Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:02, доклад
Правовое обеспечение страхования осуществляется путем принятия актов законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность как в целом, так и по отдельным ее направлениям и вопросам.
Система правового регулирования страховой деятельности включает в себя нормы, определенные:
Конституцией Украины;
международными соглашениями, которые подписала и ратифицировала Украина;
Тема. Государственное регулирование деятельности на страховом рынке
Правовое
обеспечение страхования
Система правового
Конституцией Украины;
международными соглашениями, которые
подписала и ратифицировала
Гражданским кодексом Украины;
законами и постановлениями Верховной Рады Украины;
указами и распоряжениями
декретами, постановлениями и
распоряжениями Правительства
нормативными актами (инструкции, методики, положения, приказы), которые приняты Министерствами, ведомствами, центральными органами исполнительной власти и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины;
нормативными актами органа, который
согласно законодательству
нормативными актами органом местной исполнительной власти в случаях, когда отдельные вопросы регулирования страховой деятельности были делегированы этим органам по решению Президента или Правительства Украины;
отдельными нормативными
Задачи и функции органов государственного надзора за страховой деятельностью.
Для
раскрытия функций органов
Первый этап развития страхового рынка в Украине (с 1991 по 1993 гг.) характеризовался отсутствием законодательной базы и государственного контроля, которые бы регламентировали страховые отношения. На рынке действовало около 800 страховых компаний, деятельность которых регулировалась только законами «О предпринимательстве» и «О хозяйственных обществах». Четко не были установлены требования к размеру уставного капитала, лицензированию деятельности, уровню платежеспособности и требования по формированию активов страховщиков.
Второй этап развития страхового рынка в Украине (с 1993 по 1996 гг.) ознаменовался принятием в мае 1993 года Декрета «О страховании», разработанного Кабинетом Министров Украины. Данный нормативно-правовой документ стал первоосновой для дальнейшего развития рынка страхования в Украине. В нем впервые отмечались требования относительно уставного капитала в размере 5 тыс. долл. США., необходимость лицензирования и условия предоставления страховых услуг. В результате количество страховых компаний на рынке уменьшилась до 500 единиц. Кроме того, в этот период был создан единый орган государственной исполнительной власти, который осуществлял страховой надзор - Комитет по делам надзора за страховой деятельностью (Укрстрахнадзор), который был центральным органом государственной исполнительной власти и находился в подчинении Кабинета Министров Украины.
Третий этап развития страхового рынка в Украине (с 1996 по 2002 гг.) отметился принятием в марте 1996 года Закона Украины «О страховании», который устанавливал новые требования относительно деятельности страховых компаний, в частности: величина уставного капитала не меньше 100 тыс. ЭКЮ для резидентов и 500 тыс. ЭКЮ для нерезидентов; разделение компаний на рисковые и лайфовые; целесообразность актуарных расчетов тарифных ставок; новые требования к обеспечению платежеспособности и формированию страховых резервов компании; определение требований по составлению договора страхования; расширение полномочий органа государственного регулирования страховой деятельности. В процессе административной реформы Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 года полномочия Укрстрахнадзора перешли к Министерству финансов Украины, в составе департамента финансовых учреждений и рынков которого было создано управление страховой деятельности, которое действовало уже на основе раздела IV «Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине» Закона Украины «О страховании».
Реалии развития рынка страхования доказали неэффективность существующей системы страхового надзора и некомпетентность управлений и комитетов при разных министерствах, вследствие чего в 2002 году указом Президента Украины был создан центральный орган исполнительной власти со специальным статусом – Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). Именно в этот период и начался четвертый этап в развитии страхового рынка в Украине.
В состав Госфинуслуг входит департамент страхового надзора, который является самостоятельным подразделом данной комиссии. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Украины и Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, Указами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, распоряжениями Госфинуслуг, нормативно-правовыми актами других центральных органов исполнительной власти, выданными в пределах их компетенции, приказами Главы Госфинуслуг и Положением о Департаменте страхового надзора.
Департамент возглавляет член Комиссии – директор Департамента, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном законом порядке. В состав департамента входят такие структурные отделы:
-
анализа отчетности
- лицензирование страховщиков;
- инспектирование страховщиков;
-
работы с территориальными
Основными задачами Департамента являются:
- обеспечение проведения единой и эффективной государственной политики в сфере страховой деятельности;
-
участие в разработке и
- обеспечение государственного регулирования и надзора за предоставлением услуг в сфере страхования и соблюдением законодательства в этой сфере;
-
защита прав потребителей
-
обобщение практики страховой
деятельности и посреднической
деятельности на страховом
Основными функциями Департамента являются:
- прием решений о внесении и исключении информации о страховщиках из Государственного реестра финансовых учреждений; выдача, переоформление и аннулирование выданных страховщикам свидетельств о регистрации финансового учреждения и справок о внесении информации об отдельных подразделениях в Государственный реестр финансовых учреждений;
-
ведение государственного
-
осуществление контроля за
- осуществление контроля за достоверностью информации, которая предоставляется страховщиками и страховыми посредниками;
-
проведение самостоятельно или
вместе с другими
-
установление критериев и
- установление квалификационных требований к лицам, которые могут заниматься актуарными расчетами;
- содействие интеграции рынков финансовых услуг Украины в европейский и мировой рынки финансовых услуг.
Проблемы и перспективы совершенствования государственного регулирования страхования в Украине
Государственная политика по
развитию страхового рынка
Совершенствование государственного контроля развития страхового рынка должно осуществляться по таким направлениям:
-
совершенствование системы
-
предотвращение
-
осуществление
-
внедрение новых
-
внедрение консолидированного
-
усовершенствование нормативно-
- формирование благоприятных условий для развития страхового посредничества;
-
развитие систем внутреннего
контроля за деятельностью
Также следует отметить, что развитие страхового рынка требует обеспечения его достаточным количеством квалифицированных работников. Для этого необходимо создать систему профессиональной подготовки и сертификации специалистов по страхованию и системы повышения их квалификации, а также обеспечить государственную поддержку проведению научно-исследовательских работ в сфере страхования и подготовке специалистов для страхового рынка. Нуждается в дальнейшем развитии актуарная деятельность и создание в Украине системы подготовки и сертификации актуариев.
Информация о работе Государственное регулирование деятельности на страховом рынке