Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Толлинг – широко распространенная в мировой практике и узаконенная Всемирной торговой организацией (ВТО) работа на так называемом давальческом сырье. Один из самых известных и широко применяемых видов толлинга – внешний, или классический. Он заключается в том, что иностранная компания перерабатывает на российских заводах импортное сырье (глинозем), а затем экспортирует уже готовый металл. При этом иностранная компания, естественно, платит российскому заводу за производство конечного продукта.
В настоящее время работу ТАНЕКО довольно тяжело даже анализировать, и этому есть несколько причин.
Рассмотрим ещё одно крупное предприятие Татарстана, которое перешло на толлинговую схему работы. Владельцы ОАО «Нижнекамскшина» нашли уникальный способ вывести это бывшее советское «планово-убыточное» предприятие в прибыль — перевели его на давальческую схему. Завод работает по ней с 2011 года и за девять месяцев сумел получить прибыль в 39 млн. руб., хотя выручка при этом упала почти втрое — до 3,9 млрд руб. Впрочем, как отмечают эксперты, такой опыт вряд ли является универсальным, ведь работающие по толлингу другие производители не могут похвастаться такими же результатами.
Несмотря на то что ОАО «Нижнекамскшина» является крупнейшим российским производителем покрышек и главным поставщиком шин на «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», долгое время компания не радовала своими финансовыми показателями, стабильно показывая убытки. Однако, как следует из отчетности предприятия за девять месяцев 2011 года, в январе-сентябре ОАО «Нижнекамскшина» заработало 38,9 млн. руб. чистой прибыли против убытков на 192,7 млн. руб. за аналогичный период прошлого года. Как отмечают в компании, во многом такой результат обеспечен переходом с января этого года на давальческую схему работы. В частности, функцию снабжения сырьем с начала года выполняет ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», а продажами занимается ООО «ТД «Кама». В результате ОАО «Нижнекамскшина» сумела нарастить объемы производства, существенно снизив издержки. Хотя при этом выручка шинного завода упала с 10,4 млрд до 3,98 млрд руб.
Правда, и эта схема дает сбой при резком росте цен на сырье. В третьем квартале сырье подорожало в среднем на 20—30%. В результате чистый убыток ОАО «Нижнекамскшина» в третьем квартале этого года составил 29 млн. руб. Впрочем, помимо дорогого сырья свою роль играет и сбытовая деятельность предприятия. Основным покупателем продукции ОАО «Нижнекамскшина» выступает «АвтоВАЗ», закупающий примерно 17% выпускаемых заводом покрышек. Но по итогам года шинный завод показал прибыль.
Как отмечают эксперты, убытки характерны для многих российских шинных заводов. Серьезно выросли цены на сырье и затраты на само производство, но при сопоставимом качестве потребители не готовы платить за отечественные шины столько же, сколько за импортные бренды. Покупатели переплачивают за бренд, а отечественное производство показывает убытки. То есть введение давальческой схемы позволило предприятию получить прибыль как переработчику сырья. При этом, давальческая схема не единственная мера по выводу предприятия из убытков. К примеру, были существенно пересмотрены расходные нормы, введенные еще в советское время. При этом фирмы-давальцы обычно не работают в убыток.
Впрочем, другим производителям пока не удалось добиться успехов ОАО «Нижнекамскшина». Холдинг «СИБУР Русские шины» перешел на такую схему еще несколько лет назад, но даже 2010 год оказался для них убыточным. В 2012 году холдинг планирует выйти в прибыль. Но, используя давальческую схему, шинные холдинги не всегда стремятся к прибыльному бизнесу. Толлинг можно рассматривать как законный метод вывода денег с предприятия. Холдинги могут переводить денежные потоки в головную структуру или на перерабатывающий завод [1, c.64].
2.2Разработки,предложения и рекомендации по совершенствованию
толлинга в РТ.
В последнее время
государство корректирует
Многие эксперты считают, что главная цель искусственного применения толлинга – уход от налогов, так как в Швейцарии и других государствах они практически отсутствуют [11, c.90].
Подводя итоги, приведём достоинства и недостатки применения толлинга в Республике Татарстан. По мнению сторонников работы через давальческое сырьё отказ от внешнего толлинга приведет к краху республиканской промышленности. Второй аргумент, выдвигаемый в пользу толлинга, состоит в том, что Республика Татарстан имеет весьма скудные запасы и по этой причине сильно зависит от западных поставщиков. Это, однако, естественная проблема ограниченности ресурсов. Третьим аргументом является утверждение, что отмена толлинга при настоящем налоговом законодательстве приведёт к банкротству ряд предприятий. Решением этой проблемы могло бы быть снижение (или временная отмена) импортных пошлин на глинозём и экспортных пошлин на алюминий и продукты его переработки. Простые расчёты показывают, что при этих условиях отмена толлинга обеспечит большие валютные поступления в страну и в бюджет. Действительно, для производства одной тонны первичного алюминия нужно чуть больше 2-х тонн глинозёма, т.е. по сегодняшним ценам не более 500 долл. Если предположить, что доставка глинозёма обходится в 50 долл. с тонны, а транспортировка готового алюминия до склада также стоит 50 долл. за тонну металла, то все транспортные расходы составляют 150 долл. Таким образом, при цене алюминия 1400 долл. чистая выручка завода (за вычетом транспортных расходов и затрат на сырьё) составляет 750 долл. В то же время сегодня за переплавку давальческого сырья заводы получают не более 50% от цены алюминия, т.е.700 долл.
Аргументы же против толлинга выглядят более основательно. Главный состоит в том, что толлинг в теперешней форме делает экономически неэффективным развитие последующих стадий переработки металла, благодаря чему наблюдается экстенсивное развитие отрасли. Так, на многих заводах проведена реконструкция с целью дальнейшего увеличения выпуска первичного алюминия. В связи с чем увеличиваются размеры загрязнения окружающей среды и, кроме того, создаются условия, когда отечественные производители могут попасть под антидемпинговые ограничения (недавний опыт черной металлургии показывает реальность такого исхода). В то же время масштабные инвестиции в развитие металлообработки проводятся в значительно меньших размерах.
Второе "против" состоит в том, что производство алюминия хоть и является стратегическим, но в целом ничем не отличается от остальных отраслей, и наличие столь явных льгот выглядит абсолютно необоснованным.
Однако на сегодняшний день, по-видимому, невозможно быстро отказаться от толлинга. Отмена или изменение условий внешнего толлинга сопряжены с существенными изменениями законодательной базы, а запрет внутреннего толлинга нецелесообразен при сохранении первого. Многие крупные алюминиевые заводы являются бюджетообразующими, и быстрое изменение экономических условий сопряжено с серьёзными экономическими рисками.
Главной задачей государства должно стать создание предприятиям максимально удобных условий для развития, не забывая при этом о поступлениях в бюджет. Переход к переработке не должен привести к крупным затратам государства или потерям федерального и местных бюджетов. Достаточно законодательно создать благоприятные экономические условия для модернизации большого количества мощностей, простаивающих из-за низкой рентабельности в сравнении с экспортом металла по толлинговой схеме. Также особое внимание стоит уделить переработке алюминиевых отходов, как из-за её малой энергоемкости и низкого уровня загрязнения окружающей среды, так и из-за возможности существенно уменьшить зависимость российской экономики от импортного сырья. Однако осуществление всех выше указанных предложений потребует от государственных органов компромисса с учётом интереса крупных лоббистских групп. Так, создание новых предприятий по вторичному производству ударит по экспорту цветного лома, а уравнивание экономических условий приведет ущемлению интересов некоторых алюминиевых магнатов. Тем не менее рано или поздно через это придется пройти, так как совершенно ясно, что экспорт сырой нефти, газа, цветного лома, как и толлинг, не должны быть основой развития российской экономики.
Заключение
Изначально, возникновение термина «толлинг» связано с чрезвычайно распространённым явлением в России в начале 1990-х годов. Данный термин стали активно использовать средства массовой информации, хотя в официальных документах подобная форма международных экономических отношений называлась переработка иностранного сырья. Механизм толлинга представляет собой переработку иностранного сырья с соблюдением предусмотренного таможенного режима «Переработка товаров на таможенной территории». Это позволяет ввозить сырьё и вывозить готовую продукцию беспошлинно.
Толлинг используется в основном в обрабатывающей промышленности. По схеме внешнего толлинга в России сегодня работают большинство алюминиевых заводов (около 70%) и предприятий текстильной промышленности, в Татарстане – нефтяные и шинные компании. Это связано с тем, что данные отрасли более всего нуждаются в загрузке производственных мощностей сырьем, которого в России не хватает. В других отраслях промышленности (например, при производстве драгоценных металлов, меди, никеля, кобальта, в фармацевтической отрасли и пр.) толлинг тоже используется, но в гораздо меньших масштабах.
Толлинг - это очень выгодная для производителей сделка, которую в первую очередь используют те, кто не имеет достаточно ресурсов для следующих стадий производства. Например, текстильная отрасль без толлинга попросту не выживет: у нее будут такие издержки, что продукция окажется абсолютно неконкурентоспособной.
Толлинг не может ни повредить, на поднять экономику России и Республики Татарстан в частности, так как это лишь небольшая часть экономического процесса. В постперестроечное время в стране были нужны определенные схемы, поэтому толлинг пришелся кстати, хотя при его применении и было множество нарушений – речь фактически идет о безналоговых процессах. В настоящее время изменились, в частности, отношения с государствами, откуда Россия брала сырье. Уход от налогов невыгоден государству и бюджету в целом. Толлинг был необходим в условиях низкого курса рубля, неудачной политики валютного коридора и общей низкой цены на сырьевые товары, в том числе на алюминий. В настоящее время острой потребности в толлинге нет, поэтому Счетная палата продолжает поднимать вопрос, чтобы толлинговые схемы были ликвидированы. Однако в работе приведены аргументы в пользу толлинговых схем, в частности, пример предприятий Татарстана, успешно работающих по толлинговым схемам.
Список использованной литературы