Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 23:20, доклад
Основной составляющей образа предпринимателя является его личность.
В зарубежной психологической науке личность предпринимателя, являясь предметом науки, рассматривается с позиций двух подходов – психодинамического и социодинамического. О
Социально-психологический
образ предпринимателя
в психологических
теориях предпринимательства
Карпова
О.А.
Бирская
государственная
социально-психологическая
академия
Основной составляющей образа предпринимателя является его личность.
В зарубежной психологической науке личность предпринимателя, являясь предметом науки, рассматривается с позиций двух подходов – психодинамического и социодинамического. Отличительная особенность этих подходов заключается в рассмотрении объекта исследования с точки зрения преобладания или взаимодействия двух факторов – интрапсихологических и ситуативных.
Исследования
предпринимательства в
Рассмотрим основные положения психодинамического и социодинамического подхода зарубежной психологии, а также характеристики индивидуально-личностных особенностей предпринимателя в отечественных исследованиях для создания социально-психологического образа предпринимателя. [Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000. – С. 85.]
В рамках психодинамического подхода к анализу личности предпринимателя имеются списки психологических характеристик, входящих в «предпринимательский личностный профиль». В число характеристик личностного профиля предпринимателя наиболее часто включают характеристики: мотивация достижения, интернальный локус контроля, склонность к риску, ценностные ориентации, инновативность.
Мотивация достижения рассматривается как неотъемлемое свойство (атрибут) предпринимателя, где сконцентрированы свойства личности предпринимателя как целого [Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000 270с., Ю.В.Щербатых. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.]. Предполагается, что характеристика данного образования и степень его выраженности отображают уровень предпринимательской направленности личности в целом. Исследования в русле концепции достижения идут по трем направлениям анализа характера связи потребности достижения и показателей предпринимательской деятельности:
Хотя имеется большое количество исследований мотивации достижения, но не получено однозначных результатов. Это связано с концептуальной неясностью понятия мотивации достижения и методической неточностью проективной техники измерения. А.Н. Чиликин в своем социально-психологическом исследовании основ развития предпринимательства в реальном секторе экономики предлагает устранение данных недостатков путем решения задачи установления подлинных побудительных сил человеческого поведения, которая состоит в поиске связей, существующих между структурными компонентами целостной мотивационной системы, включающей в себя не только традиционно выделяемую потребностную сферу, но и систему смыслов «Я», самосознания личности.
В многочисленных
исследованиях
Неоднозначность результатов исследования локуса контроля, как и мотивации достижения и других личностных черт личности предпринимателя, свидетельствует о тщетности попыток выявления универсального профиля личности предпринимателя. По-видимому, это невозможно вне культурного и личностно-смыслового контекста.
Не увенчавшиеся
успехом попытки выявления
Традиционно приписываемые предпринимателю ценности Р.Хизрич считает свойственными для успешного человека вообще, в том числе и успешному предпринимателю. Исследования показывают, что попытки изучения ценностной структуры предпринимателей осуществлялись либо на уровне идеологии бизнеса (в ее узкокультурном смысле) в контексте организационной культуры, либо на самом широком уровне общечеловеческих ценностей. (в интерпретации М.Рокича). тем самым большинство исследователей ценностей предпринимательства не смогли избежать повторения теории «черт» в своем стремлении к обобщениям, основанным на специфической черте, в данном случае – на универсальной ценности.
Во многих публикациях и исследованиях склонность к риску рассматривается как неотъемлемое свойство личности предпринимателя. Однако по данному вопросу имеются противоречивые результаты. Причина, по-видимому, кроется в сложности понятия «риск», в существовании различных его видов, аспектов и компонентов.
Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Инновативность мышления является особенностью когнитивного стиля результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками.
Сторонники социодинамического подхода считают, что первостепенную роль при формировании потенциального предпринимателя играют не психологические особенности, а социальное окружение личности и в качестве элементов организации личности рассматривают особенности взаимодействия личности и социума, а именно: социальные установки, роли, стратегии, паттерны поведения.
Некоторые зарубежные исследователи личности предпринимателя считают, что необходимо отказаться от поиска универсальных психологических характеристик предпринимателя, а те, которые уже выделены, следует относить к характеристикам успешности в любой профессиональной деятельности. К примеру, Р.Хизрич говорит о том что не существует такой вещи, как типичный предпринимательский профиль. Предпринимателями не рождаются: они развиваются. Он, среди факторов, которые значимо отличают предпринимателя от остальной популяции, выделяет: семейное окружение в детстве, образование, опыт работы, возраст и личные ценности. Перенося акцент с исследований психологических черт на социально-психологические и социоэкономические факторы, Р.Хизрич считает, что ключевым моментом в формировании предпринимательской направленности личности является социальное научение через усвоение ролевых моделей предпринимательского поведения еще в детском возрасте.
Еще одним примером реализации социодинамического подхода является концепция «предпринимательского события» А.Шапиро и Л.Сокол. В качестве объекта исследования в данной концепции рассматриваются не психологические характеристики личности предпринимателя, а целостные паттерны предпринимательского поведения. «Событие» выступает как зависимая переменная, тогда как индивид или группа, которые осуществляют его, становится независимой переменной, действующей в определенном социальном, экономическом, политическом и культурном контексте. Эта концепция при анализе любого предпринимательского события рассматривает два основных вопроса: что повлияло на отказ от предыдущего жизненного пути и почему среди множества вариантов был выбран именно этот.
Превращение в предпринимателя – результат взаимодействия ситуационных и культурных факторов, утверждают Шапиро и Сокол и подчеркивают, что предпринимательство следует рассматривать как процесс детерминированный многими факторами, ни один из которых сам по себе не может объяснить результат процесса: набор факторов является необходимым, но ни один из них не достаточен.
Российскому предпринимательству всего лишь около двадцати лет. Оно как социальный класс оформилось в 90-е гг ХХ в. Наметились главные тенденции и отличительные черты в описании социального портрета российского предпринимателя (Б.В.Головачев, Л.Б.Косова, О.В.Перепелкин, Ж.М.Грищенко, Л.Г.Новикова, И.П.Лапша, В.В.Радаев, А.И.Чирикова и др.).
В последнее время социальной психологии все большее внимание уделяют характеристикам начинающих предпринимателей, основывающих «свое» дело. Оказывается, что основатель своего дела может преодолеть внешние препятствия на пути развития предприятия и пренебречь будущими трудностями. Он склонен осуществлять некоторые уникальные функции, которые весьма существенны для первых шагов деловой активности. Так успешный предприниматель в России способен:
По психологическим параметрам он скорее инноватор, чем адаптер. [Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000. – С. 141.]
В наибольшей
степени в предпринимательской
деятельности реализуются организаторские
способности, деловитость и
В.Г.Смольков выражает мнение о том, что предпринимательство требует от человека, занимающегося им, определенных качеств как любая профессиональная деятельность, основанная на необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и смекалки, а также широте мышления и познания. Всё это объединяется понятиями предпринимательских дух, предпринимательский менталитет, предпринимательская культура. [Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. – 1994. - №2. – С 15-22.]
Характеризуя личность предпринимателя, важно отметить, что предприниматель – это человек с высокой сопротивляемостью фрустрации и внешнему давлению; он обладает относительно «узким» кругозором, но это позволяет ему ярче обеспечивать пути быстрого достижения цели. Часто он приходит к заключенному решению без поиска серьезных обоснований средств и логической объективности.
Говоря
об отечественных
Социопортрет российского предпринимателя по мнению В.Д.Попова, необходимо дополнить фактором совести, т.к. фактор совести, нравственности занимает особое, определяющее место в структуре личности отечественного руководителя. Об этом свидетельствует не только наша философия, но и народные обычаи, нравы. Совесть в России всегда сопрягалась с правдой. [Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка. // Психологический журнал. – 1994. – Т15. - №5. – С. 30-43.]
Правда и совесть, как один из механизмов мотивации предпринимателя, носит скрытый характер, но его результаты наблюдаемы и очевидны. Совесть – критерий действия некоторых российских предпринимателей. Сегодня идет трудная борьба совести с потребностью накопления капитала, как считает В.Д.Попов. Процесс этот протекает очень сложно, и исход его будет зависеть во многом от личностных особенностей.
Личность российского предпринимателя – многогранна, неординарна, непредсказуема. Ей характерно стремление к самосовершенствованию и самореализации. Поэтому, несмотря на многочисленные трудности большинство из них уверены в правильности жизненного выбора.