Состав и оценка рисков в коммерческой деятельности оптовой торговой фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:32, контрольная работа

Описание

О существовании рисков начали говорить с появлением товарно-денежных отношений. С развитием торговли рос уровень конкуренции и, как следствие, возрастал уровень риска. В то время и по сей день известно множество классических и неоклассических теорий риска, выведенных различными экономистами прошлого, в которых большое внимание уделялось исследованию предпринимательских рисков.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………….... 3
1.Сущность, анализ и оценка риска……………………………………………….....5
2.Факторы риска…………………………………………………………………..… 12
3. Классификация и виды рисков оптовой торговой фирмы……………………...14
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

ОТТО.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления, и управляющей подсистемы - субъекта управления.

Объектом  управления в риск-менеджменте выступают  рисковые вложения капитала и экономические  отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заёмщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.

Субъект управления представляет группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию  и т.д.), которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при наличии необходимой информации между субъектом и объектом управления: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д. Такая информация содержит сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличие и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платёжеспособности клиентов, партнёров, конкурентов и т.п.

В риск-менеджменте  готовых рецептов нет и быть не может. Но зная его методы, приёмы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, можно добиваться ощутимого успеха в конкретной ситуации.

Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его  функций во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий  рынка, от экономической ситуации и финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приёмов управления риском, умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из данной ситуации.

Так же и в риск-менеджменте: на основе различных  данных о том или ином риске, риск-менеджер выдает информацию, каким образом  его можно предотвратить. Однако не стоит думать, что, наняв риск-менеджера, фирма сможет решить все свои проблемы. Говоря о работе риск-менеджера, подразумевается, что при анализе ему придется сталкиваться практически со всеми службами. Отдел риск - менеджмента на предприятии можно образно сравнить с губкой, которая постоянно впитывает в себя информацию по тому или иному риску. Ведь не зря в западных компаниях позиция управляющего отдела риск - менеджмента - это вице-президентская должность.

Задача  риск-менеджера на предприятии - это  прогнозирование завтрашнего дня, определив ту группу рисков, которая будет сопутствовать предприятию на протяжении выпуска какого-либо вида товаров или всей цепочки, связанной с его жизненным циклом. Риск-менеджер сможет довольно четко сказать, сколько это будет стоить сегодня, если принять необходимые меры по устранению этих рисков, и завтра, когда наступит страховой случай.

Каждая  организация за время своей деятельности переживает определенные этапы развития. Каждый из таких этапов сопровождается появлением в компании новых управленцев. Сначала это генеральный директор и, конечно же, бухгалтер, потом это могут быть руководители подразделений, отвечающих за закупки и продажи, управление финансами, транспортное обеспечение, региональное развитие, экономическую безопасность, внутренний аудит, маркетинг и т.д. Но, для того чтобы, например, оплачивать платежки, финансовый директор не нужен, для того чтобы в срок поставить партию одному покупателю, логистик тоже вряд ли потребуется. А если таких покупателей уже сотни, и что без бюджета поставленных целей уже не достигнуть? Все эти вопросы говорят только об одном - компания достигла нового уровня развития и помочь успешно закрепиться на нем, призваны новые специалисты. К ним относится и риск-менеджер, т.е. специалист по управлению рисками.

Если  представить себе деятельность риск-менеджера как процесс управления рисками, то ее можно разбить на несколько последовательных этапов:

1) идентификация  и анализ вероятностей наступления  ущерба,

2) установление  потенциальных источников опасности;

3) определение  наиболее вероятных и проблемных для компании источников причинения ущерба;

4) определение  возможных способов защиты от  ущерба, его последствий или сокращение  размеров таковых;

5) выбор  наиболее актуальных (из возможных)  способов защиты, а также их  реализация;

6) контроль  над выполнением принятых решений  и внесение улучшающих коррективов.

На первых этапах развития предприятие способно справляться с возможными последствиями  наиболее очевидных рисков только с  помощью внешних партнеров: страховщиков, брокеров, консультантов. Но если предприятие растет как в прямом, то рано или поздно его руководство начнет задумываться об эффективности такого способа управления рисками. Именно эффективное управление рисками является наиболее очевидным поводом для создания в компании соответствующего подразделения.

    2.Факторы риска.

В условиях современной рыночной экономики  невозможно совершенно точно запрограммировать  прибыль от произведенных финансовых операций и предпринимательской деятельности в целом. Необходимо учитывать множество факторов, имеющих возможность повлиять на конечный результат такой деятельности. Именно их принято считать факторами риска. Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Основными источниками возникновения неопределенности и риска являются:

   факторы, присущие обществу: многовариантный, вероятностный характер, противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;  
   факторы, порождаемые спонтанностью природных явлений и процессов, стихийными бедствиями;     

   факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации, сведений об объекте, явлении, процессе, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих  объектах;    

   факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь;  
   факторы, обусловленные воздействием субъектов на экономическую жизнь, их взаимодействием между собой в целях реализации своих потребностей, интересов, целей;     

   факторы, связанные с ограниченностью, недостаточностью материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов при принятии и реализации решений;  
   факторы, связанные с относительностью процесса познания человеком окружающей действительности (каждый новый этап познания открывает новые нерешенные проблемы;    

   факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания; 

   факторы, связанные с существующими различиями в социально-психологических установках, намерениях, оценках, стереотипах поведения субъектов.  
Кроме того, риск как возможная опасность потерь может быть связан с нереальностью поставленных целей, с просчетами в планировании и прогнозировании, с субъективизмом в оценке ожидаемых результатов.  
 Если раньше неопределенности в сфере товарного обращения были связаны с количеством товаров, величиной затрат, то теперь неопределенность в большей мере связана с новыми технологиями, социальными следствиями, социальным контролем, что выдвигает на передний план потребительские свойства товаров и оценку их субъектами потребления. Неопределенности нового типа создаются новыми поворотами НТП, появлением новых технологий, предпочтениями потребителя, выбор которого тем шире и непредсказуемей, чем полнее удовлетворены его базовые потребности.  
Иногда термины «неопределенность» и «риск» употребляются взаимозаменяемо, между ними не проводятся различия. Однако при решении оптимизационных задач следует различать ситуации, связанные с риском, и ситуации, связанные с неопределенностью. Различают неопределенность, означающую недостаток информации о вероятных будущих событиях, и риск, означающий ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов.  
Таким образом, вероятностная структура среды, в которой находится торговое предприятие, статистический характер и многовариантность, присущие большинству явлений окружающей действительности, порождают риск. Риск имеет место не только в результате незнания предприятием того, к чему оно стремится, или плохого ориентирования в окружающей среде, но и в связи с тем, что непрерывно меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию деловой активности.  
Непредсказуемость спроса, насыщенность и дифференцированность потребности, изменение предпочтений покупателей, индивидуализация потребления, усиление конкуренции —  все это ведет к повышению риска при принятии решений предприятиями торговли.  
Риск предприятий торговли выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли, нереализованные запасы товаров, снижение эффективности капитальных вложений по сравнению с запланированным уровнем, возникновение убытков при заключении какой-либо сделки, сокращение ресурсной базы и т.д.
 

         3. Классификация и виды рисков оптовой торговой фирмы.

Риски, сопровождающие финансовую деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятия оптовой торговли, который  определяется общим понятием - финансовый риск. Этот риск составляет наиболее значимую часть совокупных хозяйственных рисков предприятия. Его уровень возрастает с расширением объёма и диверсификацией торговой деятельности, со стремлением менеджеров повысить уровень доходности торговых операций, с освоением новых финансовых технологий и инструментов.

Финансовый  риск предприятия оптовой торговли представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами  альтернативного решения, направленного  на достижение желаемого целевого результата хозяйственной деятельности при вероятности экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределённости условий его реализации.

Финансовый  риск оказывает серьёзное влияние  на многие аспекты хозяйственной  деятельности предприятия оптовой  торговли, однако наиболее значимое его влияние проявляется в двух направлениях:

1) Уровень  риска оказывает определяющее  воздействие на формирование  уровня доходности хозяйственных  операций предприятия - эти два  показателя находятся в тесной  взаимосвязи и представляют собой  единую систему "доходность-риск";

2) Финансовый  риск является основной формой  генерирования прямой угрозы  банкротства предприятия, так  как финансовые потери, связанные  с этим риском, являются наиболее  ощутимыми.

В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективного управления финансовыми рисками приобретает всё большую актуальность.

Управление  финансовыми рисками предприятия  оптовой торговли представляет собой  систему принципов и методов  разработки и реализации рисковых финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.

Финансовые  риски предприятия оптовой торговли характеризуются большим многообразием  и в целях подготовки и реализации эффективных управленческих решений требуют определённой классификации.

На современном  этапе к числу основных финансовых рисков предприятия оптовой торговли относятся:

Риск  снижения финансовой устойчивости предприятия. Он генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заёмных средств), порождающим несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия по объёмам. В составе финансовых рисков по степени опасности (генерирования угрозы банкротства предприятия) этот вид риска играет ведущую роль.

Риск  неплатёжеспособности предприятия генерируется снижением уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных рисков.

Инвестиционный  риск характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности разделяются и виды инвестиционного риска - риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. В составе риска реального инвестирования можно выделить риски несвоевременной подготовки инвестиционного проекта, несвоевременного завершения проектно-конструкторских и строительных работ; несвоевременного открытия финансирования по инвестиционному проекту; потери инвестиционной привлекательности проекта в связи с возможным снижением его эффективности и т.п. Инвестиционные риски включают следующие подвиды рисков:

       Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль). В результате неосуществления какого-либо мероприятия, (например, страхования, инвестирования и т.п.);

      Риск снижения доходности - связан с уменьшением размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает:

      Процентный риск, возникающий в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлечённым средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, риски процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам.

       "Кредитный риск - опасность неуплаты заёмщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску также относится риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга." Кредитный риск имеет место в финансовой деятельности предприятия оптовой торговли, при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчёта за отпущенные предприятием в кредит потребительские товары.

Информация о работе Состав и оценка рисков в коммерческой деятельности оптовой торговой фирмы