Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:15, реферат
Внутрифирменным планированием на различных отечественных предприятиях занимаются руководители всех уровней управления, инженеры-экономисты и специалисты-менеджеры разных категорий, а также основные и непосредственные исполнители-плановики соответствующих линейных подразделений и функциональных служб. На каждом предприятии уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят не только от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, но и главным образом от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей и многих иных человеческих качеств.
ТРЕБОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПОДГОТОВКЕ
ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Внутрифирменным планированием на различных отечественных предприятиях занимаются руководители всех уровней управления, инженеры-экономисты и специалисты-менеджеры разных категорий, а также основные и непосредственные исполнители-плановики соответствующих линейных подразделений и функциональных служб. На каждом предприятии уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят не только от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, но и главным образом от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей и многих иных человеческих качеств.
Современным белорусским предприятиям, как подтверждает наш опыт перехода к рыночным отношениям, нужны экономисты-менеджеры высокой профессиональной квалификации и новой творческой ориентации. Настоящий менеджер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями в области рыночной экономики, но и прочными практическими навыками в сфере своей трудовой деятельности, а главное — необходимыми предпринимательскими способностями и умениями рационально организовать производство товаров и услуг, эффективно использовать ограниченные производственные ресурсы, обеспечивать максимальную прибыль предприятию и растущие доходы всем работникам. Таким образом, каждый экономист-менеджер в процессе внутрифирменного планирования потребности тех или иных производственных ресурсов должен принимать выгодные для себя и своего предприятия альтернативные решения. [4].
Выполняемые на большинстве предприятий и фирм разнообразные виды деятельности персонала, производственные функции, или операции, как впервые предложил А. Файоль, можно подразделить па шесть основных групп [12. С. 9]:
- технические, в состав которых входит проектирование новой техники, ее производство, сборка и обслуживание;
- коммерческие, связанные с маркетингом, закупками, продажей и обменом товаров;
- финансовые, состоящие в привлечении инвестиций и использовании денежных средств;
-
страховые, заключающиеся в
- учетные, предусматривающие калькуляцию издержек, бухгалтерский учет и отчетность;
- административные, предполагающие руководство, предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль.
С
учетом общих функций предприятия
и основных требований современного
рынка любой менеджер должен иметь
необходимые профессиональные знания
и практические умения в сфере
избранного вида производственной или
предпринимательской
1) исследовать рынок и определять виды и объемы производства пользующихся высоким спросом товаров, работ и услуг;
2) прогнозировать динамику спроса, предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию с учетом изменения внутренней и внешней среды;
3) создавать прогрессивные нормативы и нормы расхода ограниченных экономических ресурсов на производство продукции и услуг;
4)
разрабатывать краткосрочные
5) выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений и имеющихся ограничений ресурсов;
6)
составлять бизнес-планы
7)
координировать работу
8) проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной и планово-организационной деятельности и принимать оперативные решения по их улучшению;
9)
обосновывать важнейшие
10)
составлять уставы и
11)
осуществлять обоснование
12) готовить аналитические записки и отчеты о финансово-экономическом состоянии предприятия и представлять высшему руководству письменные предложения о совершенствовании своей деятельности.
Совокупность личных качеств, профессиональных знаний и производственного опыта, характеризующих способность человека к экономической деятельности, представляет собой трудовой потенциал, или человеческий капитал. Уровень развития трудового потенциала человека определяется двумя основными компонентами: природными способностями и приобретенными знаниями. Основой человеческого капитала являются умственные и физические способности людей, их нравственные и интеллектуальные качества и другие личностные характеристики или компетенции человека. Еще Ф.У. Тейлор обращал внимание на тот факт, что трудно найти человека, который соединял бы в себе разнообразные познания и различные умственные и душевные качества, необходимые для выполнения всех обязанностей, возлагаемых на руководителей-менеджеров. Это видно из прилагаемого списка девяти качеств, требующихся от идеального человека [12. С. 274].
Любой менеджер во всех своих решениях должен всегда руководствоваться экономическими и социальными требованиями, соображениями и целями. Поэтому главное в современном производственном менеджменте состоит в правильном выборе основных экономических целей и путей их осуществления, в наибольшей степени соответствующих интересам предприятия и его работников. На качество и результаты экономической деятельности, как заметил Р.Л. Акофф, оказывают влияние такие факторы, как отсутствие у менеджера необходимой информации, научных знаний, должного понимания вопроса, мудрости, не говоря уже о воображении [1. С. 29]. А. Маршалл также отмечал, что экономист должен обладать тремя великими интеллектуальными качествами — восприятием, воображением, здравомыслием, но больше всего ему необходимо воображение, чтобы он оказался в состоянии обнаружить те причины видимых явлений, которые отдалены или скрыты от глаз, и представить себе те последствия видимых причин, которые отдалены или не лежат на поверхности [10. С. 100]. В европейском бизнесе хорошим менеджером сейчас считается такой руководитель, который для своего предприятия не только создает новые рынки, но и своевременно реагирует на все рыночные изменения, а также сам активно меняет рынок [13. С. 20].
В соответствии с образовательным стандартом основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров на предприятиях в современных рыночных условиях являются организационно-управленческая, производственно-экономическая, планово-экономическая, социально-управленческая, проектно-экономическая, маркетинговая, предпринимательская, внешнеэкономическая и аналитическая. При соответствующей профессиональной адаптации многие менеджеры могут заниматься научно-исследовательской, финансово-хозяйственной, аудиторской, биржевой, преподавательской и другими видами деятельности.
Таким образом, основные задачи внутрифирменного планирования заключаются в развитии теории и методологии рыночного планирования, совершенствовании методики и практики разработки планов на предприятиях, усилении взаимодействия функций планирования, организации и управления производством, повышения эффективности планирования, а также в освоении новых научных знаний и передовых практических постижений всеми экономистами-менеджерами и другими специалистами.
Информация о работе Требования образовательного стандарта к подготовке экономистов-менеджеров