Информационная безопасность и защита информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание

Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных.В настоящее время стало очевидным, что деятельность по защите информации и обеспечению информационной безопасности является одной из важнейших задач обеспечения суверенитета и обороноспособности Российской Федерации.

Содержание

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…..3
Глава 2. ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ………………..…4
Глава 3. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………5

3.1 Правовые принципы защиты информации……………………...….5

3.2 Организационные принципы защиты информации…………..……8

3.3 Принципы защиты информации от технических средств
разведки……………………………………………………………..……11

Глава 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……….…..13
4.1 Структура системы защиты информации…………….…….……..15

Глава 5. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………...18
Глава 6. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………….…….24
6.1 Организация защиты в США………………………………….……24
6.2 Организация защиты в Великобритании……………………..……25
6.3 Организация защиты в Германии…………………………….….…26
6.4 Организация защиты во Франции…………………………….……27
6.5 Международное сотрудничество в области защиты информации……………………………………………………………...28
Глава 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

страхование.docx

— 62.11 Кб (Скачать документ)

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет: МВШУ

кафедра: ЭКОНОМИКИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

       

О.А.Смирнова

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

 

«Информационная безопасность и защита информации»

по дисциплине: СТРАХОВАНИЕ

 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.

в2154/42

     

А.С.Карасёва

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

Санкт-Петербург 2012

 

 

Содержание:

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…..3

Глава 2. ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ………………..…4

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………5

 

3.1 Правовые принципы защиты информации……………………...….5

 

3.2 Организационные принципы защиты информации…………..……8

 

3.3 Принципы защиты информации  от технических средств

разведки……………………………………………………………..……11

 

Глава 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……….…..13

4.1 Структура системы защиты информации…………….…….……..15

 

Глава 5. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ……………………...18

Глава 6. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………….…….24

6.1 Организация защиты  в США………………………………….……24

6.2 Организация защиты  в Великобритании……………………..……25

6.3 Организация защиты  в Германии…………………………….….…26

6.4 Организация защиты  во Франции…………………………….……27

6.5 Международное сотрудничество  в области защиты         информации……………………………………………………………...28

Глава 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «ВВЕДЕНИЕ»

 

Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и  вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры  хранения данных.В настоящее время стало очевидным, что деятельность по защите информации и обеспечению информационной безопасности является одной из важнейших задач обеспечения суверенитета и обороноспособности Российской Федерации. Серьезную обеспокоенность представляет собой стремление ряда мировых стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, которое сочетается с разработкой концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на её информационные сферы, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем.

Для построения системы информационной безопасности нашей страны, способной  адекватно противодействовать угрозам, определенным в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, необходимо иметь четкое представление о  современных концепциях информационных войн развитых зарубежных стран, характерных  особенностях, эффективности применения и видах информационного оружия, а также о том, каким образом  зарубежом решаются задачи обеспечения  информационной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «ВИДЫ УГРОЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»

 

Виды информационной безопасности, а точнее виды угроз защиты информации на предприятии подразделяются на пассивную и активную.

 

Пассивный риск информационной безопасности направлен на внеправовое использование информационных ресурсов и не нацелен на нарушение функционирования информационной системы. К пассивному риску информационной безопасности можно отнести, например, доступ к БД или прослушивание каналов передачи данных.

 

Активный риск информационной безопасности нацелен на нарушение функционирования действующей информационной системы путем целенаправленной атаки на ее компоненты.

К активным видам угрозы компьютерной безопасности относится, например, физический вывод из строя  компьютера или нарушение его  работоспособности на уровне программного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. «ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»

3.1 «Правовые принципы защиты информации»

Основными правовыми принципами защиты информации являются следующие.

Принцип законности, в рамках долженствующего существования правового государства деятельность любых государственных, кооперативных, частных органов и организаций, всех должностных лиц и граждан должна осуществляться в рамках действующих законов.

Принцип законности в области защиты информации выражается, прежде всего, в том, что необходимо нормативно-правовое регулирование этой важной области  общественных отношений в государстве. Законодательно должны быть обозначены права различных субъектов в  области защиты информации, на засекречивание информации и установление правил ее защиты; определено, что является государственной, коммерческой, иной охраняемой законом  тайной; установлена уголовная, административная, материальная, моральная ответственность  за незаконное покушение на защищаемую информацию и разглашение или  передачу такой информации кому-либо, вследствие чего наступили или могли  наступить вредные последствия  для собственника (владельца) информации.

С другой стороны, должностные лица и другие работники предприятий  и учреждений, которым по службе или работе доверяются секреты, в  соответствии с действующими законами и подзаконными актами, должны наделяться правами, позволяющими им успешно осуществлять защиту доверенной им конфиденциальной или секретной информации, и на них должны налагаться обязанности  по соблюдению соответствующего установленного режима, выполнение которого обеспечивает сохранность информации.

  • Международные конвенции об охране информационной собственности, промышленной собственности и авторском праве защиты информации в интернете;
  • Конституция РФ (ст. 23 определяет право граждан на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений);
  • Гражданский кодекс РФ (в ст. 139 устанавливается право на возмещение убытков от утечки с помощью незаконных методов информации, относящейся к служебной и коммерческой тайне);
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 272 устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, ст. 273 — за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, ст. 274 — за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей);
  • Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ (ст. 10 устанавливает разнесение информационных ресурсов по категориям доступа: открытая информация, государственная тайна, конфиденциальная информация, ст. 21 определяет порядок защиты информации);
  • Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1 (ст. 5 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну; ст. 8 — степени секретности сведений и грифы секретности их носителей: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»; ст. 20 — органы по защите государственной тайны, межведомственную комиссию по защите государственной тайны для координации деятельности этих органов; ст. 28 — порядок сертификации средств защиты информации, относящейся к государственной тайне);

Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ

  • «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 № 1-ФЗ, «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1, «О

защиты информации, компьютерную безопасность и правовую защиту информации

Принцип приоритета международного права над внутригосударственным. Россия как преемница взятых бывшим Советским Союзом на себя обязательств признает также принцип приоритета международного права над внутренним. В частности, наша страна взяла на Венской встрече обязательство привести свое внутреннее законодательство в соответствие с положениями международных конвенций и соглашений, участником которых она является. Отсюда вытекает, что объектом засекречивания не могут быть сведения, которые наше государство обнародует или сообщает согласно конвенциям и соглашениям, так как оно становится членом мирового экономического сообщества, вступило в МВФ(Международный Валютный Фонд) и другие международные экономические организации. Одним из условий членства в этих организациях является предоставление информации о реальном положении дел в национальной экономике.

Это не исключает того, что РФ как  суверенное государство может и  должно засекречивать и защищать информацию, относящуюся к тем  областям его деятельности, которые  обеспечивают его национальную безопасность. Каждое государство имеет право  само решать, что оно будет засекречивать, а что открывать. Однако взаимность и равенство на национальные секреты  между государствами или коалициями государств будет способствовать развитию взаимного доверия.

Принцип одинаковой секретности будет способствовать укреплению мер доверия в международных отношениях, помогать устранению асимметрии режимных ограничений, сложившихся в различных странах. Излишнее стремление по сокрытию информации от другой стороны всегда вызывает подозрение, так как такие действия обычно связывают с недобрыми намерениями одной стороны по отношению к другой.

Принцип собственности  и экономической целесообразности.

Радикальные перемены, происходящие в российском обществе, не могли  не затронуть лежащие в основе экономической реформы отношений  по поводу собственности. Был принят ряд законов, регламентирующих сферу имущественных отношений, отношений собственности, в том числе относящихся к регулированию прав на интеллектуальную собственность, на владение и распоряжение информацией, на защиту информации.

Это дало собственникам информации, объектов интеллектуальной собственности  право принимать меры к их защите с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью  патентов, норм авторского права, коммерческой тайны. Лишь собственник (владелец) информации имеет право определять, какую  информацию следует засекретить  и до какой степени и защищать как государственную или коммерческую тайну, или же запатентовать и  защищать с помощью патента и  оплачивать деятельность по защите любой  охраняемой информации.

Секретность должна оцениваться как  потребительское свойство и ее стоимость  должна включаться в цену производимого  продукта, за счет которой владельцем и будут осуществляться мероприятия, обеспечивающие режим секретности. Секретность должна быть экономической  категорией, и ее соблюдение в условиях рыночной экономики — дело владельцев,секретной промышленной или банковской тайны, которые сами должны оценивать степень и время действия секретности с учетом полученной или упущенной выгоды. В области защиты государственной тайны действуют и другие (политические, военные и т.д.) факторы при решении проблем защиты информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 «Организационные принципы защиты информации»

Организационные принципы претерпели за последние годы значительно меньше изменений по сравнению с правовыми. Это объясняется тем, что они  отражают общие по своей сути правила, подходы к защите секретов. Они  используются и «работают» при любой  общественно-политической и экономической  системе и при защите любого вида охраняемой информации: государственной  или коммерческой тайны.

Научный подход к организации защиты информации. В век научно-технического прогресса, когда информационные потоки возрастают неимоверно, информация, являясь  интеллектуальной ценностью, одновременно становится ресурсом и продуктом. В  информационных потоках, обслуживающих  различные государственные и  общественные потребности, имеются, естественно, и  потоки информации, которые должны сохраняться в тайне.

По данным американской статистики, в 1989 году в США было подготовлено более 6, 7 млн. секретных документов. В бывшем Советском Союзе создавалось  около 60 млрд. документов ежегодно. Учитывая в то время нашу «склонность» к  секретности, надо полагать, что из этих 60 млрд. ежегодно рождаемых документов, секретные тоже исчислялись миллиардами. Сохранение в тайне этих монбланов  информации, конечно же, не мыслится без использования современных  научных подходов к ее обращению, обработке на различных этапах рождения конфиденциальных документов. Не случайно за последние годы принят ряд законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ по регламентации  информационных потоков в верхних  эшелонах власти и по защите определенной части информации.

Функционирующая в нашей стране общегосударственная система защиты информации создана с учетом имеющихся  объемов защищаемой информации и  используемых для ее обработки средств, традиций и опыта в области  защиты государственных секретов, накопленных  в предыдущие десятилетия. Создание такой системы потребовало научного осмысления таких проблем, как разграничение  компетенции в области защиты государственной тайны по всей иерархической  лестнице многочисленных органов и  организаций и защиты коммерческой тайны; научное и законодательное  определение понятий «государственная»  и «коммерческая тайна» и т.д. Научные и практические работники  уделяют много внимания разработке научных критериев определения  степени секретности информации и т.д.

Информация о работе Информационная безопасность и защита информации