Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:32, контрольная работа
О существовании рисков начали говорить с появлением товарно-денежных отношений. С развитием торговли рос уровень конкуренции и, как следствие, возрастал уровень риска. В то время и по сей день известно множество классических и неоклассических теорий риска, выведенных различными экономистами прошлого, в которых большое внимание уделялось исследованию предпринимательских рисков.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….... 3
1.Сущность, анализ и оценка риска……………………………………………….....5
2.Факторы риска…………………………………………………………………..… 12
3. Классификация и виды рисков оптовой торговой фирмы……………………...14
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………..21
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления, и управляющей подсистемы - субъекта управления.
Объектом
управления в риск-менеджменте выступают
рисковые вложения капитала и экономические
отношения между хозяйствующими
субъектами в процессе реализации риска.
К таким экономическим
Субъект управления представляет группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при наличии необходимой информации между субъектом и объектом управления: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д. Такая информация содержит сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличие и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платёжеспособности клиентов, партнёров, конкурентов и т.п.
В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но зная его методы, приёмы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, можно добиваться ощутимого успеха в конкретной ситуации.
Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функций во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, от экономической ситуации и финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приёмов управления риском, умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из данной ситуации.
Так же и в риск-менеджменте: на основе различных данных о том или ином риске, риск-менеджер выдает информацию, каким образом его можно предотвратить. Однако не стоит думать, что, наняв риск-менеджера, фирма сможет решить все свои проблемы. Говоря о работе риск-менеджера, подразумевается, что при анализе ему придется сталкиваться практически со всеми службами. Отдел риск - менеджмента на предприятии можно образно сравнить с губкой, которая постоянно впитывает в себя информацию по тому или иному риску. Ведь не зря в западных компаниях позиция управляющего отдела риск - менеджмента - это вице-президентская должность.
Задача
риск-менеджера на предприятии - это
прогнозирование завтрашнего
Каждая организация за время своей деятельности переживает определенные этапы развития. Каждый из таких этапов сопровождается появлением в компании новых управленцев. Сначала это генеральный директор и, конечно же, бухгалтер, потом это могут быть руководители подразделений, отвечающих за закупки и продажи, управление финансами, транспортное обеспечение, региональное развитие, экономическую безопасность, внутренний аудит, маркетинг и т.д. Но, для того чтобы, например, оплачивать платежки, финансовый директор не нужен, для того чтобы в срок поставить партию одному покупателю, логистик тоже вряд ли потребуется. А если таких покупателей уже сотни, и что без бюджета поставленных целей уже не достигнуть? Все эти вопросы говорят только об одном - компания достигла нового уровня развития и помочь успешно закрепиться на нем, призваны новые специалисты. К ним относится и риск-менеджер, т.е. специалист по управлению рисками.
Если представить себе деятельность риск-менеджера как процесс управления рисками, то ее можно разбить на несколько последовательных этапов:
1) идентификация
и анализ вероятностей
2) установление
потенциальных источников
3) определение наиболее вероятных и проблемных для компании источников причинения ущерба;
4) определение
возможных способов защиты от
ущерба, его последствий или
5) выбор наиболее актуальных (из возможных) способов защиты, а также их реализация;
6) контроль
над выполнением принятых
На первых этапах развития предприятие способно справляться с возможными последствиями наиболее очевидных рисков только с помощью внешних партнеров: страховщиков, брокеров, консультантов. Но если предприятие растет как в прямом, то рано или поздно его руководство начнет задумываться об эффективности такого способа управления рисками. Именно эффективное управление рисками является наиболее очевидным поводом для создания в компании соответствующего подразделения.
2.Факторы риска.
В условиях современной рыночной экономики невозможно совершенно точно запрограммировать прибыль от произведенных финансовых операций и предпринимательской деятельности в целом. Необходимо учитывать множество факторов, имеющих возможность повлиять на конечный результат такой деятельности. Именно их принято считать факторами риска. Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Основными источниками возникновения неопределенности и риска являются:
факторы, присущие обществу: многовариантный,
вероятностный характер, противоречивость
общественных явлений, элементы стихийности,
случайности;
факторы, порождаемые спонтанностью
природных явлений и процессов, стихийными
бедствиями;
факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации, сведений об объекте, явлении, процессе, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах;
факторы, связанные с влиянием научно-технического
прогресса на социальную, экономическую,
политическую и духовную жизнь;
факторы, обусловленные воздействием
субъектов на экономическую жизнь, их
взаимодействием между собой в целях реализации
своих потребностей, интересов, целей;
факторы, связанные с ограниченностью,
недостаточностью материальных, финансовых,
трудовых и других ресурсов при принятии
и реализации решений;
факторы, связанные с относительностью
процесса познания человеком окружающей
действительности (каждый новый этап познания
открывает новые нерешенные проблемы;
факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;
факторы, связанные с существующими различиями
в социально-психологических установках,
намерениях, оценках, стереотипах поведения
субъектов.
Кроме того, риск как возможная опасность
потерь может быть связан с нереальностью
поставленных целей, с просчетами в планировании
и прогнозировании, с субъективизмом в
оценке ожидаемых результатов.
Если раньше неопределенности в сфере
товарного обращения были связаны с количеством
товаров, величиной затрат, то теперь неопределенность
в большей мере связана с новыми технологиями,
социальными следствиями, социальным
контролем, что выдвигает на передний
план потребительские свойства товаров
и оценку их субъектами потребления. Неопределенности
нового типа создаются новыми поворотами
НТП, появлением новых технологий, предпочтениями
потребителя, выбор которого тем шире
и непредсказуемей, чем полнее удовлетворены
его базовые потребности.
Иногда термины «неопределенность» и
«риск» употребляются взаимозаменяемо,
между ними не проводятся различия. Однако
при решении оптимизационных задач следует
различать ситуации, связанные с риском,
и ситуации, связанные с неопределенностью.
Различают неопределенность, означающую
недостаток информации о вероятных будущих
событиях, и риск, означающий ситуацию,
в которой люди не знают точно, что случится,
но представляют вероятность каждого
из возможных исходов.
Таким образом, вероятностная структура
среды, в которой находится торговое предприятие,
статистический характер и многовариантность,
присущие большинству явлений окружающей
действительности, порождают риск. Риск
имеет место не только в результате незнания
предприятием того, к чему оно стремится,
или плохого ориентирования в окружающей
среде, но и в связи с тем, что непрерывно
меняются условия его деятельности, меняется
поведение субъектов рынка, а это заставляет
проводить быструю переориентацию деловой
активности.
Непредсказуемость спроса, насыщенность
и дифференцированность потребности,
изменение предпочтений покупателей,
индивидуализация потребления, усиление
конкуренции — все это ведет к повышению
риска при принятии решений предприятиями
торговли.
Риск предприятий торговли выражается
вероятностью получения таких нежелательных
результатов, как потери прибыли, нереализованные
запасы товаров, снижение эффективности
капитальных вложений по сравнению с запланированным
уровнем, возникновение убытков при заключении
какой-либо сделки, сокращение ресурсной
базы и т.д.
3. Классификация и виды рисков оптовой торговой фирмы.
Риски, сопровождающие финансовую деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятия оптовой торговли, который определяется общим понятием - финансовый риск. Этот риск составляет наиболее значимую часть совокупных хозяйственных рисков предприятия. Его уровень возрастает с расширением объёма и диверсификацией торговой деятельности, со стремлением менеджеров повысить уровень доходности торговых операций, с освоением новых финансовых технологий и инструментов.
Финансовый риск предприятия оптовой торговли представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного решения, направленного на достижение желаемого целевого результата хозяйственной деятельности при вероятности экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределённости условий его реализации.
Финансовый риск оказывает серьёзное влияние на многие аспекты хозяйственной деятельности предприятия оптовой торговли, однако наиболее значимое его влияние проявляется в двух направлениях:
1) Уровень
риска оказывает определяющее
воздействие на формирование
уровня доходности
2) Финансовый риск является основной формой генерирования прямой угрозы банкротства предприятия, так как финансовые потери, связанные с этим риском, являются наиболее ощутимыми.
В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективного управления финансовыми рисками приобретает всё большую актуальность.
Управление
финансовыми рисками
Финансовые
риски предприятия оптовой
На современном этапе к числу основных финансовых рисков предприятия оптовой торговли относятся:
Риск снижения финансовой устойчивости предприятия. Он генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заёмных средств), порождающим несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия по объёмам. В составе финансовых рисков по степени опасности (генерирования угрозы банкротства предприятия) этот вид риска играет ведущую роль.
Риск неплатёжеспособности предприятия генерируется снижением уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных рисков.
Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности разделяются и виды инвестиционного риска - риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. В составе риска реального инвестирования можно выделить риски несвоевременной подготовки инвестиционного проекта, несвоевременного завершения проектно-конструкторских и строительных работ; несвоевременного открытия финансирования по инвестиционному проекту; потери инвестиционной привлекательности проекта в связи с возможным снижением его эффективности и т.п. Инвестиционные риски включают следующие подвиды рисков:
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль). В результате неосуществления какого-либо мероприятия, (например, страхования, инвестирования и т.п.);
Риск снижения доходности - связан с уменьшением размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает:
Процентный риск, возникающий в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлечённым средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, риски процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам.
"Кредитный риск - опасность неуплаты заёмщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску также относится риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга." Кредитный риск имеет место в финансовой деятельности предприятия оптовой торговли, при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчёта за отпущенные предприятием в кредит потребительские товары.
Информация о работе Состав и оценка рисков в коммерческой деятельности оптовой торговой фирмы