Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:29, курсовая работа
Целью и задачей исследования является уяснение понятия и значения индивидуальной предпринимательской деятельности, изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
С учетом поставленной цели задачами исследования являются: рассмотрение основных признаков и значения предпринимательской деятельности без образования юридического лица, особенности оформления правого статуса индивидуальных предпринимателей. Отдельной задачей исследование является рассмотрение процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Введение 3
1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства 5
2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя 11
3. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского хозяйства) 18
4. Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 20
4.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 20
4.2 Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре 28
4.3 Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 30
4.4 Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя 32
Заключение 44
Список литература 46
В соответствии с п. 13 и 14 Правил ведения Единого государственного реестра государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо записи о первом представлении в соответствии с Законом о госрегистрации документов об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и используется в качестве номера регистрационного дела этого предпринимателя.
Одним из преимуществ принципа "одного окна", заложенного в основу концепции государственной регистрации как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей, является то, что с 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п. 10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Новая редакция п. 5 Постановления N 439 обязывает территориальные органы ФНС России осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.
Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан указывать в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются МНС России.
Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2004 г. индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Орган, осуществивший его государственную регистрацию, в срок не более пяти рабочих дней с момента регистрации должен представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Эти сведения отражаются в государственном реестре.
Большинству индивидуальных предпринимателей для осуществления денежных расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимы один или несколько банковских счетов. В настоящее время для открытия банковского счета не требуется представления в соответствующий банк документов, подтверждающих регистрацию предпринимателя в качестве страхователя в органах внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществивший государственную регистрацию данного предпринимателя. Порядок представления этих сведений определяется Правительством РФ. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включаются в государственный реестр.
Наличные денежные расчеты (т.е. произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги) индивидуальные предприниматели должны осуществлять, как правило, с использованием контрольно-кассовой техники. Случаи, когда применение контрольно-кассовой техники является обязательным, а также случаи, когда наличные денежные расчеты могут осуществляться без ее применения, определяются в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Если индивидуальному предпринимателю необходимо использовать для расчетов контрольно-кассовую технику, он самостоятельно приобретает соответствующее оборудование и обеспечивает его регистрацию в налоговом органе по месту учета предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в государственном реестре, определен в п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. По тем или иным причинам могут измениться, например, такие сведения, как имя гражданина (в том числе фамилия и собственно имя), гражданство, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) постоянно или временно проживать в России, сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, его банковских счетах, а в определенных случаях - даже пол.
Внесение изменений в указанные сведения осуществляется регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей записи (записей). Это еще одна разновидность административного акта государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую.
При изменении содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Государственная пошлина за осуществление данного административного акта взиматься не должна.
Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любого из сведений, содержащихся в государственном реестре, он обязан обратиться с соответствующей информацией в регистрирующий орган. Для внесения таких изменений необходимо представить (непосредственно или почтовым отправлением с объявленной ценностью):
- подписанное заявителем заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.
Представление документов осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
Документом, подтверждающим факт внесения записи в государственный реестр при изменении реестровых сведений о предпринимателе, является свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие изменения, обязан выдать (направить) заявителю данный документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
В
случае внесения изменений в сведения
об индивидуальном предпринимателе в
связи с переменой им места жительства
регистрирующий орган должен внести в
государственный реестр соответствующую
запись и переслать регистрационное дело
в регистрирующий орган по новому месту
жительства этого предпринимателя. В таком
случае снятие с учета налогоплательщика
осуществляется налоговым органом, в котором
налогоплательщик состоял на учете. Налоговый
орган по новому месту жительства налогоплательщика
осуществляет его постановку на налоговый
учет на основании документов, полученных
от налогового органа по прежнему месту
жительства налогоплательщика (п. 4 ст.
84 НК РФ).
Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть совершен правопрекращающий административный акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.е. после государственной регистрации этого факта) п. 5 ст. 84 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре. Порядок снятия с налогового учета устанавливается Правительством РФ.
Статья 22.3 Закона определяет шесть обстоятельств субъективного и объективного характера, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно в связи:
с принятием самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;
со смертью индивидуального предпринимателя;
с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);
с прекращением предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда;
с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
с аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Независимо от того, какое из названных обстоятельств повлекло принятие соответствующего решения, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов. Что касается состава документов, представляемых в регистрирующий орган, то он различается в зависимости от специфики конкретного обстоятельства, обусловившего принятие такого решения.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии соответствующего решения суда, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке.
Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ) и рассматриваются с учетом особенностей судопроизводства по данной категории дел, определенных статьями гл. 28 разд. IV АПК РФ. Специальные нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены ст. 202 - 213 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей определяются ст. 214 - 216 этого Закона.
Выделяются следующие признаки банкротства:
1) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
2) соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
3) сумма обязательств индивидуального предпринимателя превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Информация о работе Значение индивидуальной предпринимательской деятельности