Государственные органы надзора за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:09, контрольная работа

Описание

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принци¬пиальные изменения в организацию страхового дела.
Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народ¬ным хозяйством, доминирующей роли государственной собственно¬сти и слабой экономической ответственности руководителей и тру-довых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.

Содержание

Введение
1. Классификация государственных органов надзора.
2. Методы надзора за страховой деятельностью.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

СТРАХОВОЕ ПРАВО.docx

— 41.90 Кб (Скачать документ)

группу лиц — группу юридических и иных физических лиц, признаваемых группой лиц в соответствии с законодательством РФ:

аффилированное лицо - юридическое и (или) физическое лицо, признаваемое аффилированным лицом в соответствии с законодательством РФ.

Группа лиц, в чьих интересах  установлено ограничение деятельности первой группы лиц (финансовых организаций и иных лиц, имеющих аналогичный статус):

потребители — определения в Законе о защите конкуренции на рынке финансовых услуг не содержится;

финансовые организации — конкуренты в Законе о защите конкуренции на рынке финансовых услуг противопоставляются финансовым организациям, деятельность которых ограничивается.

Выделяются следующие нарушения  законодательства о защите конкуренции  на рынке финансовых услуг:

а) Злоупотребление финансовой организацией доминирующим положением

б) Заключение соглашения или совершение согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, финансовыми организациями между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнительной власти, opганами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами.

в) Признание недействительными соглашении или сделок, совершаемых в результате согласованных действий финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций допускается только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Защищается недобросовестная конкуренция на рынке финансовые услуг между финансовыми организациями, выражающаяся в действиях, направленных на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении между собой или с третьими лицами согласованных действий, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинять или причинили убытки другим финансовым организациям—конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.

2.3 Лицензирование страховой деятельности

 Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ  взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление  добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой  страховых рисков, определением размера  ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская  деятельность в области страхования.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.5

Лицензия на проведение страховой  деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензии на осуществление страховой  деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.

К компетенции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью и их территориальных органов относятся:

Дача предписаний, ограничение  действия лицензии, приостановление  действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.

Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Предписания выдаются федеральными органами по надзору за страховой деятельностью  и их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требовании законодательства страховании.

В том случае, если предписание  не выполняется в установленный  срок, органы по надзору за страховой  деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение  об отзыве лицензии.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных  в деятельности страховщика, заключать  новые договоры страхования и  продлевать действующие по всем видам  страховой деятельности (или видам  страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных  в деятельности страховщика, заключать  новые договоры страхования и  продлевать действующие по всем видам  страховой деятельности (или видам  страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным  договорам страховщик выполняет  принятые обязательства до истечения  срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление  страховой деятельности, за исключением  выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств.

 

Заключение

Оценивая ситуацию на российском страховом  рынке, можно сказать, что система  страхования крайне неравновесная. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

Не составляют особого секрета  как внутренние, так и внешние  проблемы отечественного рынка страховых  услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие  как:

- низкая финансовая устойчивость  страховщиков;

- низкий уровень профессионализма  и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность; 

Внешними проблемами, носящими общегосударственный  характер, можно назвать следующие: 

- экономические (отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

- юридические (длительное становление  страхового рынка в условиях  полного отсутствия законодательной  и методической базы, контроля  и др.)

В итоге, не было бы зазорным рекомендовать  использование опыта иностранных  профессионалов страхового бизнеса, адаптируя  его к отечественному рынку. Это  касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для  России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и  др.

Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то продолжается положительная тенденция, характеризующаяся  увеличением страховых премий и  резервных фондов.  Если такое  положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи.

 

                       Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //СЗРФ  
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)//СПС Консультант Плюс

3. Федеральный закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 30.11.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс

4. Федеральный закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 01.07.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей"//СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (в ред. От 06.12.2011) «О защите конкуренции».

                                                         Литература

 

1. Александров  А.А. Страхование. - М., 2003.

2. Анохин  В.С. Предпринимательское право. - М., 2005.

3. Артемов  Н.М. Финансовое право. - М., 2006.

4. Архипов А.П., Гомеля В.Б. Основы страхового дела. М., 2002.

5. Брагинский М.И. Договор страхования. Учебник. - М.: Юрайт, 2006.

6. Бугаев Ю.С. Основы государственного регулирования страховой деятельности в России// «Страхование сегодня». 2009.

7. Гвозденко А.А. Страхование. Учебник. – М: Велби 2008.

8. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право, - М., 2004.

9. Колесников Ю.А. Меры административной ответственности за нарушение законодательства о страховании // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2006, № 6.

10. Миляков Н.В. Финансы. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Петров Д.А. Страховое право. - М., 2005.

12. Рейтман Л.И. Страховое дело - М., 2001.  
13. Русецкая Э.А. Тенденции и перспективы страхового рынка в Российской Федерации // Финансы и кредит - 2011. - № 11 (443) март.

14. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое право: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

15. Телюкина М.В. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права. // «Законодательство», № 4, апрель 2000 г.

16. Шахов В.В., Григорьев В.Н., Ефимов С.Л. Страховое право. - М., 2004.

1 Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое право: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.

2 Русецкая Э.А. Тенденции и перспективы страхового рынка в Российской Федерации // Финансы и кредит - 2011. - № 11 (443) март.- С. 6

3 Миляков Н.В. Финансы. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

4 Гвозденко А.А. Страхование. Учебник. – М: Велби 2008. – 462 с.

5 Архипов А.П., Гомеля В.Б. Основы страхового дела. М., 2002. С. 101..


Информация о работе Государственные органы надзора за страховой деятельностью