Эволюция социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание

Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы.
Основная же масса населения просто не имеет представления о тех социальных гарантиях, которые им предоставляет государство.
Цель работы: сформировать общую картину развития социального страхования Российской федерации.

Содержание

Введение
3
Дореволюционное социальное страхование в России
4
Социальное страхование в России после Октябрьской революции 1917г.
5
Послевоенное социальное страхование
8
Перестройка и новая политика социального страхования
8
Заключение
10
Список используемой литературы
11

Работа состоит из  1 файл

к-р.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Также в 1938 году  бюджет  социального  страхования,  ранее  утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного  бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет  свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное  обеспечение. Оно стало инструментом распределения средств  государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу.      В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по  улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например,  пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100  процентов заработка. В таком же размере выдавалось пособие по  беременности и родам женщинам-инвалидам войны.

В последующий  период отмечалось дальнейшее развитие социального  страхования. Установлена выдача пособий по временной нетрудоспособности  от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка,  независимо от  каких-либо  условий.  Продолжительность  отпуска  по  беременности и родам составляла 112 календарных дней.

 

 

 

3. Послевоенное социальное страхование

 

Получило  развитие  профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945  по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в  5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от  производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования  выдавались либо бесплатно, либо за 30 % стоимости.

Постановлением  Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и  соответствующим решением ВЦСПС изменены условия и размеры пособий. Высший  предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90  процентов заработка, и оговаривался при этом требованием о непрерывном  стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при  трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны, но уже  вне  зависимости от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих  категорий был вновь восстановлен прежний размер – 100 процентов  заработка.

Важным  этапом  развития  социального  страхования  является  распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц,  работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно  вводиться и для колхозников. В  1964  году,  право на  государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры:  председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по  беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за  счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и  государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у  рабочих и служащих.

В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда  колхозников была введена система социального страхования всех членов колхозов.

До 1991 года система социального страхования  не менялась.

 

4. Перестройка и новая политика  социального страхования

 

Перестройка вызвала изменения в организации  и финансировании  социального страхования.

К первой попытке реорганизации старой системы  соцстраха можно отнести Постановление  Совета Министров СССР и ВЦСПС  от 15  августа 1990 года «О совершенствовании  порядка финансирования расходов на  социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан  Фонд  социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать  с 1 января 1991 года, упразднен централизованный союзный Фонд социального  страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к  перестройке содержания и функционирования социального страхования.

Постепенно  Фонд укреплял свое организационное и финансовое  положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о  порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах  созданы региональные фонды, подчиненные центру.

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией  всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени  это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено четырьмя фондами:

• пенсионным;

• обязательного  медицинского страхования;

• социального страхования;

• занятости (до 2001 г.).

Виды  страхового  обеспечения  по  обязательному  социальному  страхованию определены в Статье 8 Федерального Закона об  основах  обязательного социального  страхования:


  1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
  2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
    • оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
    • пенсия по старости;
    • пенсия по случаю потери кормильца;
    • пособие по временной нетрудоспособности;
    • пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
    • пособие по беременности и родам;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    • пособие по безработице;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских    учреждениях в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • пособие на санаторно-курортное лечение;
    • социальное пособие на погребение.

На сегодняшний день государственной  гарантией устойчивости обязательного  социального страхования является система дотаций из федерального бюджета, т.е., при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета, позволяющие обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию.

Заключение

Целью данной работы являлось сформировать общую картину развития социального  страхования в России.


Первые законы о страховании были приняты в  России в начале ХХ столетия.

В 1912 г. Россия получила пакет страховых  законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц - в случае родов.

На  протяжении столетия система социального  страхования совершенствуется. Полной, всеобъемлющей системы социального страхования пока еще не создано. Система соцстраха требует глобального финансирования,  мощной законодательной поддержки.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон об основах обязательного социального страхования № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 190-ФЗ, от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ)
  2. Т.А. Ромм История социальной работы. Учебное пособие. Изд-во НГТУ. Новосибирск, 2005
  3. И.А. Рыбкин Страхование, Москва, 2001 г.
  4. Е.Б. Хохлов. Очерки истории правового регулирования труда в России. Санкт-Петербург. 2002.

 


Информация о работе Эволюция социального страхования в России