Аудит страховых выплат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание

Слово аудит в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». В классическом понимании аудит означает независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии. Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту

Содержание

Введение 3
1. Особенности аудита страховых организаций 5
2. Аудит страховых выплат 7
Заключение 14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Аудит страховых выплат.docx

— 36.83 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Волжская  государственная  академия водного  транспорта 
 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине

«АУДИТ»

Тема: «Аудит страховых выплат» 
 
 
 

Выполнила: студентка 6 курса

заочного  отделения

Специальность: бух.учет,анализ

и аудит

Мехина  А. М.    У-06   1203

Проверила: Кудрявцева И.Ю.  
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2012

Содержание

Введение 3
1. Особенности  аудита страховых организаций 5
2. Аудит  страховых выплат 7
Заключение 14
Список  литературы 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Слово аудит в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». В классическом понимании аудит  означает независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими  на данном предприятии. Аудит имеет  уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились  еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, предоставляемая администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

     В современном понимании аудит  начал формироваться в Англии в середине XIX века. С 1844 г. в Англии были приняты законы, предусматривающие  проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских  счетов и отчетов перед акционерами. Позднее были приняты законы об обязательном аудите и в других странах: во Франции  в 1867 г., в США в 1937 г. В настоящее время аудиторская деятельность в нашей стране регламентируется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г.

     Согласно  правилу (стандарту) аудиторской деятельности в РФ под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские  проверки и оказывающая сопутствующие  аудиту услуги. Аудиторская организация  осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии.

     В России страховой аудит возник сравнительно недавно. Проведение аудита деятельности страховщиков является обязательным.

     Проблема  правильной и эффективной организации  аудиторских проверок – одна из наиболее важных проблем, стоящих перед  аудиторами и аудиторскими фирмами  в настоящее время, т.е. в период становления аудиторской деятельности в России. По результатам аудиторской  проверки составляется отчет, т.е. аудиторское  заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Особенности аудита  страховых организаций

     Реформа экономики дала толчок развитию страхового дела в России. Растет количество страховых  компаний. Особенностью страхования  как вида деятельности является то, что она направлена на защиту имущественных  интересов социальных субъектов - отдельных  граждан, групп лиц, коллективов, предприятий  и организаций, общества и целом, нарушаемых в результате воздействия  непредвиденных негативных природных, хозяйственных и социальных явлений. Без страхования невозможно представить развитие рынка и рыночных отношений, так как рынок потенциально содержит в себе риск. Риск двух лиц - страхователя и страховщика.

     Страховщик  в данной ситуации выступает гарантом защиты страхователя от постигших его  неудач вследствие таких объективных  причин как, землетрясения, наводнения, засухи, пожары, неудачные вложения капитала, банкротства, преступления, несчастные случаи, болезни, приводящие к утрате имущества, здоровья или  жизни.

     Согласно  ст. 29 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

     Аудиторские проверки страховщиков проводятся аудиторами имеющими квалификационный аттестат аудитора в области аудита страховщиков.

     Специфические особенности аудита страховщиков предопределены наличием специального страхового законодательства, особенностями в ведении бухгалтерского учета страховых операций и составлении  бухгалтерской отчетности, расчета  страховых резервов, существующими  специфическими особенностями в  налогообложении страховых операций и т.д.

     В ходе аудита у страховщиков проверяются  как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические  операции, характерные только для  страховых организаций. К общим  вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными  ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.

     Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых  операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении  финансовых результатов и налогообложении.

     Учитывая  особые требования, предъявляемые к  страховщику (необходимость получения  лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь  необходимо проверять наличие и  соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление  страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной  регистрации, лицензии на осуществление  страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены  соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

     Большое внимание в ходе аудита следует уделить  контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета  договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

     Основной  статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности  осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов  страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.

     Существенные  особенности у страховщиков имеет  состав расходов, включаемых в себестоимость  страховых услуг, что определяет и свои отличия в формировании финансовых результатов. Поэтому в  ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения  тех или иных расходов в себестоимость  страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов. 

     2. Аудит страховых  выплат

     Контроль  страховых выплат имеет целью  подтвердить обоснованность и правомерность  страховых выплат и, следовательно, достоверность финансовых результатов.

     Согласно  ст. 10 Закона Российской Федерации «Об  организации страхового дела в РФ»  страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом  и (или) договором страхования и  выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю  при наступлении страхового случая.

     Учет  страховых выплат по прямому страхованию  и сострахованию ведется в  соответствии с Особенностями применения страховыми организациями инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и в соответствии с учетной политикой организации. Основными задачами аудита страховых выплат являются подтверждение обоснованности, своевременности и правильности их учета. Программа проверки страховых выплат представлена в табл. 1.

     Таблица 1

     ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ СТРАХОВЫХ  ВЫПЛАТ 

Перечень  вопросов, подлежащих проверке Источники информации
1 Проверка наличия  и ведения Журнала учета убытков Журнал учета  убытков, договора страхования
2 Проверка попадания  страхового случая в период действия договора страхования Журнал учета  убытков, договора страхования
3 Проверка своевременности и обоснованности заявления страхователя о страховом случае Журнал учета  убытков, договора страхования, первичные документы, подтверждающие страховое событие
4 Проверка величины (суммы) выплаты страхового возмещения (обеспечения) Договора страхования, расчеты суммы страховых выплат
5 Проверка организации аналитического учета страховых выплат по отчетным периодам Договора страхования, расчеты страховых резервов, учетные  регистры к счетам 22, 77, 50, 51 и др.
6 Проверка возврата страховых премий (взносов) и выкупных сумм       Договоры страхования, деловая переписка; учетные регистры к счетам 22, 77, 50, 51 и др.

     Предмет проверки: 

  • страховые выплаты обоснованны и документально подтверждены;
  • выплаты осуществляются в соответствии с залицензированными Правилами;
  • выплатные дела правильно документально оформлены в соответствии с ГК РФ, Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и залицензированными Правилами по видам страхования;
  • журналы учета убытков ведутся в соответствии с установленными требованиями;
  • инвентаризация заявленных и оплаченных убытков проводится;
  • страховые выплаты отражены в отчетности правильно.

     При осуществлении аудиторских процедур необходимо помнить, что обоснованной признается выплата, если страховое  событие попадает в период действия договора страхования (период ответственности  страховщика) и соответствует страхуемым рискам. Особое внимание следует обратить на выплаты, которые по срокам близки или совпадают с датами начала и окончания действия договора. Можно  проанализировать, имели ли место  случаи страховых выплат ранее, чем  поступление страховых премий, совпадают  ли даты страхового события, указанные  в заявлении страхователя, Журнале  регистрации убытков и первичных  документах, подтверждающих страховое  событие.

     Страховые выплаты производятся страховой  организацией при наступлении страхового случая.

     Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования (при добровольном страховании) или законом (при обязательном страховании), с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или выгодоприобретателю. Причем событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

     Страховые выплаты по договорам страхования  являются одним из основных видов  расходов страховой организации. Для  учета страховых выплат предназначены  субсчета 22/1 «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)» и 22/2 «Страховые выплаты по договорам сострахования». По дебету данных субсчетов отражаются суммы выплаченного страхового возмещения (обеспечения) в результате наступления страхового случая, а также суммы, выплаченные страхователям при досрочном расторжении договоров страхования в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств страховой организации.

Информация о работе Аудит страховых выплат