Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:09, контрольная работа
Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Введение………………………………………………………………………..……………….2
1. История страхования от огня……………………………………………….……………….3
2. Формы организации страхования от огня…………………………………………………..9
2.1 Государственное страхование от огня…………………………………………………...9
3. Кооперативное страхование………………………………………………………………...14
4. Нынешнее состояние страхования от огня………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История страхования
от огня……………………………………………….…………
2. Формы организации
страхования от огня……………………………
2.1 Государственное
страхование от огня……………………………
3. Кооперативное
страхование…………………………………………………
4. Нынешнее состояние страхования от огня………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Страхование - древнейшая категория общественно-экономических
отношений между людьми, которая является
неотъемлемой частью производственных
отношений. Владельцы имущества, вступая
между собой в производственные отношения,
испытывали страх за его сохранность,
за возможность уничтожения или утраты
в связи со стихийными бедствиями, пожарами,
грабежами и другими непредвиденными
опасностями экономической жизни. [1]
Рискованный характер общественного производства
– главная причина беспокойства каждого
собственника имущества и товаропроизводителя
за своё материальное благополучие. На
этой почве закономерно возникла идея
возмещения материального ущерба путём
солидарной его раскладки между заинтересованными
владельцами имущества.
Страхование в России на государственном
уровне развивалось ещё со времён Екатерины
II. В начале XIX века появляется страхование
как вид коммерции. Первые страховые компании
– "Саламандра", "Россия", "Российское
общество" и т. д. – специализируются
на страховании от огня.[2]
Конец XIX столетия, когда в основном сложилась
сеть российских акционерных компаний,
был отмечен известной унификацией их
деятельности. Большинство «огневых»
обществ добавило к своим операциям страхование
жизни, транспорта, ценностей, перевозимых
по почте; общества, занимавшиеся чисто
транспортным страхованием, ввели у себя
огневое и т.д.
Расширение спектра услуг сослужило страховщикам
добрую службу в кризисные 1900-1903 и 1905-1907
годы. Многочисленные крахи и разорения,
уличные беспорядки, погромы и поджоги
резко осложнили их деятельность. Биржевая
котировка большинства акций резко упала
до номинала и ниже, и руководству компаний
пришлось приложить максимум усилий, чтобы
остаться на плаву. В этих условиях главным
средством борьбы с потерями явилось покрытие
убытков от одних типов операций за счет
прибыли от других.
Многовековой опыт и история страхования
убедительно доказали, что оно является
мощным фактором положительного воздействия
на экономику. Однако на пути развития
страхования в России имеются разнообразные
проблемы, которые могут быть решены лишь
при наличии соответствующих условий.
Для реализации возможностей страховой
отрасли нужна активная государственная
поддержка. Страхование играет большую
роль как стратегического сектора экономики.
1.
История огневого страхования
Зачатки страхования в России можно найти
в многочисленных обществах взаимного
вспоможения на случай пожаров, существовавших
в Остзейском крае еще в XVIII веке. Работали
они по чисто раскладочной системе, пожарные
убытки чаще всего возмещались строительными
материалами, припасами. В 1765 году в Риге
было основано общество взаимного страхования.
В чисто русских городах и деревнях в XVIII
веке не существовало и намеков на страхование.
Во второй половине XVIII века значительное
число домов в Петрограде страховалось
за границей у англичан. Правительство,
желая освободить Россию от иностранных
страховщиков, предпринимало в эту эпоху
попытки к организации государственного
страхования. Первый шаг в этом направлении был
сделан при Екатерине II одновременно с
организацией ипотечного кредита. В манифесте
от 28 июня 1786 года об учреждении Государственного
Заемного Банка мы находим запрещение
страховать имущество в иностранных компаниях:
«запрещаем всякому в чужие государства
дома или фабрики здешние отдавать на
страх и тем вывозить деньги во вред или
убыток государственный». Для этого в
1786 году была открыта при банке Страховая
Экспедиция.
Основания этого государственного страхования
от огня были таковы: однообразный тариф
премий (15 руб. с 1000 руб. страховой суммы),
страховая сумма не могла быть выше 3/4
оценки и, наконец, на страхование принимались
только избранные риски (каменные дома,
каменные заводы и фабрики). В результате
Заемный Банк стал принимать в залог имущества,
застрахованные в иностранных обществах.
Для страхования товаров правительство
открыло в 1797 г. Страховую Контору Ассигнационном Банке. Это
учреждение также оказалось мертворожденным
и было упразднено в 1805 г.
Попытку создать взаимное страхование
под контролем государства мы находим
в "Уставах столиц Петрограда и Москвы"
(1798 г. и 1799 г.). Контора принимала на страхование
недвижимое имущество. В случае пожара
департамент свидетельствовал пострадавшее
от огня строение и платил пожарный убыток,
"собирая в удовлетворение такового
со всех записавшихся по мере объявленных
их строениям цен, по расчленению, что
каждому не рубль заплатить придется".
Таким образом, первый период в истории
страхования в России, характеризующийся
господством принципа государственного
страхования, закончился крушением этого
принципа.
Ко второму периоду, начальной датой которого
можно считать упразднение Страховой
Экспедиции (1822 г.), относится зарождение
в России частного акционерного страхования.
В начале XIX ст. значение страхования было
понято в состоятельных кругах населения.
Об этом говорит успешное развитие в русской
столице операций иностранных компаний,
в частности английского общества Феникс.
Более предприимчивые люди уже понимали
и доходность страхового промысла. И вот
в 1822 г. явилась мысль основать отечественное
акционерное страховое общество "Петроградский
Феникс". Этот проект не получил осуществления.
Николай I, заслушав доклад Канкрина о
проекте, не получившем одобрения со стороны
Государственного Совета, поручил 4 января
1826 г. Канкрину обсудить с частными лицами
— "нельзя ли учредить частную компанию
на тех началах, кои более соответствовали
предложениям Государственного Совета".
Министр финансов обратился с соответствующим
предложением к барону Штиглицу, известному
петроградскому коммерсанту. Последний
выработал проект акционерной страховой
компании, обусловив ее учреждение целым
рядом льгот и привилегий.[3]
Проект Штиглица, по рассмотрении в Государственном
Совете, получил одобрение, и 27 июня 1827
г. был обнародован Указ Правит. Сенату
об учреждении Страхового Российского
Общества. Ему было предоставлено исключительное
право производства страховых операций
на 20 лет; оно освобождалось на тот же период
от всяких налогов, за исключением пошлин
в казну по 25 копеек с 1000 руб. страховой
суммы и, наконец, было дозволено застрахованные
в нем имущества принимать в залог во всех
казенных кредитных учреждениях.[4]
Успешное развитие деятельности Российского
страхового общества должно было вызвать
появление новых страховых предприятий:
в 1835г. учреждается второе Российское
страховое от огня общество и в 1846г. товарищество
"Саламандра". Указанные три общества
были основаны при ближайшем участии высших
сановников государства. Среди учредителей
первого Российского общества мы находим
имена гр. Мордвинова, гр. Потоцкого, среди
учредителей второго — шефа жандармов
Бенкендорфа.
Первое Российское общество заимствовало
тариф премий от иностранных компаний,
повысив его, сообразно допускаемой большой
огнеопасности в России.
Этот тариф был принят и вторым Российским
обществом — "Саламандра", до истечения
срока привилегии первого Российского
общества, могла пользоваться его таблицами
премий, а после этого должна понизить
премии не менее, чем на 10 %.
Указанные акционерные общества получили
монопольное право на производство страховых
операций. Первое Российское общество
получило монополию на 20 лет на производство
страхований в обеих столицах, в губерниях
Петроградской, Московской, Лифляндской,
Эстляндской», Курляндской и в городе
Одессе. Второму Российскому обществу
была дана монополия на 12 лет в остальных
40 губерниях Европейской России. Следовательно,
в 1847 г. оканчивался срок монополии обоих
обществ. "Саламандра получила монополию
на 25 лет в губернии Бессарабской, области
войска Донского, в Закавказье и Сибири.
Начало царствования Александра II образует
переход к третьему периоду в развитии
отечественного огневого страхования.
Общий подъем политической и общественной
жизни в эпоху великих реформ, замена натурального
хозяйства денежным в связи с освобождением
крестьян, интенсивный рост производительных
сил, оживление железнодорожного строительства
и, наконец, развитие общественной самодеятельности
в связи с земской и городской реформами
— содействовали быстрому росту страхового
дела в России. Характерными чертами для
третьего периода является возникновение
ряда новых акционерных обществ без всяких
привилегий (Петроградское и Московское
Историю взаимного страхования в России
нужно начинать с царствования Александра
II. Хотя общества взаимного страхования
от огня существовали уже в конце XVIII в.
в Остзейских провинциях, но долгое время
деятельность этих местных учреждений
не оказывала никакого влияния на возникновение
аналогичных обществ в чисто русских губерниях.
Русское правительство, оценив значение
взаимного страхования на опыте названных
провинций, прилагало усилия к насаждению
взаимных обществ в русских городах. Уже
в 1831 г. министерство по предложению Государственного
Совета, препроводило начальникам губерний
свой проект правил взаимного страхования
в городах для обсуждения его на местах.
Попытка эта, не встретив отклика, окончилась
неудачей. По крайней мере в 1836 г. Государственный
Совет постановил — "дело об учреждении
в городах взаимного страхования считать
прекращенным".
Начало 60-х годов ознаменовано
открытием ряда обществ взаимного страхования,
— в 1863 г. было учреждено два общества:
в Туле и Полтаве, а 1864 г. — пять: в Харькове,
Череповце, Ревеле (городское), Риге (форштадское)
и в Перми, в 1865 г. пять.
В последующие годы стремление к открытию
городских страховых обществ ослабело.
Вновь наблюдается оживление в этой области
после 1875-г., когда акционерные компании,
заключив конвенцию, подняли тариф премий.
Насколько значительно было повышение,
можно видеть из следующей справки: за
дом смешанной постройки в Троицко-Сергиевом
посаде в 1874 г. взималось 66 р. при оценке
в 10.000 руб., а через год за гот же дом уже
144 р. 50 к. Такая политика акционерных страховых
обществ должна была дать сильный толчок
учреждению взаимных обществ в городах.
В первое же десятилетие после образования
конвенции (1876 — 1885 гг.) возникло 32 общества.
Дальнейшая судьба взаимного страхования
была обеспечена; в последующие десятилетия
мы видим дальнейший рост этого движения.
Городские общества взаимного от огня
страхования, действуя зачастую в небольших
городах, естественно должны были стремиться
к объединению. Ведь это объединение только
и могло придать устойчивость их операциям.
В восьмидесятых годах возникают съезды
представителей городских обществ (первый
съезд в Петрограде — 1883 г., VII съезд —
1912 г.). Для исполнения поручений съездов,
для подготовки материалов к ним было учреждено по
Наиболее важным предметом обсуждения
всех съездов является вопрос об организации
перестрахования и об объединении городских
страховых обществ. Почти одновременно
с зарождением этих съездов возник Пензенский
союз городских страховых обществ; образованный
в 1890 г. Первоначально три общества — Пензенское,
Иркутское и Тверское условились приходить
друг другу на помощь при чрезвычайных
пожарных убытках; к ним вскоре присоединилось
еще восемь обществ; в 1909 г. в состав союза
входило 83 общества. Этот союз носил временный
характер, основан он был на договоре.
Общества обязывались оказывать помощь
друг другу при пожарных убытках, превышавших
годичный сбор премии. Участие в Пензенском
союзе представляло особый интерес для
маломощных обществ, действовавших в небольших
городах и застроенных преимущественно
деревянными строениями. Богатые, сильные
общества воздерживались от участия в
этом союзе, так как не видели в этом интереса.
Опустошительность пожаров для них не
была так страшна ввиду преобладающего
типа каменных построек, между тем участие
в союзе обязывало их выделять часть своих
средств на покрытие пожарных убытков
мелких обществ.
Для того, чтобы придать Пензенскому союзу
более прочную организацию, члены, входившие
в его состав, решили перейти из договорной
формы на уставную. Был выработан устав
"Российского Союза Обществ взаимного
от огня страхования"; по утверждению
устава 16 дек. 1909 г., Пензенский союз превратился
в "Российский Союз". К 1 мая 1913 г. в
состав этого союза вошло 124 общества.
При выработке устава "Российского
Союза" широко воспользовались уставом
союза, выработанным на съездах представителей
городских обществ и утвержденным правительством
еще в 1906 г., но не проведенным в жизнь.
Организацию Пензенского Союза и затем
учреждение Российского Союза нужно отнести
к четвертому периоду в истории русского
огневого страхования. Этот последний
период характеризуется возникновением
центральных органов, объединяющих деятельность
частных обществ. В 1900 г. возник особый
Комитет акционерных обществ, постоянно
функционировавший в Петрограде. С учреждением
этого Комитета соглашение акционерных
обществ получило централизованную организацию.
В 1906 г. получили правительственное утверждение
съезды представителей акционерных страховых
от огня обществ. Право на участие в съездах
принадлежало всем акционерным страховым
обществам (13), ведшим прямое огневое дело
в России. Съезды собирались периодически;
для ведения дел съездов было организовано
в Петрограде постоянное бюро съездов.[5]
Характерной особенностью данного периода
является возникновение новых видов взаимного
страхования — в среде землевладельцев
и фабрикантов. В развитии фабричного
взаимного страхования большую роль сыграли
фабриканты Московского района. В 1894 г.
Общество для содействия и развития мануфактурной
промышленности организовало особую Комиссию
"по вопросам о страховании фабрик и
для изыскания мер к уменьшению пожарных рисков".
Идея взаимного страхования нашла себе
сторонников и среди представителей свеклосахарных
и рафинадных заводов. Землевладельческие
круги также не остались чужды этому движению.
Существовало несколько взаимных обществ
страхования земледельцев, например, Минское
Землевладельческое Общество взаимного
страхования, затем общество взаимного
страхования землевладельцев — Киевской,
Волынской и Подольской губерний, Ковенское
Землевладельческое Общество взаимного
страхования, Варшавское под названием
"Сноп" и др. Внедрение значения взаимного
страхования в сознание различных хозяйственных
групп составляет наиболее характерную
особенность четвертого периода в истории
огневого страхования в России. В этот
же период мы наблюдаем значительное развитие
земского страхования.
Для характеристики портфеля акционерных
обществ по категориям рисков следует
указать, что основную массу их составляли
городские строения, а равно и движимость
в них. Из промысловой движимости особенное
значение имели машины на фабриках, из
товаров – товары в городских строениях. [6]
2. Формы организации
огневого страхования
2.1 Государственное
страхование от огня.
Наше государственное страхование от
огня носит обязательный или
добровольный характер.[7] Обязательное
страхование делится на окладное и неокладное.
Обязательное окладное городское страхование
распространяется на все поселения городского
типа, значит не только на города в полном
смысле слова, но и на местечки, пристанционные
поселения и пр. Губисполкомы устанавливают
список тех поселений, на которое распространяется
городское окладное страхование. Этому
страхованию подлежат все жилые, нежилые,
фабрично-заводские и др. строения, принадлежащие
частным лицам или коллективам частных
лиц, на праве собственности. Сюда относятся
все строения: а) которые не были национализированы;
б) возвращенные после национализации
их прежним владельцам по праву собственности;
в) подлежащие возвращению и находящиеся
в фактическом владении прежних владельцев,
хотя бы это владение и не было еще оформлено
соответствующими документами. Списки
этих построек составляются местными
отделами Коммун. Хозяйства и сообщаются
страховым агентам по требованию последних.
Страховая сумма (окладная норма) на каждое
строение определяется по кубическому
содержанию строения.
В основу добровольных и неокладных обязательных
страхований положены тарифы акционерных
обществ с некоторой надбавкой. Так, средний
процент надбавки к бывшим акционерным
тарифам определялся (в 1923 г.) для фабрик,
заводов, строений, машин, товаров +50% для
прифабричных имуществ +30% городских имуществ
от 37,5 до 66 %.[8]
Обязательное окладное сельское страхование
распространяется на все
населенные пункты.
Исключаются из окладного сельского страхования:
а) строения государственные и национализированные;
при чем те из них, которые находятся в
непосредственном пользовании государственных
учреждений (школы, больницы и пр.) могут
страховаться лишь добровольно, а сданные
в арендное или иное пользование (заводы,
фабрики, мельницы, церкви и пр.) подлежат
обязательному неокладному
Для желающих более полно обеспечить от
огня свои строения, сверх окладных норм, установлено
условно-окладное страхование
Регистрация строений, подлежащих окладному
страхованию производится упрощенным
способом, размеры построек определяется
грубым обмером шагами, стоимость строений
выводится не на основании детальной расценки
отдельных частей, а на основании средних
цифр для типичных построек. Только при
наличии желания страхователя заключить
добровольное страхование оценка при
регистрации производится детальная.
Стоимость построек определяется по ценам
1913 г. и меняется скидками на ветхость.
Определение современной стоимости производится
путем помножения довоенной оценки на
переводной коэффициент. На каждый двор
составляется отдельный страховой листок
с выведением оклада и страховых платежей.
По начислении оклада страховых платежей
по каждому населенному пункту составляется
именный список плательщиков. Взыскание
страховых платежей возлагается на сельсоветы,
но страховому агенту предоставляется
право и самому взыскивать платежи в тех
населенных пунктax, где он найдет нужным.
Суммы, поступающие на пополнение государственных
недоимок, числящихся за отдельными плательщиками,
в первую очередь обращаются на пополнение
недоимок по обязательному страхованию.
За несвоевременный взнос страховых платежей
взимается пеня.
Неокладное обязательное страхование
распространяется : а) на имущества государственные,
находящиеся в арендном или ином пользовании;
б) на имущества кооперативных организаций,
поскольку они не застрахованы в кооперативных
страховых учреждениях; в) на коммунальные
имущества, поскольку об обязательном
застраховании их состоялось постановление
местных Губисполкомов. Подлежащие неокладному
обязательному страхованию имущества
поступают на страхование но тарифам в
но правилам добровольного страхования.
Для одной части украинских губерний она
понижалась до 17 коп., для другой — до 41
коп. Эта горимость определяет размер
нетто-премии. Принимая нагрузку в 100 %,
получаем для наиболее пожарных губерний
Украины брутто-премию в 82 коп.
Вестник Государственного Страхования
1923 г. признает, что в среднем "существующий
тариф окладного страхования выше бывшего
земского тарифа". Это объясняется "во-первых,
необходимостью вводить повышенные надбавки
к премии в связи с непрерывным падением
курса денег и, во-вторых, необходимостью
Положительную сторону нашего государственного
страхования составляет объединение тарифа
по огневому страхованию. На месте пестроты,
и даже противоречивости, наблюдавшейся
в прежней практике земского страхования,
мы видим единство и согласованность всей
тарифной системы современного обязательного
страхования. Политика единой тарифной
системы вполне согласуется с должной
дифференциацией премий в зависимости
от пожарно-страховых районов.
Кооперативное страхование
Страховая кооперация представляет собою
одну из самых молодых ветвей кооперативного
движения, возникших в революционное время.
Быстрый рост кооперации после первой
революции, сопровождавшийся интенсивным
накоплением ценностей, обусловливал
и повышение страховых платежей. Для руководителей
кооперации было ясно, какой ущерб наносится
кооперативному делу передачей страховых
платежей чужим организациям. С изданием
кооперативного закона 20 марта 1917 г. для
кооперативного строительства открылся
широкий простор. В начале 1918 г. по инициативе
Московского Народного Банка было созвано
совещание по вопросу о создании Всероссийского
Кооперативного Страхового Центра. Это
совещание поручило особой комиссии выработку
основных начал устава Кооперативного
Страхового Товарищества.
При обсуждении в комиссии задач и компетенции
будущего Страхового Центра были выявлены
две противоположные точки зрения. Одни
(Народный Банк) стояли за то, что Страховой
Центр должен быть единственным на территории
России и единым для всех видов кооперации
страховым органом. Такая конструкция
дает наибольшую гарантию устойчивости
страховой организации и вместе с тем
способствует максимальному накоплению
капиталов, которые могут быть использованы
для финансирования кооперативных учреждений.
В результате обсуждения этого вопроса
пришли к такому решению: участники Страхового
Союза могут организовывать в своей среде
страхование своих членов с тем, чтобы
перестрахование принятых ими рисков
производилось исключительно в Страховом
Союзе. Последнему было предоставлено
право вести как прямое страхование, так
и перестрахование.
В июле 1918 г. был
Страховой Союз в целях сохранения премии,
передаваемой в перестраховочную организацию,
выдвинул проект организации особого
порядка страхования крупных рисков, который
был утвержден собранием уполномоченных
Страхового Союза весной 1919 г. под наименованием
"капитала обеспечения убытков по крупным
рискам".
По декрету от 27 января 1920 г. Всероссийский
Страховой Союз был слит со страховым
Отделом Центросоюза. В том же году по
постановлению СНК денежное страхование
было окончательно ликвидировано.
Декрет от 6 окт. 1921 г., возродивший государственное
страхование, предоставил кооперации
право организовать свое собственное
страхование, не только товаров и движимости,
как раньше, но также строений, фабрик
и заводов с их оборудованием.
На основании этого декрета были и восстановлены
два кооперативных страховых центра: Всероссийский
Страховой Союз и Страховая Секция Центросоюза.
В декабре 1921 г. состоялось учредительное
собрание Всероссийского Кооперативного
Страхового Союза в составе представителей
22 центральных и крупных объединений,
на котором и было избрано правление.
По новому уставу ВКСС имеет своей целью
организовать и производить в пределах,
указанных в декрете от 6 октября 1921 г.,
страхование (огневое, транспортное, от
падежа скота и градобитий) имущества
кооперативных организаций. Членами Страхового
Союза могут быть действующие в России
и Федеративных Республиках центральные
и областные союзы, губернские и районные
кооперативные объединения.
Размер пая установлен в сумме 25 руб. по
расчету на золото. Количество голосов
Союза, которым располагает каждый член,
так регулировано: Всероссийские кооперативные
центры имеют право посылать в собрание
по три полномочных представителя, союзы,
охватывающие территорию автономных республик,
областные, губернские и крупнорайонные
по два представителя, остальные — по
одному. Каждый представитель имеет один
решающий голос.
Тарифная политика ВКСС построена па применении
твердых ставок, исключающих необходимость
дополнительных взносов страхователей
на покрытие пожарных убытков, с другой
стороны, на дифференциации премий в зависимости
от степени опасности рисков.
До выработки собственного тарифа Союзом
принят конвенционный тариф акционерных
страховых обществ со скидкой 15 %.
Среди деятелей ВКСС наблюдаем стремление
в сторону расширения и углубления страховой
работы кооперации. На собрании уполномоченных
26 июня 1922 г. было постановлено: "возбудить
ходатайство о разрешении Коопстрахсоюзу
организовать страхование от огня имущества,
принадлежащего членам кооперативных
организаций как юридическим, так и физическим
лицам, и до разрешения этого вопроса вновь
ходатайствовать перед Госстрахом о допущении
Коопстрахсоюза в качестве его агента
по приему страхования имущества населения".
В целях успешного и правильного развития
кооперативного страхования собрание
высказалось за объединение всех кооперативных
страховых организаций путем перестрахования
принятых им рисков во ВКСС. Из приведенных
постановлений выясняется основная линия
поведения Всероссийского Страхового
Союза.
3.
Кооперативное страхование
Страховая кооперация представляет собою
одну из самых молодых ветвей кооперативного
движения, возникших в революционное время.
Быстрый рост кооперации после первой
революции, сопровождавшийся интенсивным
накоплением ценностей, обусловливал
и повышение страховых платежей. Для руководителей
кооперации было ясно, какой ущерб наносится
кооперативному делу передачей страховых
платежей чужим организациям. С изданием
кооперативного закона 20 марта 1917 г. для
кооперативного строительства открылся
широкий простор. В начале 1918 г. по инициативе
Московского Народного Банка было созвано
совещание по вопросу о создании Всероссийского
Кооперативного Страхового Центра. Это
совещание поручило особой комиссии выработку
основных начал устава Кооперативного
Страхового Товарищества.
При обсуждении в комиссии задач и компетенции
будущего Страхового Центра были выявлены
две противоположные точки зрения. Одни
(Народный Банк) стояли за то, что Страховой
Центр должен быть единственным на территории
России и единым для всех видов кооперации
страховым органом. Такая конструкция
дает наибольшую гарантию устойчивости
страховой организации и вместе с тем
способствует максимальному накоплению
капиталов, которые могут быть использованы
для финансирования кооперативных учреждений.
В результате обсуждения этого вопроса
пришли к такому решению: участники Страхового
Союза могут организовывать в своей среде
страхование своих членов с тем, чтобы
перестрахование принятых ими рисков
производилось исключительно в Страховом
Союзе. Последнему было предоставлено
право вести как прямое страхование, так
и перестрахование.
В июле 1918 г. был
Страховой Союз в целях сохранения премии,
передаваемой в перестраховочную организацию,
выдвинул проект организации особого
порядка страхования крупных рисков, который
был утвержден собранием уполномоченных
Страхового Союза весной 1919 г. под наименованием
"капитала обеспечения убытков по крупным
рискам".
По декрету от 27 января 1920 г. Всероссийский
Страховой Союз был слит со страховым
Отделом Центросоюза. В том же году по
постановлению СНК денежное страхование
было окончательно ликвидировано.
Декрет от 6 окт. 1921 г., возродивший государственное
страхование, предоставил кооперации
право организовать свое собственное
страхование, не только товаров и движимости,
как раньше, но также строений, фабрик
и заводов с их оборудованием.
На основании этого декрета были и восстановлены
два кооперативных страховых центра: Всероссийский
Страховой Союз и Страховая Секция Центросоюза.
В декабре 1921 г. состоялось учредительное
собрание Всероссийского Кооперативного
Страхового Союза в составе представителей
22 центральных и крупных объединений,
на котором и было избрано правление.
По новому уставу ВКСС имеет своей целью
организовать и производить в пределах,
указанных в декрете от 6 октября 1921 г.,
страхование (огневое, транспортное, от
падежа скота и градобитий) имущества
кооперативных организаций. Членами Страхового
Союза могут быть действующие в России
и Федеративных Республиках центральные
и областные союзы, губернские и районные
кооперативные объединения.
Размер пая установлен в сумме 25 руб. по
расчету на золото. Количество голосов
Союза, которым располагает каждый член,
так регулировано: Всероссийские кооперативные
центры имеют право посылать в собрание
по три полномочных представителя, союзы,
охватывающие территорию автономных республик,
областные, губернские и крупнорайонные
по два представителя, остальные — по
одному. Каждый представитель имеет один
решающий голос.
Тарифная политика ВКСС построена па применении
твердых ставок, исключающих необходимость
дополнительных взносов страхователей
на покрытие пожарных убытков, с другой
стороны, на дифференциации премий в зависимости
от степени опасности рисков.
До выработки собственного тарифа Союзом
принят конвенционный тариф акционерных
страховых обществ со скидкой 15 %.
Среди деятелей ВКСС наблюдаем стремление
в сторону расширения и углубления страховой
работы кооперации. На собрании уполномоченных
26 июня 1922 г. было постановлено: "возбудить
ходатайство о разрешении Коопстрахсоюзу
организовать страхование от огня имущества,
принадлежащего членам кооперативных
организаций как юридическим, так и физическим
лицам, и до разрешения этого вопроса вновь
ходатайствовать перед Госстрахом о допущении
Коопстрахсоюза в качестве его агента
по приему страхования имущества населения".
В целях успешного и правильного развития
кооперативного страхования собрание
высказалось за объединение всех кооперативных
страховых организаций путем перестрахования
принятых им рисков во ВКСС. Из приведенных
постановлений выясняется основная линия
поведения Всероссийского Страхового
Союза.
млн. руб. Работа в указанном направлении
была образцово поставлена в Новгородском
и Казанском земствах, послуживших прототипами
для других земств.
4. Нынешнее состояние
огневого страхования
в России.
Страхование от огня (огневое страхование)
— вид страховой защиты, наиболее распространенной
в имущественном страховании. Толчком,
ускорившим развитие огневого страхования
и развитие страховых обществ, как принято
считать, послужил пожар, произошедший
в Лондоне в 1666 г. и погубивший 70 тыс. чел.
В 1667г. в Англии появляются страховые общества,
занимающиеся исключительно огневым страхованием.
В Гамбурге в 1677 г. создается Генеральная
огневая касса, в 1701 г. в Берлине для обществ,
занимающихся огневым страхованием, создается
Устав огневого страхования.
В России впервые в целях страхования
от огня в 1827 г. было учреждено «Первое
российское страховое от огня общество».
В течении последующих тридцати лет были
открыты еще два общества: «Второе российское
страховое от огня общество» (1835) и «Саламандра
(1864). В 1913 г. в страховании от огня принимало
участие около 300 страховых организаций.
В настоящее время страховое покрытие
от огня предоставляют; все страховые
организации, занимающиеся имущественным
страхованием.
Формирование нормативной базы страхования
от огня в РФ связано с принятием Федерального
закона «О пожарной безопасное от 21 декабря
1994 г. (с изменениями от 22 августа 1995 г.,
18 апреля 1996 г. и 24 января 1998 г.). Этот Закон
предусматривает, что противопожарное
страхование может осуществляться как
в добровольной, так и в обязательной формах.
Согласно данному Закону, предприятия,
иностранные юридические лица и предприятия
с иностранными инвестициями, осуществляющие
предпринимательскую деятельность на
территории России, должны проводить обязательное
противопожарное страхование :
имущества, находящегося в их ведении,
пользовании, распоряжении;
гражданской ответственности за вред,
который может быть причинен пожаром третьим
лицам;
работ и услуг
в области пожарной безопасности.
Перечень предприятий, подлежащих обязательному
противопожарному страхованию, должен
определяться Правительством РФ. Однако
обязательное противопожарное страхование
в практику не введено, так как его порядок
и условия должны быть установлены федеральным
законом, который пока не принят. Поэтому
противопожарное страхование осуществляется
в добровольной форме.
После принятия закона об обязательном
страховании сумма средств, израсходованных
предпринимателями на противопожарное
страхование, будет целиком относиться
на себестоимость продукции. Если же такое
страхование осуществляется гражданами,
то соответствующая сумма исключается
из их совокупных налогооблагаемых доходов
за текущий год. Закон устанавливает также
возможность предоставления страхователю
скидок со страховых тарифов с учетом
состояния пожарной безопасности страхуемого
имущества. Размер этих скидок определяется
страховыми организациями самостоятельно.
Для финансирования мер пожарной безопасности
должны создаваться фонды пожарной безопасности
за счет отчислений страховых организаций
из сумм страховых платежей по противопожарному
страхованию в размере не менее 5% от этих
сумм. Управление фондами пожарной безопасности
возложено на Государственную противопожарную
службу. Это положение закона также пока
полностью не реализовано, хотя принят
целый ряд документов, обеспечивающих
его введение:
постановление Правительства РФ «О фондах
пожарной безопасности и противопожарном
страховании» от 12 июля 1996 г.;
письмо Росстрахнадзора «О противопожарном
страховании» от 24 июля 1995 г.;
письмо Росстрахнадзора от 29 октября 1996
г.;
письма Росстрахнадзора и МВД «Об осуществлении
добровольного противопожарного страхования
и отчислениях от страховых
взносов по противопожарному страхованию
в фонды пожарной безопасности» от 18 октября
1996 г. и от 5 ноября 1996 г.
В последнем документе говорится, в частности,
что до момента создания фондов пожарной
безопасности страховые организации осуществляют
добровольное противопожарное страхование
в существующем порядке. После создания
этих фондов действующие договоры противопожарного
страхования должны быть поставлены в
них на учет в качестве источников отчислений
от страховых взносов. Только при этом
условии возможно использование страхователями
и страховщиками льгот, установленных
законодательством для добровольного
и противопожарного страхования.
Постановка на учет осуществляется фондом
пожарной безопасности после заключения
договора со страховой организацией. В
этом договоре определен порядок и сроки
отчислений страховых организаций в фонды
пожарной безопасности. До заключения
договора с фондом суммы причитающихся
ему отчислений должны храниться на специальном
счете страховщика в банке. Перечисление
средства на данный счет должно производиться
в течение 5 дней с момента поступления
страховой премии (первого страхового
взноса) на счет страховщика в банке.
Договорами противопожарного страхования
признаются только договоры страхования
имущества и (или) гражданской ответственности,
заключенные исключительно на случай
причинения ущерба объекту страхования
в результате пожара. Данное положение
чрезвычайно важно, так как в существующей
страховой практике огневое страхование
включает защиту от многих рисков помимо
пожара. Для таких договоров страхования
установлены следующие требования:
в договоре отдельно указывается размер
части страховых взносов, приходящихся
на противопожарное страхование. Эта доля
не может быть ниже 15% суммы страховых
взносов по страхованию имущества и 2%
— для страхованию гражданской ответственности;
если в договоре страхования не содержится
указаний на часть
страховых взносов, приходящихся на противопожарное
страхование,
то для уплаты отчислений в фонды пожарной
безопасности эта доля
принимается в размере 15% для страхования
имущества и 2% - для
страхования гражданской ответственности.
В настоящее время противопожарное страхование
осуществляется исключительно в добровольном
порядке и, как правило, не ограничивается
страхованием огневых рисков, а включает
и другие риски, сходные с огневыми по
своим масштабам и последствиям. Обычно
в одном договоре страхуются не только
объекты недвижимости, но и другие виды
имущества.
Развитие этого вида страхования зависит,
в частности, от возможностей и порядка
финансирования со стороны страхователей.
Эти возможности определены Налоговым
кодексом РФ (часть вторая, гл. 25, ст. 263
«Расходы на обязательное и добровольное
страхование имущества»).
Расходы на обязательное и добровольное
страхование имущества представлены страховыми
взносами, которые предприятия и организации
платят страховщикам по договорам страхования.
Подавляющая часть этих взносов с 2002 г.
включается в состав расходов, связанных
с производством и реализацией продукции,
и учитывается в составе прочих расходов.
Эта норма Налогового кодекса имеет большое
значение для развития страхования в России,
так как до последнего времени расходы
на добровольное страхование могли быть
отнесены на издержки лишь в размере 3%
годового объема реализации. Все остальные
страховые взносы должны были уплачиваться
из чистой прибыли.
В настоящее время установлен следующий
порядок. Расходы по обязательным видам
страхования, введенным федеральным законодательством,
включаются в состав прочих расходов в
пределах утвержденных страховых тарифов
или в размере фактических затрат, если
данные тарифы не утверждены. Расходы
по добровольному страхованию имущества
тоже включаются в состав прочих расходов
в размере фактических затрат при условии,
что речь идет об основных фондах производственного
назначения (в том числе арендованных).
Конкретный объем ответственности страховщика
определяется договором страхования и
указывается в страховом полисе.
Вместе с тем по условиям страхования
возмещается не любой ущерб, нанесенный
имуществу вследствие огня и других причин.
Например, страховые компании, как правило,
не возмещают убытки, возникшие в результате
обработки застрахованного имущества
огнем в соответствии с технологическим
процессом, убытки наступившие не вследствие
пожара, а от подпаливания при складировании
сырья, материалов, продукции и т.п. вблизи
источников поддержания огня. В большинстве
случаев не возмещаются также убытки,
произошедшие в результате военных действий,
гражданских беспорядков, воздействия
радиации, нарушения страхователем (владельцем
застрахованного имущества) правил противопожарной
безопасности.
На таких условиях может быть застраховано
любое имущество страхователя. При этом
все имущество распределяется на группы:
1. здания, сооружения, передаточные устройства;
2. производственное, технологическое и
иное оборудование,
машины, инструмент, производственный
и хозяйственный
инвентарь и принадлежности;
3. сырье и материалы;
4. товары на складах, включая готовую продукцию,
выставочные образцы.
Страхователем может быть как собственник
имущества, так и владелец по договору
аренды или найма. Имущество может находиться
в полном хозяйственном ведении страхователя
или в оперативном управлении, может быть
передано страхователю на хранение либо
в распоряжение для каких-либо целей (для
переработки, продажи, залоговое имущество,
по лизингу и т.п.).
Заключение
Страхование от огня – один из старейших
видов страхования, второй по времени
возникновения после страхования морской
перевозки грузов.
Таким образом, страхование от огня способствует
и социальному, и экономическому подъему
нашей страны, делая положение граждан
и предприятий более устойчивым и независимым
от различного рода случайностей.
Страховой рынок — составная часть финансового
рынка страны, где предметом купли-продажи
являются страховые продукты. Всеобщность
страхования определяет непосредственную
связь страхового рынка с финансами предприятий,
финансами населения, банковской системой,
государственным бюджетом и другими финансовыми
институтами, в рамках которых реализуются
страховые отношения. Страховой рынок
выполняет ряд взаимосвязанных функций:
компенсационную, накопительную, распределительную,
предупредительную и инвестиционную.
Оценивая ситуацию на российском страховом
рынке, можно сказать, что система страхования
крайне неравновесна. И, прежде всего,
потому, что потребность в страховании
неуклонно растет, а подсистема профессиональных
услуг отстает в развитии, не удовлетворяет
в необходимом объеме указанную потребность.
Список
литературы:
Ахвледиани Ю.Т. Страхование / под ред. В.В.Шахова. [Текст] - М.: "ЮНИТИ", 2007. - 511 с.
Федотова Т. Основы страховой деятельности. Учебник. [Текст] 3-е изд., исправл. и доп. М.: БЭК, 2006г. - 776 с.
Захарьин В.Р. Страхование обязательств и имущества с целью минимизации рисков. [Текст] - М.: Налоговый вестник, 2007. - 256 с.
Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. [Текст] - М.: "Финансы и статистика, 2007. - 360 с.
Шихов А.К. Страховое право: учебное пособие. [Текст] - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - 296 с.
Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование. Теория и практика. [Текст] - М.: "ЮНИТИ", 2007. - 511 с.
Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: Учебник/Под ред. Е.В. Коломина. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.
Страхование [Электронный ресурс] // http://www.insur-info.ru/
Федеральный Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ. [Текст]
Финансовое право: Уч./Отв.ред. Н.И. Химичёва. [Текст] - М: Юрист, 2007г. – 749с.