Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Цель работы - раскрыть сущность, формы и особенности предпринимательской деятельности, т.к. хорошему менеджеру присущи многие качества хорошего предпринимателя. Для овладения профессией менеджер необходимо изучить предпринимательскую деятельность.

Содержание

Введение
1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
2. Содержание предпринимательской деятельности
3. Задачи предпринимательской деятельности
4. Правовой фундамент предпринимательства
5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность
6. Формы предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсоваяMicrosoft Office Word (2).docx

— 27.92 Кб (Скачать документ)

а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности;

б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;

в) объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).

Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20: 40: 40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.

Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

В конкурентной экономике учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного использования капитала - сдачи в аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Не останавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).

Таким образом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.

4. Правовой фундамент предпринимательства

Конституция РФ от 12.12.1997 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10 94, ч. II - 26.01.2002) - это своего рода "конституция" предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: "Об акционерных обществах" от 26.12.2002 г. №202-ФЗ; "О некоммерческих организациях" от 12.01.2002 г. №7-ФЗ; "О производственных кооперативах" от 8.05.2002 г. № 41-ФЗ; "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8.02.2003 г. № 14-ФЗ.

Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 12.05.2002 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.2001 г.; "Об инвестиционной деятельности" от 26.06.1991 г.; "Об иностранных инвестициях" от 04.07.2001 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды. Это прежде всего рынок , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предпринимательская среда (рис.1.4) - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций. 
 

Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой (табл.1.4):

государственной политикой в данной области;

деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

6. Формы предпринимательства

Существуют две формы предпринимательства:

частная;

государственная .

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является деловое предприятие (фирма). Оно представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью. Выделяют следующие относительно стабильные основные структурные признаки, характеризующие отдельные предприятия:

высшие цели, которых стремится достичь предприятие (социально-хозяйственные, корпоративные);

производственные цели;

виды хозяйственной деятельности;

региональное расположение;

организационно-правовая форма;

собственники предприятия;

связи с другими предприятиями (система длительных производственных соглашений);

принципиальное оснащение факторами производства (профессиональный уровень персонала, оборудование, технологии, информация);

качественное разграничение предприятий (малое, среднее, крупное).

Будучи юридическим лицом, предприятие и фирма как субъекты предпринимательской деятельности в принципе однозначны. Вместе с тем в экономической практике термин "фирма" - это обобщающее понятие хозяйствующего субъекта и может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, подразумевают однопрофильное производство. Предприятие как юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица должен быть самостоятельный баланс или смета, круглая печать, счет в банке.

В отличие от сложившегося естественным образом рыночного порядка предприятия базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, предприятие - их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, а внутри предприятия - прямые. Рынок исключает диктат, он основан на экономических стимулах. Предприятие, наоборот, предполагает единоначалие, административные формы управления.

Предприятия (фирмы) классифицируют по двум основным признакам:

формам собственности на капитал (государственные и частные);

степени концентрации капитала и количества работающих (малые, средние и крупные).

На государственных предприятиях учредителем и организатором производства является государство в лице федеральных, региональных или муниципальных органов. Обычно такие предприятия создают в тех отраслях экономики, которые не привлекают частных предпринимателей из-за чрезмерно больших первоначальных инвестиций или длительных сроков их окупаемости, для изготовления общественно значимых видов продукции, обеспечивающих национальную безопасность, осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, и др. Государственные предприятия могут функционировать как акционерные общества, когда единственным их учредителем и собственником акций являются центральные или местные органы власти, и как унитарные предприятия. Последние не являются собственниками закрепленного за ними имущества, которое находится у них в хозяйственном ведении или в оперативном управлении (казенные федеральные предприятия). В первом случае предприятие, а не государство несет имущественную ответственность по своим обязательствам, кроме ситуации банкротства, вызванного действиями учредителя. Во втором случае государство несет субсидарную (дополнительную) ответственность по долгам предприятия при недостатке у него имущества, находящегося в федеральной собственности. Государственные предприятия не свободны в своей хозяйственной деятельности и ценообразовании, поэтому их эффективность обычно ниже, чем у частных предприятий. Количество унитарных предприятий (13, 8 тыс) не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю их деятельности.

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). Организационно-правовые формы частных предприятий следующие:

Информация о работе Сущность и основные черты предпринимательской деятельности