Финансовая устойчивость страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовой устойчивости страховой компании: раскрытие сути явления, воздействующих факторов и возможностей управления ими, а также методики мониторинга платежеспособности и финансовой устойчивости страховщика. Страховой рынок является важной сферой финансово-кредитной системы страны. Специфика страхового дела и его социально-экономическое значение требует усиленного внимания к организации работы страховщиков, их устойчивости и платежеспособности, возможности отвечать по своим обязательствам. Особенно остро данная проблема стоит в условиях кризиса.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и гарантии финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании 4
2 Анализ финансовой устойчивости страховой компании на примере ОСАО «РЕСО-Гарантия» 14
3 Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости страховой организации 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А - Структура инвестиционного портфеля "РЕСО-Гарантия" 36
Приложение Б - Горизонтальный анализ активов ОСАО «РЕСО-Гарантия» 37
Приложение В - Анализ достаточности собственного капитала 38
Приложение Г - Анализ эффективности деятельности "РЕСО-Гарантия" 39
Приложение Д - Показатели, характеризующие деловую активность 40
Приложение Е - Анализ инвестиционной деятельности "РЕСО-Гарантия" 41
Приложение Ж - Расчет прочих показателей деятельности "РЕСО-Гарантия" 42
Приложение З - Нормативные значения показателей 43

Работа состоит из  1 файл

Финансовая устойчивость страховой компании.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

Хотя стратегические и финансовые цели тесно переплетены, в некоторых случаях менеджеры могут оказаться в затруднительном положении, когда нужно сделать выбор между возможностью по­вышения краткосрочных финансовых показателей и действиями по упрочению позиций страховой компании в долгосрочной перс­пективе. Выбор в данном случае будет зависеть от каждой конк­ретной ситуации, но необходимо помнить, что если компания до­билась хороших финансовых результатов и ей не грозит кризис в случае их снижения, важность решения задач по укреплению кон­курентной позиции страховщика в долгосрочной перспективе пре­вышает необходимость улучшения текущих финансовых показа­телей.

Четко сформулированные долгосрочные цели позволяют ре­шить две важные задачи:

1) планирование основных показателей на несколько лет впе­ред, что позволяет определить, какие меры необходимо принять уже сейчас, чтобы обеспечить достижение этих показателей;

2) менеджеры имеют возможность оценить свою текущую дея­тельность с точки зрения долгосрочных перспектив. [14]

Современный зарубежный менеджмент активно использует исследовательский прием "испытания компании на прочность кризисом". Прием основан на утверждении, что во время кризиса воздействие факторов на финансовую устойчивость проявляется ярче, рельефнее. Считается, что экономическим кризисам принадлежит роль своеобразных экзаменов, которые должно выдержать любое предприятие. Трудности же, переживаемые предприятием во время кризисов, являются моделью тех проблем, которые встают перед ним в сложной обстановке. В кризисной ситуации наиболее ярко видна роль того или иного фактора в обеспечении "выживаемости", устойчивости компании. Методику "кризиса как экзамена" использует "Стандарт энд Пурс" при определении рейтинга страховой компании. Для этого анализируется сценарий кризиса (способность страховой фирмы справиться с кризисом), а также шесть ключевых понятий: управление, капитал, страхование, перестрахование, страховой полис, доход. [12, 14]

Оценку финансовой устойчивости страховщика затрудняет отсутствие достаточно разработанной и обоснованной методики ее расчета. Нет единого мнения по поводу весомости (значимости) того или иного показателя, а также нормативных значений, которые служили бы ориентиром. Трудности в разработке достаточной методологической базы связаны с неоднородностью страхового рынка; нормативные значения показателей должны быть разработаны для определенных групп страховщиков, отличающихся общими признаками.

Западные экономисты считают, что финансово-оперативные показатели являются указателями наиболее болезненных мест в деятельности страховых организаций, которые нуждаются в более подробном анализе. Этот анализ, в свою очередь, может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента.

Так, в ряде случаев, та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой практики отдельной страховой организации; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в силу, например, специализации деятельности многих страховых организаций; фактически достигнутый уровень предшествующих лет мог быть не оптимальным для потребностей страховой организации, существовавших в те годы, или мог быть оптимальным для предшествующих лет, но совершенно не соответствовать требованиям текущего периода.

С другой стороны, очевидно, что ни один из методов анализа не может учесть все многообразие деятельности страховых организаций, каждый из них выполняет свои функции, и с этой точки зрения значимость коэффициентов для общей оценки финансового состояния страховых организаций не вызывает сомнений. Аналитическая ценность показателей и коэффициентов подтверждается, в частности, тем, что в западных странах существуют специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям, а также рейтинги страховых компаний. Такие издания помогают потребителям отчетности ориентироваться в огромном количестве страховых компаний и фирм, позволяют оценить деятельность конкретной страховой компании и определить ее место (рейтинг) среди аналогичных компаний страны и мирового рынка. [10]

Итак, при расчете показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховых организаций, наиболее весомыми параметрами можно считать: объем страховых премий, собранных компанией, страховые выплаты, собственный капитал, кредиторская задолженность организации, расходы, связанные со страховой и общей финансово-хозяйственной деятельностью, а также инвестиционные активы и доходы от вложений средств. Соответственно, для укрепления финансовой устойчивости, компания должна разработать стратегию и тактику развития, где количественно-целевыми ориентирами будут данные показатели.

Кризисные в экономике России поставил перед страховщиками задачу пересмотра проводимой политики, совершенствования технологии ведения деятельности. На первый план выходит задача удержания клиентов, то есть требуется повышение качества обслуживания. С учетом размеров компании и филиальной сети необходимо выявить потенциальные внутренние ресурсы для развития компании, провести дополнительный мониторинг убыточных предприятий, разработать подробные рекомендации для их укрепления (например, о переориентировании страхового портфеля). В ряде случаев может быть принято решение о ликвидации убыточных направлений деятельности.

Для повышения качества обслуживания клиентов целесообразно создание отдела, занимающегося исследованиями в области работы со страхователями. В его задачи может входить: рассмотрение и анализ жалоб клиентов в отношении обслуживания; анализ страховых услуг, предоставляемых конкурентами, и их отношения с клиентами; разработка и совершенствование способов работы с клиентами, системы взаиморасчетов. При этом для эффективности работы в данном направлении необходимо достигнуть единого стандарта обслуживания клиентов во всех филиалах и пунктах продаж компании. В результате успешной работы объем страховых премий должен возрасти в большей степени, чем управленческие расходы, что положительно повлияет на показатели убыточности. Стоит учесть, что результаты данного мероприятия будут получены в долгосрочной перспективе.

Значительные сокращения в результате кризиса и, соответственно, высвобождение специалистов на рынке труда, дает возможность страховым компаниям привлечь их в качестве продавцов, расширить свою агентскую сеть. Данный момент необходимо использовать, создав дополнительную программу по работе с новыми агентами для повышения уровня продаж.

Основой финансовой устойчивости страховой компании является наличие достаточного собственного капитала, при этом законодательством обозначен минимальный размер уставного капитала. Однако условия формального соблюдения законодательной нормы недостаточно, страховщик должен стремиться к увеличению собственного капитала, в том числе путем выпуска акций и паев, а также выдачи рекомендации собранию акционеров о принятии решения невыплаты дивидендов.

Для дополнительного укрепления своих позиций страховой компании следует разработать политику в области перестрахования. На сегодняшний день такие крупные страховщики, как ОСАО "РЕСО-Гарантия", перестраховывают свои риски в иностранных компаниях, однако не всегда в достаточной мере. Перестрахование является важным моментом укрепления финансовой устойчивости страховой организации, доля перестраховщиков в страховых резервах должна находиться в диапазоне от 0,1 до 0,4. Для заключения договоров перестрахования с иностранными компаниями, однако, остается нерешенным вопрос соответствия требований и условий осуществления страховой деятельности в России и за рубежом.

Проведение регулярного мониторинга финансового положения страховой компании, его платежеспособности, расчет базовых показателей и их анализ должен проводиться регулярно с целью своевременного выявления негативных тенденций и принятия решений по их устранению. Для контроля целесообразно применять метод динамической оценки, при которой активы и обязательства компании (филиала) выражают в виде денежных потоков и сравнивают их в интервале возможных сроков исполнения обязательств. Компании (филиалы) с неустойчивым притоком и оттоком денежных средств являются более рисковыми по причине низкой вероятности того, что по истечении одного или нескольких временных периодов они будут в состоянии покрыть свои постоянные затраты. Компании с более высоким отношением постоянных затрат к переменным (затрат, непосредственно зависящим от уровня продаж) являются относительно более рисковыми и, соответственно, менее платежеспособными, в отличие от компаний с более низкой долей постоянных затрат в общей сумме.

При этом система внутреннего контроля, с одной стороны, должна быть едина для всех филиалов компаний, с другой стороны, необходимы поправки с учетом индивидуальных особенностей, прежде всего, регионального размещения. Система внутреннего контроля должна быть максимально прозрачна и доступна, не затруднять текущую деятельность компании.

При разработке всех мероприятий необходимо учитывать, что их реализация приведет к дополнительным затратам, поэтому необходимо оценить количественные и качественные результаты, к которым они приведут.[9, c. 12, 13]


Заключение

 

 

В данной работе рассмотрены показатели финансовой устойчивости страховой компании, изучены методики проведения анализа, а также возможности воздействия на них менеджерами организации.

Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании являются гарантом ее благонадежности, стабильности и возможности адаптации в случае непредвиденных изменений экономики, определяют эффективность страхового дела, развитие страховой системы. Она является основным фактором, определяющим уровень доверия к страховому бизнесу. Однако, несмотря на значимость, до сих пор нет единого мнения о способе мониторинга деятельности компании, как внутренними, так и внешними пользователями. Наиболее распространенной методикой измерения финансовой устойчивости является классический горизонтальный и вертикальный анализ, а также ряд разработанных показателей, рассчитываемых на основе данных финансовой отчетности. Однако не определенно нормативное значение данных показателей, что требует от каждой компании разработки собственных требований. Государственное регулирование страховых компаний в области установления минимальных требований к финансовой устойчивости недостаточно, ограничивается установлением лишь общих положений, в том числе о размерах уставного капитала, об определении маржи платежеспособности. Однако существует мнение, что требуется ужесточение регулирования в данной области и пересмотр существующих норм.

Таким образом, мониторинг финансового состояния страховой компании должен проводиться как ее собственной системой внутреннего контроля, так и государственными органами власти.


Список использованных источников

 

 

1        Об организации страхового дела в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 // Консультант Плюс : Высшая Школа [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2009.

2        Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни : приказ Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н // Консультант Плюс : Высшая Школа [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2009.

3        Архангельская Т.А. Страхование : учеб. пособие: учеб.-метод. пособие для вузов / Архангельская Т.А., Ахвледиани Ю.Т., Дик Е.В., Ивашкин Е.И., и др.; под ред. В. И. Рябикина. - М. : Экономистъ, 2006.- 256с.

4        Климова М. А. Страхование : учеб. пособие для вузов / Климова М. А. - М. : РИОР, 2005 .- 137с.

5        Сплетухов Ю. А. Страхование : учеб. пособие для вузов / Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. - М. : ИНФРА-М, 2006.- 320с.

6        Страхование : учеб. для вузов ; под ред.: В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. - М. : ЮНИТИ, 2009 .- 512с.

7        Дадьков В. Н. Анализ финансовой деятельности предприятия в разрезе страховой организации / Дадьков В. Н., Симоненко Ж. Ю. // Страховое дело. - 2008. - № 9 – С. 14-26.

8        Дадьков В. Н. Анализ финансовой деятельности предприятия в разрезе страховой организации / Дадьков В. Н., Симоненко Ж. Ю. // Страховое дело. - 2008. - № 10 – С. 41-55.

9        Телепин Я. Е. Финансовая устойчивость и платежеспособность страховых компаний / Телепин Я. Е. // Страховое дело. - 2005. - N 1 - С. 9-16.

10   Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика // Режим доступа : http : // www.sovstrax.ru

11   О понятиях и факторах финансовой устойчивости страховых компаний // Режим доступа : http : // www.jourclub.ru

12   Требования к финансовой устойчивости страховой компании // Режим доступа : http: // www.vtb24.ru

13   Финансовые показатели ОСАО "РЕСО-Гарантия" // Режим доступа : http: // www.reso.ru/Shareholders/Finance

14   Финансовые результаты страховой деятельности // Режим доступа : http: // www.strahuemvseh.ru

 

 



 

Приложение А

(обязательное)

 

Структура инвестиционного портфеля ОСАО "РЕСО-Гарантия"

 



 

Приложение Б

(обязательное)

 

Горизонтальный анализ активов ОСАО «РЕСО-Гарантия»

 

 

Активы

2007 год

2008 год

2009 год

Абсолют. изменение, тыс. руб.

Относит. изменение, процентов

Абсолют. изменение, тыс. руб.

Относит. изменение, процентов

Абсолют. изменение, тыс. руб.

Относит. изменение, процентов

Нематериальные активы

-18

87,05

-19

84,30

-18

82,35

Инвестиции

4880932

148,01

5304863

135,25

1214588

105,97

Доля перестраховщиков в страховых резервах

-490713

30,47

6964

103,24

576472

359,65

Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования

3828721

174,32

-2980113

66,82

-940305

84,33

Дебиторская задолженность по операциям перестрахования

-29696

87,93

-51064

76,41

130090

178,67

Прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

194408

119,65

-837002

29,30

-2019

99,42

Прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

443729

171,34

1563338

246,70

-543638

79,32

Основные средства

227170

114,48

687445

138,28

192954

107,77

Незавершенное строительство

106560

169,07

24136

109,25

-74209

73,96

Отложенные налоговые активы

41496

1340,17

93799

309,18

116563

184,08

Запасы

11575

116,44

123028

250,07

-31702

84,54

Денежные средства

359977

122,51

-997071

49,12

2664230

376,83

Иные активы

1780

101,50

-39019

67,59

2073

102,55

Информация о работе Финансовая устойчивость страховой компании