Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа
Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных.В настоящее время стало очевидным, что деятельность по защите информации и обеспечению информационной безопасности является одной из важнейших задач обеспечения суверенитета и обороноспособности Российской Федерации.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…..3
Глава 2. ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ………………..…4
Глава 3. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………5
3.1 Правовые принципы защиты информации……………………...….5
3.2 Организационные принципы защиты информации…………..……8
3.3 Принципы защиты информации от технических средств
разведки……………………………………………………………..……11
Глава 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……….…..13
4.1 Структура системы защиты информации…………….…….……..15
Глава 5. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………...18
Глава 6. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………….…….24
6.1 Организация защиты в США………………………………….……24
6.2 Организация защиты в Великобритании……………………..……25
6.3 Организация защиты в Германии…………………………….….…26
6.4 Организация защиты во Франции…………………………….……27
6.5 Международное сотрудничество в области защиты информации……………………………………………………………...28
Глава 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..30
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Факультет: МВШУ
кафедра: ЭКОНОМИКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
О.А.Смирнова | ||||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
«Информационная безопасность и защита информации» |
по дисциплине: СТРАХОВАНИЕ |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. |
в2154/42 |
А.С.Карасёва | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2012
Содержание:
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…. Глава 2. ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ………………..…4 Глава 3. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………5 |
|
3.1 Правовые принципы защиты информации……………………...….5 |
|
3.2 Организационные принципы защиты информации…………..……8 |
|
3.3 Принципы защиты информации от технических средств разведки………………………………………………………… |
|
Глава 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……….…..13 4.1 Структура системы защиты информации…………….…….……..15 |
|
Глава 5. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………...18 Глава 6. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………. 6.1 Организация защиты в США………………………………….……24 6.2 Организация защиты в Великобритании……………………..……25 6.3 Организация защиты в Германии…………………………….….…26 6.4 Организация защиты во Франции…………………………….……27 6.5 Международное сотрудничество
в области защиты
информации…………………………………………………… Глава 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..30 |
Глава 1. «ВВЕДЕНИЕ»
Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных.В настоящее время стало очевидным, что деятельность по защите информации и обеспечению информационной безопасности является одной из важнейших задач обеспечения суверенитета и обороноспособности Российской Федерации. Серьезную обеспокоенность представляет собой стремление ряда мировых стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, которое сочетается с разработкой концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на её информационные сферы, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем.
Для построения системы информационной
безопасности нашей страны, способной
адекватно противодействовать угрозам,
определенным в Доктрине информационной
безопасности Российской Федерации, необходимо
иметь четкое представление о
современных концепциях информационных
войн развитых зарубежных стран, характерных
особенностях, эффективности применения
и видах информационного
Глава 2. «ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»
Виды информационной безопасности, а точнее виды угроз защиты информации на предприятии подразделяются на пассивную и активную.
Пассивный риск информационной безопасности направлен на внеправовое использование информационных ресурсов и не нацелен на нарушение функционирования информационной системы. К пассивному риску информационной безопасности можно отнести, например, доступ к БД или прослушивание каналов передачи данных.
Активный риск информационной безопасности нацелен на нарушение функционирования действующей информационной системы путем целенаправленной атаки на ее компоненты.
К активным видам угрозы компьютерной безопасности относится, например, физический вывод из строя компьютера или нарушение его работоспособности на уровне программного обеспечения.
Глава 3. «ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»
3.1 «Правовые принципы защиты информации»
Основными правовыми принципами защиты информации являются следующие.
Принцип законности, в рамках долженствующего существования правового государства деятельность любых государственных, кооперативных, частных органов и организаций, всех должностных лиц и граждан должна осуществляться в рамках действующих законов.
Принцип законности в области защиты информации выражается, прежде всего, в том, что необходимо нормативно-правовое регулирование этой важной области общественных отношений в государстве. Законодательно должны быть обозначены права различных субъектов в области защиты информации, на засекречивание информации и установление правил ее защиты; определено, что является государственной, коммерческой, иной охраняемой законом тайной; установлена уголовная, административная, материальная, моральная ответственность за незаконное покушение на защищаемую информацию и разглашение или передачу такой информации кому-либо, вследствие чего наступили или могли наступить вредные последствия для собственника (владельца) информации.
С другой стороны, должностные лица и другие работники предприятий и учреждений, которым по службе или работе доверяются секреты, в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, должны наделяться правами, позволяющими им успешно осуществлять защиту доверенной им конфиденциальной или секретной информации, и на них должны налагаться обязанности по соблюдению соответствующего установленного режима, выполнение которого обеспечивает сохранность информации.
Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ
защиты информации, компьютерную безопасность и правовую защиту информации
Принцип приоритета международного
права над
Это не исключает того, что РФ как
суверенное государство может и
должно засекречивать и защищать
информацию, относящуюся к тем
областям его деятельности, которые
обеспечивают его национальную безопасность.
Каждое государство имеет право
само решать, что оно будет засекречивать,
а что открывать. Однако взаимность
и равенство на национальные секреты
между государствами или
Принцип одинаковой секретности будет способствовать укреплению мер доверия в международных отношениях, помогать устранению асимметрии режимных ограничений, сложившихся в различных странах. Излишнее стремление по сокрытию информации от другой стороны всегда вызывает подозрение, так как такие действия обычно связывают с недобрыми намерениями одной стороны по отношению к другой.
Принцип собственности
и экономической
Радикальные перемены, происходящие
в российском обществе, не могли
не затронуть лежащие в основе
экономической реформы
Это дало собственникам информации,
объектов интеллектуальной собственности
право принимать меры к их защите
с помощью различных правовых
механизмов, в том числе с помощью
патентов, норм авторского права, коммерческой
тайны. Лишь собственник (владелец) информации
имеет право определять, какую
информацию следует засекретить
и до какой степени и защищать
как государственную или
Секретность должна оцениваться как потребительское свойство и ее стоимость должна включаться в цену производимого продукта, за счет которой владельцем и будут осуществляться мероприятия, обеспечивающие режим секретности. Секретность должна быть экономической категорией, и ее соблюдение в условиях рыночной экономики — дело владельцев,секретной промышленной или банковской тайны, которые сами должны оценивать степень и время действия секретности с учетом полученной или упущенной выгоды. В области защиты государственной тайны действуют и другие (политические, военные и т.д.) факторы при решении проблем защиты информации.
3.2 «Организационные принципы защиты информации»
Организационные принципы претерпели за последние годы значительно меньше изменений по сравнению с правовыми. Это объясняется тем, что они отражают общие по своей сути правила, подходы к защите секретов. Они используются и «работают» при любой общественно-политической и экономической системе и при защите любого вида охраняемой информации: государственной или коммерческой тайны.
Научный подход к организации защиты информации. В век научно-технического прогресса, когда информационные потоки возрастают неимоверно, информация, являясь интеллектуальной ценностью, одновременно становится ресурсом и продуктом. В информационных потоках, обслуживающих различные государственные и общественные потребности, имеются, естественно, и потоки информации, которые должны сохраняться в тайне.
По данным американской статистики, в 1989 году в США было подготовлено более 6, 7 млн. секретных документов. В бывшем Советском Союзе создавалось около 60 млрд. документов ежегодно. Учитывая в то время нашу «склонность» к секретности, надо полагать, что из этих 60 млрд. ежегодно рождаемых документов, секретные тоже исчислялись миллиардами. Сохранение в тайне этих монбланов информации, конечно же, не мыслится без использования современных научных подходов к ее обращению, обработке на различных этапах рождения конфиденциальных документов. Не случайно за последние годы принят ряд законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по регламентации информационных потоков в верхних эшелонах власти и по защите определенной части информации.
Функционирующая в нашей стране
общегосударственная система
Информация о работе Информационная безопасность и защита информации