Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать особенности предпринимательской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения предпринимательства в России;
раскрыть понятие, сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности;
Введение
1. Предпринимательство и его место в современной экономике
1.1. История возникновения предпринимательства в России
1.2. Сущность, субъекты и объекты предпринимательства
1.3. Виды предпринимательской деятельности
2. Практическая часть. Планирование в современном бизнесе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
2
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
На тему: Сущность, цели и виды предпринимательства
г. 2010 г.
Содержание
Введение 1. Предпринимательство и его место в современной экономике 1.1. История возникновения предпринимательства в России 1.2. Сущность, субъекты и объекты предпринимательства 1.3. Виды предпринимательской деятельности 2. Практическая часть. Планирование в современном бизнесе Заключение Список используемой литературы Приложения | 3 6
6 11 17 27
37 38 40 |
Введение
Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Такое бурное развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.
Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.
В современной научной литературе исследование проблем развития предпринимательства получает отражение преимущественно в научных статьях, брошюрах и отдельных монографиях.
В зарубежной экономической литературе результаты анализа процесса предпринимательства в условиях рыночной экономики отражены в трудах – А. Маршала, Д. Гелбрейта, Р. Кантильона, Д. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Смита, Ж-Б. Сэя, И. Шумпетера и ряда других исследователей.
В России определенные успехи в разработке отдельных вопросов указанной проблемы достигнуты, несмотря на непродолжительность ее исследования, в работах В. Афанасьева, А. Блинова, М.Г. Лапусты, Н. Климова, Ю. Кузнецова, А. Никитова, Ф. Филатова, Ф. Русинова, А. Апишева и других.
В этих работах достаточно глубоко проанализированы различные аспекты развития предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике.
Цель курсовой работы - исследовать особенности предпринимательской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения предпринимательства в России;
раскрыть понятие, сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности;
рассмотреть организационно-экономические формы предпринимательской деятельности;
проанализировать особенности предпринимательской деятельности в России.
Объектом исследования курсовой работы является рынок предпринимательской деятельности в России.
Предметом исследования являются сущность, условия и виды предпринимательства.
Глава 1. Предпринимательство и его место в современной экономике
1.1. История возникновения предпринимательства в России
Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории с возникновением рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями-полководцами пошли завоеватели-хозяйственники, История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связана с воинственными набегами, пиратством и торговлей.
Первые предприниматели-промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.
В средние века появились хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.
С зарождением капитализма стремление к богатству обусловливает желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своем предприятии.
В середине XVI в. организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.).
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков—владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия—менеджер—
После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании, Они сосредоточили свою деятельность на предприятиях и частных лицах, стремящихся обезопасить себя от различных форс-мажорных обстоятельств (непредвиденных обстоятельств, ведущих к банкротству предприятий или составляющих угрозу жизни частного лица).
Не менее прибыльным на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компаний. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкой акций прибыльных фирм. Холдинговыми называются компании, владеющие контрольным пакетом акций других фирм. Холдингом может быть как промышленная или торговая корпорация, так и банк и страховая компания.
Через систему участий в акционерном капитале организуемых или контролируемых фирм холдинги имеют возможность диктовать своим дочерним фирмам такую стратегию развития, которая в максимальной степени соответствует, прежде всего, интересам самого холдинга.
Пирамиду разновидностей бизнеса венчают гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК) уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании этого слова. ТНК – это практически бизнес - государства, для которых нет второстепенных вопросов ни в области финансового положения страны, ни в кругу проблем, стоящих в целом перед мировой экономикой [15].
В России предпринимательство существует с давних времен: уже в Киевской Руси оно существовало в торговой форме и в виде промыслов. Предпринимательство в России зарождалось снизу, пройдя все необходимые ступени становления буржуазии, основой которой было купечество и крестьянство, т.е. формирование происходило с учетом национального менталитета, российских традиций, идеалов, религиозной этики. Целью традиционного предпринимательства является производство товаров и услуг в условиях равновероятностного (для всех) рыночного спроса с учетом действующих законов. Предпринимательство развивалось само и развивало страну, ориентируясь на рынок для бедных людей. Однако не все предприниматели весьма активно участвовали в политической жизни России.
Наибольшее развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I (1689-1725). По всей России создавались мануфактуры, бурно развивались такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известным представителем династии предпринимателей-
В Росси в 90-е годы XIX в. Окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. оно стало массовым явлением. В России не было культа богатых людей, который наблюдается в западных странах. Даже среди купечества богатство не играло решающей роли.
До 1914 года русские ситцы успешно конкурировали с английскими на мировом рынке и Иваново-Вознесенск не зря назвали русским Манчестером; это же можно сказать и о русских сукнах. Россия вышла на одно из первых мест в мире по экспорту хлеба, причем из 100 пудов собранной пшеницы за рубеж продавалось всего 19, а из 100 пудов ржи – 1 пуд. Шло бурное развитие промышленности, строились электростанции, прокладывались телеграфные и телефонные линии, дороги [15].
В 1910-1913 гг. соотношение (в %) производительных и торговых организаций в России было 85 к 15, сегодня - 5 к 95.
Рис. 1 Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики
В 1917 году, после Великой Октябрьской социалистической революции, в Росси были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Новая экономическая политика (НЭП), разработанная В.И. Лениным в 1921 г., внесла некоторое оживление в предпринимательскую деятельность. С конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и возрождается вновь в 90-е годы. С принятием в октябре 1990 г. – закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» были восстановлены в своих правах частная собственность и предпринимательская деятельность [16].
В Энциклопедическом словаре предпринимателя дается следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Коммерческий успех предпринимателя связан с получением прибыли, а для этого необходимо производство товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности.
Предприниматель всегда действует в условиях неопределенности, связанной с непрерывными изменениями конъюнктуры рынка и поведением рыночных субъектов, что заставляет его проводить постоянную переориентацию производства и сбыта продукции. Поэтому неопределенность и постоянные изменения экономических условий порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности и заставляют предпринимателя принимать нестандартные решения для воплощения в жизнь своих коммерческих задумок [9].
Информация о работе Сущность, цели и виды предпринимательства