Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа
Рассматривая современное состояние российского страхового рынка, следует отметить, что отечественный рынок можно определить в большей мере как перспективный, или потенциальный. Существуют разные мнения в оценках его емкости или охвата страхованием рисковой составляющей отечественной экономики. В одних источниках указывается, что в нашей стране застраховано всего 7% возможных рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах.
Введение……………………………………………………………………………...
1. Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике…………………………………………………………………………….4
2. Понятие страхового рынка и его состояние на современном этапе…………7
3. Проблемы и перспективы страхового рынка России…………………….…..13
4. Правовые основы страховой деятельности………………………….………...17
Заключение ……………………………………………………………..…………..18
Расчетная часть……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….………..23
Что касается среднего класса, который, как считается, должен формировать основной спрос на страховые услуги, то его доля, как показало последнее исследование Института социологии РАН, не превышает 22% взрослого населения городов. Причем в среднем классе, к которому в России относят семьи со среднемесячным доходом около 10,5 тыс. руб. на человека, только 25% домашних хозяйств обладают «традиционными атрибутами» среднего класса: собственными квартирой, машиной и дачей.
Представляется, что существующая неравномерность распределения экономических благ сохранится и, вероятнее всего, увеличится в силу следующих причин:
1. Прогнозируемое МЭРТ сокращение сальдо текущих операций – к 2011 г. профицит может смениться дефицитом – приведет к замедлению роста золотовалютных резервов ЦБ, что вызовет соответствующее снижение темпов роста или сокращение денежного предложения, которое, как отмечает старший вице-президент «Росбанка» М. В. Ершов, привязано к внешним источникам в форме чистых международных резервов.
2. При снижении притока внешних финансовых ресурсов растущая корпоративная задолженность может привести к кризису, в результате которого компании, активно привлекающие зарубежные займы (среди них компании с государственным участием и частные предприятия, являющиеся важнейшими системообразующими участниками экономики), могут перейти в иностранное владение.
3. Повышение цен на газ способно привести к сокращению свободных финансовых ресурсов предприятий и организаций и доходов населения, так как в силу географических и климатических особенностей народное хозяйство России объективно предполагает повышенную энергоемкость, а также к росту инфляции и снижению реальных доходов хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.
4. Негативный эффект от вступления в ВТО коснется, как отмечают эксперты Всемирного банка, большинства россиян. Причем последствия, вероятно, выйдут далеко за пределы переходного периода с учетом достаточно слабой конкурентной позиции России на глобальном рынке труда (прежде всего, по сравнению со странами с дешевой рабочей силой).
Таким образом, основная борьба между отечественными и иностранными страховщиками развернется за предприятия и занятое на них население, вошедшие в глобальную экономику. Ввиду значительности ожидаемого объема международных инвестиций, а также участия мирового страхового капитала в страховании этих объектов уже на современном этапе через механизмы перестрахования, можно предположить, что лидирующие позиции здесь займут зарубежные страховые общества.
Отечественным страховщикам, практически полностью лишенным возможности предоставлять страховую защиту субъектам глобальной экономики, достанутся предприятия и население, не вошедшие в систему международного разделения труда. Поэтому данный рынок выпадет из сферы интересов международного капитала и как непосредственно вид деятельности, и как потенциальный инвестиционный объект.
Предполагаемое распределение потребителей между мировым и российским страховыми рынками несет в себе большой риск. Российским страховщикам достанутся хозяйствующие субъекты, испытывающие хронический дисбаланс между объемом свободных денежных ресурсов и наиболее приоритетными направлениями их использования, а также граждане с доходами, позволяющими удовлетворять только наиболее приоритетные потребности.
Очевидно, что страховщики, обладающие страховым портфелем подобного качества, столкнутся с невозможностью организовать надежную перестраховочную защиту своего бизнеса, что приведет весь отечественный рынок страховых услуг к ситуации потенциального банкротства.
Последствием станет дальнейшая деградация качества страховых услуг. Для потребителей, на обслуживании которых сконцентрируется иностранный страховой капитал, снижение качества страховой защиты может происходить не напрямую, как в случае с российскими клиентами российских страховых компаний, а завуалировано.
Одной из таких проблем может стать дальнейшее распространение практики переноса большей части сервисных функций в развивающиеся страны – так называемый «аутсорсинг».
Учитывая достаточно слабые позиции нашего государства в конкурентной борьбе за привлечение капитала среди стран с относительно дешевой рабочей силой, логично предположить, что глобальные страховые холдинги для обслуживания клиентов в России предпочтут задействовать уже имеющиеся у них структуры, либо создать новые в регионах с более дешевой рабочей силой. Например, в среднеазиатских республиках бывшего СССР или на Украине.
Фрагментация российского рынка может усилиться в результате вероятной смены тенденций развития мировой экономики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что существующие в мирохозяйственной системе внутренние противоречия способны перерасти в кризис уже в среднесрочной перспективе. Как отмечает управляющий директор и старший экономист транснациональной банковской группы «Морган Стэнли» Стивен Роуч, глобализация мировой экономики может смениться регионализацией.
С другой стороны, регионализация способна создать условия для реализации интеграционной модели развития отечественного страхового рынка, отвечающей интересам его участников - страхователей и страховщиков. Это потребует от государства проведения целенаправленной политики в сфере страхования, основное содержание которой видится следующим.
Прежде всего, в основе функционирования российского рынка страхования должен лежать принцип суверенитета потребителя страховых услуг. Для того чтобы потребитель мог выступать суверенным участником страховых отношений, необходимо наличие конкуренции, направленной на развитие, а не на передел рынка. Отсюда вытекают следующие принципы государственной политики в страховой сфере:
– пересмотр сложившихся представлений о концентрации капитала как «стимуле» развития рынка и создание условий для деятельности множества поставщиков страховых услуг. Например, в США насчитывается около 4500 страховщиков, большая часть которых является малыми (по североамериканским меркам, разумеется), и действуют они на местных рынках в пределах одного штата или даже города;
– создание условий для становления относительно самодостаточных региональных рынков.
Участие государства является необходимым условием экспансии отечественного страхового бизнеса за пределах России. Его вкладом в обеспечение региональной, а в перспективе и глобальной конкурентоспособности российских страховщиков и перестраховщиков может стать разработка и внедрение системы государственных гарантий для российского страхового бизнеса, для чего возможно использовать создаваемый Банк развития.
В этой связи возникает задача по определению критериев отбора претендентов на получение государственных гарантий. Необходимо, чтобы их получали действительно профессиональные страховщики, ориентированные на развитие собственной деятельности, а не компании, владельцы которых стремятся привлечь госгарантии для повышения капитализации своих активов и последующей их перепродажи.
Страховой рынок России способен не только сохранить свою целостность и перейти на качественно новый уровень, что станет одним из важных факторов прогрессивных изменений во всей российской экономике, но и превратиться в ключевой центр страхования (перестрахования).
Правовым основание страховой деятельности являются Гражданский Кодекс РФ и страховое законодательство в первою очередь гл.48 ГК «Страхование», Закон РФ «Об организации страховой деятельности в РФ» от 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Надзор за страховой деятельностью компаний осуществляет департамент по надзору за страховой деятельностью Министерства РФ.
Функции департамента:
Выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
Контроль над обоснованием страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщика;
Обеспечение правил формирования и управления страховыми резервами;
Разработка нормативных и методологических документов по вопросам страховой деятельности.
Страховой надзор в праве:
получать от страховщика установленные отчёты об их деятельности и финансовом положении;
проводить проверки страховщика на предмет соблюдения им законодательства и достоверной отчётности;
при выявлении нарушения приостановить деятельность или отозвать лицензию;
обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется страховым надзором на основании учредительных документов. В лицензировании указывается конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Страховой рынок России стоит на пороге значительных структурных изменений. Некоторые страховые организации, особенно региональные, не смогли преодолеть даже первый этап увеличения минимального размера уставного капитала, а впереди еще два таких этапа. Их прохождение страховым обществом неизбежно будет сопровождаться переделом рыночных сегментов за счет перераспределения клиентской базы и страховых полей исчезающих организаций.
Развитие отечественного рынка невозможно без интеграции в мировую систему. Одна из наиболее важных предпосылок достижения российскими страховщиками мировых уровней и стандартов заключается в расширении ассортимента проводимых видов международного страхования и изучении особенностей организации страхового дела в зарубежных странах и богатого опыта коммерческого страхования.
В связи с тем, что период таких структурных изменений может совпасть со вступлением России в ВТО, возможна ситуация, когда высвобождающиеся в силу названных причин сегменты и ниши страхового рынка могут быть заняты зарубежными страховщиками. В этих условиях выход акций крупнейших страховых организаций на внутренний рынок позволит привлечь дополнительные инвестиции и сохранить национальную систему страхования.
Расчетная часть
Задача №1 / 04
Расчет страховой премии при краткосрочном страховании
Исходные данные:
Объект страхования: Отделка квартиры.
Страховая сумма (СС): 126000 рублей.
Страховые риски: Пожар, залив.
Страховой тариф (Т): 2,2%.
Дата начала действия договора страхования: 25.12.2008.
Дата досрочного прекращения договора: 24.07.2009.
Решение
Страховая премия (П) по договору страхования рассчитывается по формуле:
П = CC • Т/100 • К,
где К - коэффициент, учитывающий срок страхования. Значения K приведены в табл. 1.
Количество полных месяцев действия договора страхования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
K | 0,25 | 0,35 | 0,40 | 0,50 | 0,60 | 0,70 |
Количество полных месяцев действия договора страхования | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
K | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | 1,0 |
Информация о работе Актуальность страхования в условиях развития рыночных отношений в России