Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:32, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение страхования в сфере туризма.
Для осуществления цели необходимо решение следующих задач:
- выяснить необходимость страхования туристов;
- определить виды страхования в туризме;
Стоит отметить, что обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:
1. всех видов транспорта международных сообщений;
2. железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;
3. морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;
4. автомобильного транспорта на городских маршрутах.
Установлено; что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются — перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Страхование от несчастных случаев с туристом за рубежом обычно осуществляется в пределах согласованных в договоре страховых сумм, а возмещение выплачивается при наступлении:
1. инвалидности 3 группы — 50% страховой суммы;
2. инвалидности 2 группы — 75% страховой суммы; смерти — 100% страховой суммы.
Страхование расходов туристов при несовершенной поездке реализуется на основании согласованной в договоре страховой суммы (страхового возмещения), которая выплачивается полностью или частично, когда невозможность осуществления поездки наступила по следующим причинам:
1. внезапное расстройство здоровья или смерть туриста, или членов его семьи, или близких родственников;
2. повреждение имущества туриста в результате воздействий окружающей среды или действий третьих лиц;
3. участие туриста в судебном разбирательстве в момент предполагаемой поездки;
4. получение вызова для выполнения воинской обязанности;
5. неполучение въездной визы при выполнении всех требований по оформлению документов;
6. другие
причины, признаваемые в договоре.
1.3.
Личное страхование
туристов
Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1997 г.) личное страхование представляет собой отношения между страхователями (юридическими и дееспособными лицами) и страховщиками (юридическими лицами) по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем и трудоспособностью страхователей и застрахованных [1].
Страхователями по личному страхованию
туристов могут выступать как физические,
так и юридические лица (туристы и турфирмы),
а застрахованными — только туристы. Однако
личное страхование в любом случае всегда
связано с личностью (физическим лицом).
Например, турфирма (юридическое лицо)
как страхователь может осуществлять
личное страхование своих работников
за счет своих средств в качестве застрахованных.
В качестве застрахованных туристов
могут выступать и недееспособные лица:
дети до 16 лет и лица до 80 лет. В то же время
каждый человек имеет право на защиту
имущественного интереса, связанного
с его личностью, т. е. страхователь при
личном страховании может быть одновременно
и застрахованным лицом. Однако, личное
страхование можно рассматривать как
защиту имущественного интереса.
Личное страхование туристов по своей
сути является дополнительной формой
государственного социального страхования
и социального обеспечения, что отражено
в ст. 10 п. 4 Федерального закона «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»,
где сказано, что страховое обеспечение
выплачивается страхователю, застрахованному
или третьему лицу независимо от сумм,
причитающихся им по другим договорам
страхования, а также по социальному страхованию,
социальному обеспечению и в порядке возмещения
вреда. Это означает,
что в отношении личного страхования туристов
принцип «двойного страхования», действующий
при имущественном страховании, не применяется.
Страховая сумма (страховое покрытие) по договору личного страхования туристов, в пределах которой производятся выплаты страхового обеспечения, может быть установлена в любом размере, согласованном со страховщиком.
Выплата страхового обеспечения производится, если страховой случай соответствует страховым событиям, обозначенным в договоре, а также правилам и условиям страхования [9, 54].
При страховании туристов к страховым событиям относятся, как правило, смерть (гибель), а также кратковременные, неожиданные, непреднамеренные заболевания и несчастные случаи (отравления, травмирование и т. д.), происшедшие только в местах, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе, во время прогулочных катаний на водных лыжах, дельтапланах, лошадях и т. п.
Страховыми событиями при личном страховании
туристов не
могут считаться болезни хронического,
инфекционного и рецидивного заболевания
(сердечно-сосудистые, онкологические,
туберкулезные, зубопротезные и другие
болезни).
Поскольку страхование туристов в нашей
стране является
делом добровольным и потенциальный турист
может приобрести полис (сертификат) в
любой из страховых компаний, занимающихся
страхованием туристов, то он перед заключением
договора обязательно должен узнать условия
страхования, по каким страховым событиям
производится страхование. И если турист
нарушит или не выполнит хотя бы одно из
перечисленных условий, страховщик оставляет
за собой право невыплаты
страховой суммы. В условиях личного страхования
туристов
указываются такие санкции, на которые
не распространяется
страховая ответственность. Например,
к санкциям на случай болезни, несчастного
случая и смерти относятся умышленные
действия туриста (употребление алкоголя
или наркотиков, участие в драках, митингах,
шествиях, производство самострелов, самоубийство).
Под личным страхованием туристов, выезжающих
за рубеж, обычно подразумевается добровольное
медицинское страхование — на случай
внезапного заболевания или телесных
повреждений, полученных страхователем
(застрахованным) в результате несчастного
случая, происшедшего во время пребывания
за границей. Стандартный договор медицинского
страхования предусматривает, что, отправляясь
в путешествие, вы находитесь в добром
здравии, не имеете физических недостатков
и не немощны, а также не подвержены хроническим
или
рецидивным заболеваниям.
В настоящее время при страховании туристов используются две условные схемы личного страхования выездного туризма:
- сервисная (или содействия), обеспечивающая комплекс страховых услуг за рубежом;
- компенсационная, наиболее широко применявшаяся ранее отечественном страховании.
При первой схеме отечественные страховщики
имеют с зарубежными партнерами договора
об оказании страховых услуг российским
туристам. В диспетчерских службах работают,
как правило, операторы, говорящие по-русски.
Они подскажут, что предпринять в том или
ином случае, вызовут врача, подтвердят
гарантию оплаты. Если отечественная страховая
компания не имеет договора о совместной
деятельности с иностранной компанией
- assistance, туристы сами должны обращаться
к врачу и платить наличными. Подлинники
счетов с указанием диагноза, стоимости
лекарств, телефонных
переговоров, предъявленные в отечественную
страховую компанию оплачиваются по месту
жительства (компенсационная схема).
1.4.
Имущественное страхование
туристов
Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно.
Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис — необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт, постепенно прививается и на российской почве.
Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок. Не случайно в США в настоящее время функционируют свыше 8000 компаний только по страхованию имущества.
Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамеры, фотоаппараты, магнитофоны, одежда и т.п.), которые страхователь и члены его семьи (застрахованные) имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивное, горнолыжное, водно-прогулочное, и др.).
В настоящее время страховая деятельность
становится популярной как в РФ, так и
в странах Содружества. Создано большое
количество страховых фирм и компаний,
но лишь немногие из них ("Интурист",
"Спутник", "Совет по туризму и
экскурсиям С-Петербурга") могут предоставить
действенное страхование при поездках
в зарубежные страны. Все остальные делают
вид, что проблемы страхования туристов
не существует, и в погоне за низкими ценами
на туры тихо ждут грядущего несчастного
случая, по существу
заведомо обманывая туристов и действуя
на свой риск. В то же время с любым человеком,
выезжающим за рубеж в деловую или туристскую
поездку, может произойти несчастный случай.
Вероятность возникновения такового при
кратковременной поездке (на 3-7 дней) достаточно
мала (1-2
случая на 100-150 туристов). Наиболее частые
несчастные случаи - потеря и кража имущества,
ограбления, поломка и разрушение имущества
в результате аварий автотранспорта, различного
рода противоправных действий третьих
лиц и страхователей (владельцев спортивных
зрелищ, отелей, мотелей и т. п.).
Правоотношения турфирм и туристов (страхователей и застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и Условиях на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках общих Правил страхования, разрабатываемых Росстрахнадзором на основе действующего законодательства Российской Федерации [9, 58].
Таким образом, при имущественном страховании
правоотношения туристских фирм (страхователей)
и туристов (застрахованных) со страховыми
организациями (страховщиками) подробно
оговариваются в договоре имущественного
страхования и в Правилах (Условиях) на
конкретный вид страхового события, которые
разрабатываются каждой страховой организацией
самостоятельно в рамках Общих правил
страхования имущества, разрабатываемых
Департаментом страхового надзора на
основе действующего законодательства
Российской Федерации. В качестве примера
рассмотрим условную схему страховой
защиты добровольного
страхования имущества туристской фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно подвести итог, что интенсивная деятельность туристов объективно рождает необходимость высочайшей организации производства, труда и управления в сфере туризма. В этом смысле вся деятельность сферы туризма объективно приобретает особый, динамичный, стиль. Именно поэтому в этой сфере высока роль специалистов — организаторов всех видов туристской деятельности.
Страхование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в туристических поездках, путешествиях, круизах и т. п.
Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.
Основными страховыми событиями, на случай
которых
производится личное страхование туристов,
являются: страхование от несчастного
случая, страхование от болезней, страхование
на случай смерти или гибели.
Турист как клиент страховой организации
заинтересован в том, чтобы в случае необходимости
помощь была оказана ему как можно быстрее
и на должном уровне. Не последнюю роль
в этом играет то, с какими страховыми
или сервисными организациями за рубежом
сотрудничает российский страховщик.
При этом, отечественные страховые компании,
продающие полисы страхования, в настоящее
время прибегают к помощи систем
assistance, т. е. российский страховщик напрямую
или через посредника заключает договор
с фирмой, специализирующейся на организации
предоставления медицинской помощи и
прочих услуг. Перечень предоставляемых
услуг очень разнообразен - вплоть до продления
визы и обмена билетов.