть ведущую роль в турецкой экономике:
- способность производить более диверсифицированный
спектр продукции с минимальными затратами;
- способность создавать дополнительные
рабочие места с минимальными капитальными
вложениями;
- меньшая подверженность влиянию со стороны
экономических потрясений и кризисов;
- МСП легче адоптируются в процессах технологического
развития;
- МСП играют весомую роль в развитии регионов
страны;
- МСП играют решающую роль в процессе
формирования и развития "среднего"
класса;
- МСП "заставляют работать" индивидуальные
накопления граждан;
- МСП в Турции являются неотъемлемой составляющей
производственного процесса, осуществляемого
на крупных производствах.
В то же время малый
бизнес в Турции испытывает множество
проблем, многие из которых носят
интернациональный характер. По оценкам,
сделанным некоторыми торгово-промышленными
палатами Турции, для малого бизнеса
наиболее свойственны следующие основные
общие проблемы:
1. В области производственного процесса
наиболее характерны:
- проблемы высокой себестоимости сырья
из-за небольших, как правило, объемов
осуществляемых закупок, необходимость
часто прибегать к услугам посредников
для получения небольших партий сырья;
- относительно низкий уровень технологии
и производительности труда, ограниченность
средств для их повышения;
- отсутствие системы контроля качества
производимой продукции;
- проблемы сертификации и стандартизации.
2. В области маркетинга и сбыта:
- отсутствие, как правило, четкой маркетинговой
концепции, что часто приводит к неверному
сегментированию рынка, определению целевых
рынков сбыта и пр. (данная проблема характерна
как для внутренней, так и для внешней
торговли, осуществляемой МСП);
- ограниченность каналов сбыта и возможностей
для расширения рынков сбыта;
- ограниченные возможности для экспорта
в силу отсутствия необходимых знаний
и опыта;
- проблема создания собственных торговых
марок и их продвижения на рынках сбыта.
3. Для обеих областей также характерны:
- вопросы финансирования и кредитования,
с которыми сталкиваются МСП, начиная
с момента создания предприятия и вплоть
до стадии реализации конечной продукции,
а также ограниченные возможности привлечения
иностранных инвестиций;
- проблемы информационного обеспечения
бизнеса;
- проблемы подготовки и использования
профессиональных кадров (очень часто
в Турции МСП руководят их владельцы, далеко
не всегда располагающие соответствующим
образованием, а не профессиональные менеджеры);
- психологические проблемы, обусловленные
малыми размерами предприятия.
Государственные
программы по развитию малого бизнеса
и меры по его стимулированию Государственными
экономическими ведомствами при
поддержке торговых и промышленных
палат и других наиболее крупных
объединений предпринимателей Турции
принимаются меры, направленные на
решение стоящих проблем.
Совместные
экспортные компании
Наряду с
объединением МСП в организованные
промышленные зоны экономическая политика
турецкого руководства
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Турции