Лекции по "Страхование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:11, курс лекций

Описание

Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике.
Правовые основы страховой деятельности. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деятельности.
Понятие рисков страхования, классификация рисков и рискменеджмент.
Договор страхования и принципы страхования.
Метод и принципы расчёта страховой премии.
Имущественное страхование.
Страхование от огня.
Страхование от перерывов в производстве.
Страхование запасов товаров.
Морское страхование.
Страхование автотранспорта.
Личное страхование.
Перестрахование.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по курсу Страхование.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

 

3.       без ответственности за повреждение.

По договору возмещается убытки о полной гибели груза, если его части в тех же случаях и на тех же условиях, что и за страхование в п. №2.

Не возмещаются ущербы от повреждения груза.

 

Эти договоры страхования груза могут заключаться, как на единую перевозку, так и на перевозку всего груза в течение определённого срока, то в этом случае оформляется «генеральный» полис. Договор страхования может предусматривать перевозку груза партиями или по частям, но при этом в договоре страхования страховая сумма указывается полностью на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза определяется исходя и з доли этой партии в общей страховой сумме, обычно, эти договоры предусматривают условную/безусловную франшизу. Для заключения договора страхования на перевозку груза, страховщик получает от страхователя письменное заявление. В заявлении необходимо отобразить следующие требования:

1.       точное название груза, род упаковки, вес;

2.       номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

3.       вид транспорта;

4.       способ отправки груза:

       навал;

       насыпь;

       наливом;

       в штабелях;

       в трюме;

       на палубе.

5.       пункты отправления, перегрузки, назначения груза;

6.       дата отправки груза;

7.       страховая сумма;

8.       условия страхования.

Ответственность по договору страхования начинается с момента когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки на склад грузополучателя или какой-либо другой склад. Ответственность страховщика после выгрузки груза на склад длится ещё несколько дней. При предъявлении претензии на страховое возмещение страхователь или выгадоприобретатель обязан документально доказать следующее:

       свой интерес в застрахованном имуществе;

       наличие страхового случая;

       размер своей претензии по убытку.

Для доказательства своего страхового интереса используются следующие документы:

-          коносаменты;

-          железнодорожные накладные, другие перевозочные документы фактуры счета. Из содержания этих документов должно явственно следовать, что страхователь имеет право распоряжаться грузом. При страховании фрахта используются чартер партии и коносаменты.

Чартер партии – это документ, который оформляется договором морской перевозки груза, заключаемый с условием предоставления для перевозки груза, либо сего судна, либо его части, либо определённых судовых помещений.

Коносамент – это транспортный документ, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимых водным путём, он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю.

Для доказательства страхового случая используются документы:

-          морской протест;

-          выписка из судового журнала;

-          справка о возбуждении уголовного дела;

-          другие официальные акты с указанием причин страхового случая.

В случае пропажи перевозящего средства без вести, то используется:

-          свидетельство о времени выхода из пункта отправления;

-          свидетельство о неприбытии в пункт прибытия, в установленный срок, установленный для признания перевозящего средства пропавшим без вести.

Документы для определении размеров претензии по убыткам:

-          акты осмотра груза аварийным комиссаром;

-          акты экспертизы, оценки и другие документы, составленные согласно законам и обычаям того места, где определены убытки.

-          Оправдательные документы на производственные расходы, счета по убытку;

В случае требований о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии. Предоставленный обоснованный расчёт диспаша (диспашор – человек, занимающийся диспашей).

При этом на стороне требующего распределения убытков среди участников, требуется доказать, что заявленные убытки и расходы, действительно должны быть признаны общей аварией.

 

II.    Страхование судов – КАСКО.

Это одна из древнейших и сложных отраслей народного страхования.

Суда делятся на группы по:

-          назначению;

-          районам плавания;

-          материалам постройки;

-          ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);

-          роду двигателя (ветровые, паровые);

Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.

Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

Условия страхования плавающих средств завися от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности это страхование торговых судов.

КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.

Страховое покрытие распространяется на:

1.       судно;

2.       машинное оборудование;

3.       оснащение;

4.       всё, что есть на борту.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

Полная конструктивная гибель судна ­ это собственность, находящаяся в состоянии не подлежащим восстановлению, она признаётся в случае если затраты на на ремонт большей стоимости корабля после ремонта.

Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.

Характеристическими чертами страхования судов является:

1.       ограничение области страхования, она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;

2.       срок страхования обычно составляет один срок;

3.       в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;

4.       страховая сумма и тариф установлена в индивидуальной для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов, на тарифную ставку влияют следующие показатели:

-          стоимость судна;

-          возраст судна;

-          тип судна;

-          грузоподъёмность;

-          мощность двигателя;

-          классификация;

-          флаг, под которым ходит судно;

-          менеджмент (владения, капитал, экипаж);

-          район плавания;

-          условия страхового покрытия.

 

Объём страхового покрытия в зависимости от условий страхования.

Условия страхования судов

 

 

 

Объём страхового покрытия

С ответственностью за гибель и повреждения

С ответственностью за повреждение

С ответственностью только за полную гибель, включая расходы по спасанию

С ответственностью только за полную гибель

Убытки вследствие полной гибели судна

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

Расходы по устранению повреждений, его корпуса, механизмов машин, оборудования

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

Убытки, расходы, взносы по общей1 аварии и доли риска

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

Необходимые расходы, связанные со спасением судна

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Необходимые и целесообразно-производственные расходы по предварительному уменьшению и установленных убытков

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

 

Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

-          умысла, грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;

-          известной страхователю не мореходности судна до выхода судна в рейс;

-          износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования;

-          эксплуатация судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;

-          прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения;

-          расходы по содержанию судна и экипажа, за некоторыми исключениями;

-          убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причин ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;

-          косвенные убытки страхователя.

Договор страхования судов заключается на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования.

Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса.

Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования.

 

III. Страхование ответственности судовладельца.

По мере развития судоходства появилось большое количество судов, насыщение морей плавсредствами, а так же всё большее и лучшее оснащение портов, дорогостоящими, в основном, сооружениями, отсюда возрастает ответственность за возможное причинение ущерба третьим лицам. Эти риски, обычно, покрываются через клуб, взаимного страхования судовладельцев (P&I). Эти клубы взаимного страхования судовладельцев, менеджеров и других лиц связанных с эксплуатацией судов по отношению к третьим лицам. В настоящее время действует около 70 P&I клубов, которые расположены преимущественно в Англии, Швеции, Норвегии и США. Деятельность этой организации основана на международной организации представителей, т.е. корреспондентов клуба. Корреспонденты клуба защищают интересы членов клуба в определённой стране, а при необходимости привлекают специалистов и экспертов.  Финансовая база клуба состоит из взносов членов клуба, из которых формируются страховые фонды. Страховые взносы подразделяются:

1.       предварительные взносы.

Определяются советом директоров к началу полисного года (полисный год начинается 20.02 в 12:00 АМ по Гринвичу);

2.       дополнительные взносы.

Если в конце полисного года обнаруживается, что предъявленных претензий больше, то тогда делаются дополнительные взносы;

3.       чрезвычайные взносы.

Они собираются при возникновения катастрофических убытков.

 

Основные страховые риски через P&I клубы

1.       груз;

2.       телесные повреждения;

3.       повреждения неподвижно плавающих объектов;

4.       столкновения;

5.       перемещение остатков судна;

6.       претензии со стороны команды;

7.       отсутствие возмещения по общей аварии;

8.       штрафы;

9.       расходы на буксировку;

10.   карантинные издержки;

11.   имущество на корабле;

12.   судебные издержки.

Крупнейший клуб: «Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии».

Суммарный тоннаж застрахованного этим клубом – 200 БРУТТО регистрированных тонн. Наш «Ингосстрах» работает по правилам этого клуба.

 

Страхование грузов в международной торговле

Информации не имеется!

 

Страхование автотранспорта.

В качестве страхователя могут выступать физические и юридические лица.

Страхование автотранспорта производится в добровольной форме. Организации, как юридическое лицо, страхует автотранспорт, находящийся у них на балансе, либо арендуемое, либо приобретённое в лизинг. Объектом страхования может быть любой самоходный автотранспорт, который подлежит государственной регистрации. Все виды автотранспорта страхуются. При страховании на условиях КАСКО объектом является автотранспорт в комплекте завода изготовителя. Наши отечественные страховщики, обычно, предлагают страхование КАСКО и дополнительное оборудование в одном портфеле со страхованием багажа, находящегося в автотранспорте, и в принципе автотранспорт может быть застрахован:

1.       на сумму равной полной стоимости в новом состоянии, по рыночной цене на момент заключения договора;

2.       на сумму с учётом индекса для подержанного автотранспорта;

3.       на сумму ответственности страхователя перед организацией сдавшей автотранспорт в аренду;

4.       по неполной стоимости с установленной пропорцией ответственности.

Договор, по которому уже выплачивалось страховое возмещение, но не в полном объёме, сохраняет своё действие до конца срока в размере разности между страховой суммой и страховой выплатой.

Риски, от которых страхуется автотранспорт, оговариваются со страховщиком и часто из набора рисков исключается кража.

Информация о работе Лекции по "Страхование"